«Сказка без границ»: дети с ограниченными возможностями готовятся к уникальной премьере. Национальная премия “Гражданская инициатива” Ледовая постановка с детьми инвалидами

Прикоснуться к прекрасному

В академическом театре кукол кипит работа. И хотя творческая жизнь тут никогда не прерывается, сегодня даже сотрудники со стажем не скрывают волнения. Впереди ответственный эксперимент. Коллектив решил дать возможность детям-инвалидам выступить перед сверстниками с постановкой «Сказка без границ».

Дети с ДЦП и другими заболеваниями, те, кого относят к категории «с ограниченными возможностями», станут настоящими актерами, - рассказал «Комсомолке» председатель Ассоциации инвалидов и общественных организаций инвалидов Республики Крым Дмитрий Кучмий . - И это, пожалуй, первый в Крыму такой опыт, когда профессионалы приобщают инвалидов к искусству театра кукол. Приобщают совершенно безвозмездно.


Вникнув в замысел, почти месяц прорисовывала декорации художник-постановщик театра кукол Светлана Сафронова .

Зрители у нас самые юные, а тут еще и актеры необычные, - говорит заслуженный работник культуры Крыма .

Воплощает эскизы, сооружает деревянную конструкцию - сцену-трансформер, яркие декорации художник-декоратор Виктор Кушин.


В мастерской запах стружки и олифы. На верстаке - молоток, рубанок, отвертка. «Все по чертежам», - улыбается он, демонстрируя раскладывающиеся части.


В соседней крохотной комнатке стрекочет швейная машинка. Над костюмом Медведя колдует заслуженный работник культуры Крыма Надежда Кацемон.


Уверена, всем понравится, - говорит художник-модельер.

Рядом на столе целая папка рисунков. Это эскизы костюмов для других участников спектакля.

Всё преодолеем!

Режиссер-постановщик КАТК Наталья Образцова контролирует весь процесс, ведь из графика никак нельзя выбиться. Премьера не за горами.


Мы просмотрели более сотни детей. Многим просто по-человечески не могли отказать, а потому набрали сразу два взаимозаменяемых состава, - признается Наталья Ильинична. - Драматургия написана, музыкальный материал готов, роли распределены. Доделываем декорации, кукол и приступаем к застольным репетициям. То есть обговариваем образы, работаем с текстом. Далее уже в костюмах выходим на сцену с декорациями, начинаем работать. Раскрою маленький секрет: даже танцы будут.

Опытный режиссер впервые работает с детьми-инвалидами, но полна энергии и энтузиазма:

Даже обыкновенному человеку сложно выйти на сцену, на публику. Необходимо учиться, нужен опыт. Естественно, будем помогать, комплексы и зажимы убирать. Все преодолеем.

Дети абсолютно необычные, - солидарны с Натальей Образцовой сотрудники театра. - Хотим до конца лета обкатать спектакль, поездить. Мы упертые, все сделаем!

Не меньше взрослых переживает 16-летняя Мария Карпова . Ей выпала главная роль. Она - ведущая постановки, в которой принимают участие дети от 7 до 16 лет.

Для каждого из 30 юных актеров это не только испытание, но и возможность развития творческих способностей и самореализация, социальная реабилитация, - говорит Мария. - Их участие в этой программе поможет самоутвердиться, поверить в свои возможности, быстрее приспособиться к окружающим условиям. Доброжелательность, отзывчивость сотрудников театра - неоценимы для нас.

Главные герои постановки убеждены: аплодисменты зрителей станут поддержкой для всех инвалидов.

Кстати

Это нужно детям, это нужно республике!

Проект по социальной адаптации детей в общество средствами кукольного театра поддержало Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Министерство культуры.

Конкретно

Как помочь артистам

Спектакли должны увидеть дети всего Крыма. Юных артистов-инвалидов уже ждут в России . Их пригласили в Краснодар , Москву , Санкт-Петербург . Однако им необходимы средства на переезды и проживание.

Расчетный счет № 40703810700930000013, АО «ГЕНБАНК» в г. Симферополь

ИНН 7750005820, КПП 910243001

К/счет 30101810835100000123 в отделении Центрального банка РФ по Республике Крым

БИК 043510123, ОГРН 1137711000074

Назначение платежа: благотворительная помощь на реализацию программы «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра - постановка спектакля «Сказка без границ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ФАКЕЛ» РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА КОЛЬЦОВО

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития»

Алефтина Павловна Тихонова

Кольцово–2009

Аннотация проекта

Проект реализуется МОУ ДОД ЦДТ «Факел» р. п. Кольцово в рамках работы интегративного театра детей-инвалидов «Кольцобинчик». Ведущая идея проекта – сделать жизнь детей-инвалидов не выживанием, а развитием. Целью же является социальная адаптация детей с особенностями развития средствами интегративного театрального искусства, формирование у общества адекватного отношения к людям с особенностями развития.

Идея реализации данного проекта возникла из-за той политической и социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством инвалидов через участие театра «Кольцобинчик» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их.


Постановка проблемы

Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития , как показывает мировой опыт, является общечеловеческой. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Тем не менее, проблемы социальной адаптации и реабилитации, в виду их актуальности, широко и разносторонне разрабатываются, в основном специалистами-дефектологами и социальными работниками.

Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Современные психологи и дефектологи все чаще используют арт-терапию как естественный и бережный метод исцеления и развития души и тела через художественное творчество. Многолетний опыт автора проекта по работе с детьми-инвалидами показал, что одним из самых эффективных способов социальной адаптации является интегративный театр. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых. Кроме того, интегративный театр оказался и эффективным средством реабилитации, в том числе и медицинской. Ховард Бутен, писатель, врач, психиатр , всемирно известный клоун Буффо, один из руководителей французского интегративного театра «Турбулес» сказал: «Результаты столь поразительны, что через несколько лет занятий детей-инвалидов в таком театре, родители вообще начинают сомневаться, а правильно ли поставлен диагноз, был ли ребенок болен».

Совместное творчество дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и пси­хическим недостаткам, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с особенностями развития совместное творчество ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Осенью 2001 и 2004 годов в Москве прошли I и II Всероссийские фестивали «Особых» театров России. («Особых» - значит с участием людей с особенностями развития). Эти фестивали показали, что движением «Особых» театров в нашей стране в основном охвачены дети-инвалиды интернатов и специализированных школ , а так называемые «домашние», «неорганизованные» дети-инвалиды находятся в социальной изоляции , что также является насущной проблемой.

Реализация проекта «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации людей с особенностями развития» позволяет решить подобные проблемы. Актуальность подобной работы (организации интегративного театра) в рамках населенного пункта была обусловлена с одной стороны потребностью в ней со стороны семей с детьми-инвалидами, с другой стороны отсутствием на территории поселка специализированных учреждений для работы с детьми-инвалидами. Проект ориентирован, в основном, на работу с детьми-инвалидами, не посещающими учреждения общего образования, т. к. дети, посещающие школы, как правило, с большим трудом осваивают основные образовательные программы . Все их усилия в основном направлены на учебу и лечение, и уже не остается сил и времени на дополнительное образование. Для «неорганизованных» детей творческая работа – единственный способ реализовать себя.


В качестве отличительных особенностей данного проекта можно отметить следующие аспекты:

· Включение театральной деятельности (из опыта работы) в систему работы с детьми-инвалидами в рамках Новосибирской области ;

· Направленность деятельности интегративного театра на работу с общественностью;

· Объединение в театральном коллективе детей-инвалидов с различными диагнозами без ограничений по возрасту и здоровых детей и взрослых (родственники детей-инвалидов, профессиональные и любительские театральные коллективы, танцевальные коллективы, творческие группы, воспитанники Воскресной школы и т. п.);

· Адаптация театрального репертуара для постановок коллектива детей-инвалидов, а также авторские разработки сценариев и участие обучающихся в разработке сценариев;

В декабре 2007 года – «Кольцобинчик» - победитель в номинации «актерское мастерство» на XI Омском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В мае 2008 года – финалист VII международного театрального фестиваля «Непротоптана стежина» г. Львов (Украина).

В августе 2008 года театр «Кольцобинчик» представлял Новосибирскую область на Всероссийском фестивале «Вместе мы сможем больше», посвященном 20-летию Всероссийского общества инвалидов (г. Москва).

В октябре 2008 года театр «Кольцобинчик» награжден дипломом «За подвиг служения театру» экспериментального фестиваля мини и моно спектаклей «Малая Академия – 8» (г. Новосибирск).

В ноябре 2008 года – лауреат районного фестиваля детского творчества «Творение души и рук моих» и лауреат 15-го Городского фестиваля детского творчества «Мы талантливы» (г. Новосибирск).

В декабре 2008 года – «Кольцобинчик» - лауреат II степени в номинации «театральное искусство» XII Омского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В 2007 году руководитель театра Алефтина Павловна Тихонова награждена дипломом III степени VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».

В 2007 году дети-инвалиды – артисты театра «Кольцобинчик» Скворцов Алексей, Семенов Михаил, Кирьянова Ольга, награждены именными премиями наукограда Кольцово за достижения в области культуры, Саша Литягин удостоен губернаторской стипендии детям-инвалидам, одаренным в области культуры и искусства, а Дима Тутов – стипендии благотворительного общественного фонда «Наш день». В 2008 году губернаторской стипендии одаренным детям-инвалидам удостоен Тутов Дима.

В среднем в течение года театр «Кольцобинчик» выступает от 15 до 20 раз.

Светлана Манакова
Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.

Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям ,и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества , он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества , помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества .

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями, но часто ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. К счастью в нашем городе есть реабилитационный центр "Журавлик" ,где получить помощь и поддержку может любой ребёнок -инвалид.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил, – важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью . Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции ребёнка с ОВЗ в общество .

К наиболее распространенным формам организации досуговой деятельности для детей и подростков с ОВЗ можно отнести :

1. Создание кружков и клубов.

2. Кружки прикладного творчества.

3. Кружки художественного самодеятельного творчества , в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.

4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов .

5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей детей с ограниченными возможностями).

6. Организация праздников, концертов.

7. Постановка спектаклей.

8. Организация информационно-просветительских программ.

9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт - терапия

Основные формы работы с детьми инвалидами :

Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха) .

Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является волевой потенциал и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых –как здоровые дети ,так и дети с ОВЗ. Под руководством педагогов они готовятся к досуговым и развлекательным мероприятиям : конкурсам, концертам, вечерам.

Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. И ещё главный момент. Чем больше на празднике будет здоровых детей ,тем лучше-будь то волонтёры,или братья и сёстры участвующих ребятишек с ОВЗ.

Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др., общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.

Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми . Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети , умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок» . Можно ввести дополнительную роль для не говорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!

Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – «рисование на лице» . Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Можно пригласить молодых волонтёров, неравнодушных ребят-художников,предварительно объяснив им ситуацию. Их цель - быть открытыми для общения и творчества ,уметь вызвать ребёнка на контакт.

Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе» . Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения : создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все» . И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.

Праздником можно отмечать многие события : приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т. п. Праздники дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни , способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.

Участвуя в таких мероприятиях, каждый ребёнок с ОВЗ имеет возможность показать свои способности или просто продемонстрировать стремление необходимости в социуме.

Нужно отметить,что на концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные

мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для детей- инвалидов , что даёт возможность детям с ОВЗ больше проводить досугового времени в обществе здоровых детей . Дети все вместе сидят в зрительном зале, играют в общие игры в антрактах,вместе обсуждают увиденное.

Большой отклик у детей с ОВЗ вызывает народная музыка,поэтому с удовольствием они принимают участие в фольклорном фестивале.

Участие в фольклорном фестивале для детей инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества . Используемые здесь игровые элементы,народная музыка,необычные музыкальные инструменты имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное , и эмоциональное значение. Вместе с обычными ребятами из фольклорных коллективов дети с ОВЗ водят хороводы,играют в игры,танцуют. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду . Цель такого взаимодействия создать психологический комфорт,учиться азам общения со сверстниками . Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья ребят , идет через контакт с детьми общеобразовательных классов .

Хорошие возможности для социальной реабилитации детей инвалидов дают методики игротерапии : используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению , снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы. Большое преимущество в развитии детей -инвалидов имеют коллективные игры. Для участия в них создается группа. Обязательно в группу нужно включать несколько здоровых детей . Так между детьми начинают завязываться дружеские отношения,появляется понятие взаимовыручки. В группе ребенок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей . Полученные ребёнком инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.

Большую роль в досуговой деятельности занимает игровая деятельность с элементами театрализации.

При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников : игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли. Для детей -инвалидов это естественное занятие и способ моделирования отношений с окружающим миром и развития личности, для взрослых – лояльный и безопасный метод исследовать свой прошлый опыт. Такая игра,которую проводят здоровые актёры на сцене вместе с актёрами с ограниченными возможностями позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта.

Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол : перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несет в себе закодированный образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность.

Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Они с удовольствием вместе с обычными детьми одевают кукол на руку и играют в кукольный театр. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал

с оптимизмом смотреть в будущее.

Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют вечера знакомств, целью которых является помочь детям с ОВЗ обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми . Ребята быстро находят общий язык,потому что и те и другие знают,что такое интернет,сотовый телефон и компьюторные игры. Дети с ОВЗ на равных участвуют со здоровыми ребятами в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики) . Не надо разделять детей , имеющих ограниченные возможности здоровья и детей из обычных классов . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.

Часто такие знакомства переходят в дружбу.

Таким образом, активная досуговая реабилитация в обществе здоровых людей позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении , возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности , а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения .

Дополнительная обучающая программа художественной направленности «Твори добро».

Пояснительная записка

Актуальность программы
В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромная работа по реабилитации данной категории людей. Особое место в этой группе занимают дети.
Жизнь ребенка с особыми потребностями протекает в сложных условиях: она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих талантов и способностей и их проявления. И как показывает практика, среди такой категории очень много музыкально, поэтически и художественно одарённых детей.
Однако инфраструктура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг, как правило, не приспособлена к удовлетворению их потребностей и дети зачастую лишены возможности быть равными среди равных.
С целью оптимизации жизненного пространства детей с особыми потребностями, проявляющими интерес к декоративно-прикладному творчеству и разработана дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Твори добро».
Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Программа «Твори добро» так же направлена на решение проблемы социальной адаптации ребёнка. В процессе обучения происходит социальная реабилитация детей, проявляющаяся в том, что ребенок может участвовать во всевозможных выставках: в Центре развития творчества детей и юношества, в городском музее, в городской библиотеке. Лучшие работы принимают участие в областном фестивале для детей с ограниченными возможностями «Рождественские встречи друзей». Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной значимости и уверенности в собственных силах.
Особенность программы
Обучение по данной программе может осуществляться как индивидуально на дому, так и дистанционно через общение по скайпу и видеомастерские, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка. Для этого, совместно с городским телевидением «ТВ 12 канал» разработана серия видеомастерских, технологические карты, дидактические пособия, позволяющие детям самостоятельно закреплять пройденный материал.
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:
обучающие:
-расширять знания, умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества.
развивающие:-развивать память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности;
-расширять кругозор;
воспитывающие:
-воспитывать чувство собственного достоинства;
-содействовать преодолению отрицательных стереотипов представлений
окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;
-содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа «Твори добро» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом) в возрасте от 10 до 16 лет, проявляющими интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий (образовательный процесс происходит преимущественно в домашних условиях).
Объём материала программы рассчитан на два года обучения. С годовой нагрузкой 144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
Основная форма проведения занятия – индивидуально на дому. В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория - практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости.

Основные этапы программы
Программа 1-го года обучения относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем)
На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и умения работы с природным и бросовым материалом, лепки из соленого теста и пластилина, бумагопластики (торцевание и модульное оригами). Занимается изготовлением сувениров из различных материалов и в разных техниках.
Программа 2-го года обучения относится к творческому уровню программ дополнительного образования, поскольку учащиеся работают по собственному замыслу, активно применяя полученные знания и умения. Участвуют в различных конкурсах и выставках (в том числе авторских).
Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.
Для успешной реализации программы необходимо:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде
консультаций психолога);
- сотрудничество с родителями;
- соответствующее материально-техническое обеспечение.
Основные принципы программы:
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).

Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленной цели используются следующие формы и методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, работа с литературой, интернетресурсами); исследовательские (наблюдение, опыт, эксперимент, исследования); наглядные (демонстрация, показ); практические; важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма.
Ожидаемые результаты:
Кроме расширения объема знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству и раскрытия творческого потенциала учащихся, ожидается:
- повышение социальной активности;
- положительная динамика развития познавательных психических процессов;
- сформированность устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
- реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и
самостоятельности;
- сформированность чувства собственного достоинства и самоуважения;
- расширение кругозора ребенка.
Формы контроля
На всех этапах обучения осуществляется входной, промежуточный и итоговый контроль, в результате которого отслеживаются имеющиеся и приобретенные знания, умения, навыки и личностные качества учащихся.
На 1 году обучения ведущими формами промежуточного контроля являются: игры, викторины, конкурсы. На 2 году обучения – опрос, графические диктанты, тесты, участие в городских, областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях. На всех этапах контроля важным является включение детей во внутренний контроль (анализ работ, самоанализ, «Сравни с образцом», «Помоги товарищу»). Итоги контроля помогают корректировать программный материал на всех годах обучения и осуществлять принцип продвижения развития личности ребенка.
Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной психолого-педагогической карте.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание Часы Примечание
Всего Теория Практика
1.Вводное занятие 2 1 1
2.Работа с природным и бросовым материалом 16 4 12 в теч. года
3.Лепка: пластилин, соленое тесто 32 6 26 в теч. года
4.Бумагопластика, торцевание 58 10 48 в теч. года

5.Изготовление сувениров 34 7 27 в теч. года
6.Итоговое занятие 2 2 -
ИТОГО: 144 31 113

В течение учебного года могут быть внесены дополнительные темы, изменено количество часов по темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Практика: Игры на закрепление цвета «Выложи цветные полоски от светлого до темного», «Какой цвет получится, если смешать…?»; на развитие памяти и внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»

Теория:Технология работы с природным и бросовым материалом. Их разновидности. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом.
Практика: Выполнение панно с использованием природного и бросового материала. Оформление рамок для панно. Художественное оформление работ.
3.Тема: «Лепка: пластилин, соленое тесто» 32 часа
Теория: Инструменты, материал. Технология работы с пластилином. Технология приготовления соленого теста и правила работы с ним.
П р а к т и к а: Выполнение изделий из пластилина и соленого теста: панно,животные, растительный мир. Практическое приминение в быту изделий, выполненных из этих материалов.
4.Тема: «Бумагопластика, торцевание» 58 часов
Теория: Материал (бумага разных видов, клей ПВА). Инструменты (резак, ножницы) и ТБ работы с ними. Освоение приемов сгибания, разгибания. Выполнение завитков, складок. Приемы работы с гофрированной бумагой. Приминение и назначение этих изделий в быту.
П р а к т и к а: Выполнение объемных изделий из различных видов бумаги: насекомые, животные, растения, снежинки. Выполнение изделий в технике торцевание объемное и плоскостное: кактус, цветы, насекомые.
5.Тема: «Изготовление сувениров» 34 часа
Теория: Разновидности сувениров, материал, инструменты, ТБ с ними.
П р а к т и к а: Выполнение сувениров в разных техниках к разным календарным датам, используя различные материалы: тесто, пластилин, бумагу, природный и бросовый материал.
6. Итоговое занятие. 2 часа
Подведение итогов. Награждение. Планы на следующий учебный год. Пожелания.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Содержание Часы Примечание
Все Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Работа с природным и бросовым материалом 16 4 12 в теч. года
3. Лепка: пластилин, соленое тесто, глина 32 6 26 в теч. года
4. Бумагопластика, модульное оригами, торцевание, папье-маше,
оригами 58 10 48 в теч. года

5. Изготовление сувениров 34 7 27 в теч. года
6.Итоговое занятие 2 2 -
ИТОГО: 144 31 113
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Тема: «Вводное занятие» 2 часа
Теория: Знакомство с планом работы на год.
Практика: Игры на развитие пространственного мышления и воображения «На что похожа эта фигура?», «Что получится, если добавить…?».
2.Тема: «Работа с природным и бросовым материалом» 16 часов
Теория:Закрепление ранее полученных знаний о работы с природным и бросовым материалом. Их приминение. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом. Получение новой информации о работе с этими материалами (работа с компьютером).
Практика: Составление эскиза панно с использованием природного и бросового материала. Самостоятельное выполнение работы. Художественное оформление работы.
3.Тема: «Лепка: пластилин, соленое тесто, глина»
Теория: Инструменты, материал. Закрепление знаний и умений работы с пластилином. Новые приемы использования в лепке пластилина, соленого теста, глины. Правила работы с этим материалом.
П р а к т и к а: Выполнение панно, украшений из пластилина, соленого теста и глины, используя новые приемы. Практическое приминение в быту изделий, выполненных из разных материалов.
4.Тема: «Бумагопластика, модульное оригами, торцевание»
Теория: Закрепление знаний и умений, полученных ранее о материале (бумага разных видов, клей ПВА), инструментах (резак, ножницы, клей) и ТБ работы с ними. Приемы работы с картоном. Технология выполнения папье-маше. Изготовление треугольного модуля и сборка иделия из них. Оригами.
П р а к т и к а: Выполнение объемных изделий из треугольных модулей и картона. Оформление ваз в технике торцевание. Изготовление цветка георгина объемным торцеванием. Выполнение предметов в технике папье-маше. Самостоятельная работа с материалами и инструментами. Приминение изделий в быту.
5.Тема: «Изготовление сувениров»
Теория: Закрепление знаний о разновидности сувениров. Материал, инструменты, ТБ с ними. Назначение подарков.
П р а к т и к а: Выполнение сувениров в разной технике. Новые виды материала и способы выполнения сувениров и подарков. Работа по замыслу учащегося.
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение. Предложения.

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации образовательной программы
созданы необходимые условия:
- имеется компьютер;
-иллюстративный материал \альбомы, таблицы, схемы, слайды\;
-раздаточный материал \эскизы, шаблоны, трафареты, лекала и т.д.\;
-наглядный материал \образцы, ребусы, рисунки, фотографии и т.д.;
-технологический материал \инструкции по технике безопасности, цветовой круг, образцы по материаловедению, технологические карты\;
-информационно-методический материал \литература, журналы, методические разработки, тесты, материал по физминуткам\;
-при работе с бумагой: ножницы, клей, цветная бумага, шило, нож, линейка, карандаши, циркуль;
Методические материалы к программе
1. Бумагопластика (методическое пособие)
2. Альбом «Экспонаты, выполненные учащимися т.о.
«Художественная мастерская»
3. Дидактические материалы к проведению диагностики
4. Папка «Бумажная пластика»
5. Альбом с материалом презентаций учащихся по материалам программы
6. Технологические карты по выполнению различных изделий
7.Видеоматериалы с мастер-классами по материалам программы

Терминологический словарь

Аппликация - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала, изображение, узор, созданный таким способом.
Шаблон - образец, путь когда получается гарантированный продукт с заданными свойствами
Эскиз - предварительный набросок, рисунок
Папье-маше - техника выполнения изделий из бумаги в несколько слоев
(от 4 до 10 слоев) с помощью клея. Папье-маше очень податливый материал, он находит очень широкое применение во многих странах мира. Техникой папье-маше изготавливают вазы, подносы, шкатулки, игрушки.
Природный материал – материал, который растет в природе. Его можно использовать для выполнения панно, композиций. Это - листья, шишки, трава, веточки, мох, камни, ракушки, плоды растений и т.д.
Бросовый материал – бросовый материал находится под рукой: яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. Поделки из бросового материала помогут ценить каждую мелочь.
Торцевание – вид творчества, аппликационная мозайка. Торцевание бывает плоскостным и объемным, на пластилине и с помощью клея. Материалы для торцевания: бумага, природный материал - шишки, ракушки и т.д.
Оригами – вид декоративно-прикладного искусства складывания фигурок из бумаги. Оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Иногда для прочности добавляют клей. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Пластилин, глина – пластичный материал для лепки
Шар, цилиндр, пирамида – геометрические фигуры
Циркуль, карандаш, линейка – инструменты для рисования и черчения

Муниципальное Казенное Учреждение

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»»

Программа организации тематических прогулок для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Реабилитационного центра

Составитель программы:

воспитатель МКУ РЦ "Радуга"

Литвиненко С.В

Прокопьевск, 2013г.

Пояснительная записка

Годовая план-сетка тематических прогулок для детей с ограниченными возможностями здоровья

10-13

14-18

Список литературы

Приложение «Картотека прогулок по сезонам»

20-144

Пояснительная записка

В городе Прокопьевске зарегистрировано 844 семьи, где есть дети -инвалиды от рождения до 18 лет. В реабилитационном центре «Радуга» проводится комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с различной патологией: ДЦП, поражения центральной нервной системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, сахарный диабет, болезнь Дауна, нарушение зрения. Дети, находясь на реабилитации в Центре, получают лечебные процедуры, посещают занятия узких специалистов (педагога-психолога, логопеда, социального педагога, дефектолога, и других специалистов. В Центре функционируют две группы стационарного отделения, в которых проходят реабилитацию дети разного возраста (от 6 до 16 лет).

Состав группы, находящейся на реабилитации имеет ряд особенностей: одновременно в группе находятся дети с различными патологиями в развитии. Это сенсорные (зрение и слух) и интеллектуальные (умственная отсталость различной степени) нарушения, нарушения речи и опорно-двигательного аппарата. Именно поэтому организация прогулок для таких детей имеет ряд специфических особенностей. Планировать прогулки необходимо так, чтобы каждый ребёнок мог принимать в ней активное участие в зависимости от своих специфических особенностей.

Одним из режимных моментов стационарного отделения является прогулка. Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении детей с ОВЗ. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Прогулки у детей, проходящих курс реабилитации в Центре, во многом отличаются от прогулок в ДОУ: структура прогулки; непостоянство состава детей (период реабилитации - два месяца); возраст детей (разновозрастные группы); временные ограничения в пребывании на свежем воздухе.

В реабилитационном центре прогулки проводятся во вторую половину дня, так как в первой половине - дети заняты лечебными и оздоровительными процедурами. Отличительной особенностью прогулок является то, что у детей с ОВЗ снижена двигательная активность, наблюдается быстрая утомляемость. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха.

Эффективность прогулок в реабилитационном центре с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется пониманием значимости, которое состоит в том, чтобы:

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка с ОВЗ через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки в зависимости от возраста и специфических отклонений каждого ребенка;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

В результате, перед воспитателем возникла необходимость в создании программы, направленной на разностороннее развитие детей с ОВЗ, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых качеств через прогулку.

При календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что задумано, позволили выполнить погодные и природные условия; возраст детей; временные ограничения в пребывании на свежем воздухе; от мобильности группы. Я считаю, что все это можно предусмотреть с помощью создания единой базы прогулок через картотеку, где воспитатель имеет возможность выбрать из множества – вариант прогулки на данный день. На каждый сезон разработано от 52 до 70 вариантов организации прогулок. Каждая прогулка включает наблюдения в природе, художественное слово, трудовые действия, подвижные игры и индивидуальные, групповые физические упражнения.

Цель и задачи, решаемые в процессе реализации программы.

Мною обозначена основная цель : укрепление здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни средствами организации прогулки; обобщение и систематизация знаний детей о временах года; ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.

Для достижения цели первостепенное значение имеют:

    создание картотеки, что позволит систематизировать знания детей об окружающем мире, о закономерностях развития и взаимосвязи всех существ и явлений в природе;

    создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

    всестороннее развитие личности ребёнка с ОВЗ;

Из поставленной цели автоматически вытекают основные задачи программы:

оздоровительные:

Приобщать детей к здоровому образу жизни;

Повышать степень устойчивости организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире;

Учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе;

Продолжить обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей среде, знать об опасностях связанных с растениями, животными, транспортом, незнакомыми людьми;

Учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их.

Развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своем здоровье.

Воспитательные:

Во время прогулок у детей формировать необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения, воспитывать заботливое и ответственное отношение к природе родного края.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.

В основу программы положены следующие принципы :

    Систематичности и последовательности

    Доступности

    Наглядности

    Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

    Уважение к личности каждого ребенка.

Данная программа предлагает использование следующих методов работы:

    наглядных

    словесных

    практических

Структура прогулки:

1. Наблюдение детей на участке

2. Трудовая деятельность

3. Подвижные игры 1-2 игры большой и средней подвижности, игры на выбор детей (подбор игр зависит от мобильности группы)

4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств

5. Самостоятельная игровая деятельность

Во время прогулки коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т.д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы.

Ожидаемые результаты:

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка с ОВЗ заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. У детей повысится устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Занятия на свежем воздухе расширят знания ребёнка о природных и погодных явлениях, помогут устанавливать причинные связи между этими явлениями, что, повлияет на развитие мышления и речи. Расширится запас двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и элементов подвижных игр; появится желание заботиться о своем здоровье, улучшатся социальные контакты и настроение.

У родителей будет формироваться осознанное отношение к здоровью своих детей.

Условия реализация программы

Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на работу с детьми разновозрастных групп (6-16 лет). Количество детей в группе: 10-12 человек.

Всего занятий 250 занятий (при частоте встреч – один раз в день).

Примечание: в году 250 рабочих дней.

Форма работы – групповая, подгрупповая.

Цель моей работы: сделать удобным процесс организации прогулок, учитывая настроением детей, их потребность в тех или иных играх и занятиях, в зависимости от физических и умственных возможностей группы, находящейся на данном курсе реабилитации.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Таким образом, прогулка на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми и занятиями физическими упражнениями создает прекрасные условия для оздоровления детей, повышения их двигательной активности и эмоционального настроя, всестороннего развития личности ребенка.

План-сетка тематических прогулок с детьми с ограниченными возможностями здоровья на год.

Всего 250 часов, из них:

Осень–65 часов.

Зима – 52часа.

Весна – 63 часа.

Лето - 70 часов.

сезон

вид

Живая природа

Неживая природа

Явления природы и труд человека

Экскурсия

Итого

осень

28 часов

18 часов

17часов

2 часа

65 часов

зима

22 часа

14 часов

14 часов

2 часа

52 часа

весна

30 часов

22 часа

9 часов

2 часа

63 часа

лето

22 часа

28 часов

17 часов

3 часа

70 часов

итого

102 часа

82 часа

57 часов

9 часов

250 часов

Тематическое планирование прогулок

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

Осень–65 часов

Приметы золотой осени

наблюдение

Паук и паутина

наблюдение

Перелётные и зимующие птицы осенью

наблюдение

Ветер

наблюдение

Территория Центра

экскурсия

Листопад, осенние листья

наблюдение

Наблюдения за солнцем

наблюдение

Трава, травянистые растения. У цветочной клумбы

наблюдение

Туман и роса

наблюдение

Хмурая осень

наблюдение

Изморозью и иней

наблюдение

Домашние животные

наблюдение

Труд людей осенью, поздней осенью

наблюдение

Насекомые осенью

наблюдение

Грибы

наблюдение

Небо и облака

наблюдение

Сезонные изменения в природе

наблюдение

Хвойные и лиственные деревья

наблюдение

Осадки, осенний дождь.

наблюдение

Первые заморозки. Появление льда на лужах

наблюдение

Растения. Распространение семян

наблюдение

Изучаем транспорт. Грузовой транспорт. Работа шофера

наблюдение

Наблюдение за пешеходом

экскурсия

Первый снег. Снегопад

наблюдение

Снег и лёд. Гололёд поздней осенью

наблюдение

Зима – 52часа

Зима – красивое время года. Сезонные изменения в природе

наблюдение

Солнце и облака

наблюдение

Птицы зимой. Следы птиц на снегу

наблюдение

Домашние животные зимой.

наблюдение

Ветер

наблюдение

Деревья и кустарники зимой

наблюдение

Общественный транспорт

экскурсия

Труд дворника. Снегоуборочная машина

наблюдение

Почему происходит смена дня и ночи?

наблюдение

Легковой транспорт

экскурсия

Прохожие зимой. Игры и забавы детей

наблюдение

Снег и лёд, снегопад, метель, сосульки. Гололёд.

наблюдение

Оттепель

наблюдение

Весна – 63 часа

Сезонные изменения в природе с приходом весны, приметы ранней весны.

наблюдение

Птицы весной

наблюдение

Сезонные изменения в природе.

экскурсия

Насекомые весной

наблюдение

Облака, высота стояния солнца, тень

наблюдение

Таяние снега, капель, проталины

наблюдение

Растения и кустарники на участке весной

наблюдение

Разные виды транспорта.

экскурсия

Ветер, воздух

наблюдение

Почва

наблюдение

Одежда людей весной

наблюдение

Кругом вода, дождь, первая гроза

наблюдение

Первоцветы, цветы на клумбе

наблюдение

Легковые автомобили

наблюдение

Труд взрослых в огороде, работа дворника.

наблюдение

За пределы Центра

экскурсия

Домашние животные весной

наблюдение

Лето – 70 часов

1 .

Сезонные изменения в природе с приходом лета

наблюдение

Насекомые летом

наблюдение

Наблюдения за почвой. Наблюдение за дождевым червяком.

наблюдение

Растения летом. Что цветет летом?

наблюдение

Птицы летом

наблюдение

Хвойные и лиственные деревья летом

наблюдение

Лесные дары - грибы и ягоды.

наблюдение

Летний дождь, появление радуги на небе, грозы

наблюдение

Труд людей летом.

наблюдение

Солнце, небо и облака

наблюдение

Ветер и воздух

наблюдение

Прохожие в летней одежде

наблюдение

Свойства воды, град, роса, туман

наблюдение

Разный вид транспорта: велосипед

наблюдение

Лягушка

наблюдение

Домашние животные летом

наблюдение

Прогулка по территории Центра.

экскурсия

«От заката до рассвета по лугам гуляет лето»

экскурсия

«Цветочная поляна»

экскурсия

Способы и формы оценки результата

В программе представлена диагностика определения уровня сформированности природоведческих знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с критериями оценки ответов выясняется уровень знаний детей о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

Цель диагностики - отметить изменения в сформированности природоведческих знаний ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса.

Низкий уровень знаний - ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Средний уровень знаний - имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Высокий уровень знаний - знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Критерии сформированности природоведческих знаний:

Знания о неживой природе;

Уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;

Знания о временах года;

Уровень отношения к миру природы;

Знания о мире животных.

Позиция 1

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

Вопросы и задания:

Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?

В какое время года холоднее (теплее) всего?

Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?

Какое время года наступит после весны?

Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?

Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?

В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.

Почему летом на лугу много бабочек?

Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?

Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.

Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)

Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?

Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?

Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

Позиция 2

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?

Позиция 3

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребенка просят назвать знакомые растения, показать и определить словом их части.

Вопросы и задания:

Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?

Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).

Что нужно для того, чтобы растение росло?

Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла. Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

Где растут овощи (фрукты, цветы)?

Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

Могут ли овощи расти в лесу?

Из чего выросли овощи (цветы)?

Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Позиция 4

Цель: определить уровень представлений ребёнка о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?

Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).

Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Учитывая то, что ребенок находится на реабилитации в стационаре несколько раз в год (3 курса по 2 месяца), то диагностика определения уровня сформированности года и в конце.

Список литературы

1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]: Пособие для воспитателей д/сада /Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.

2.Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание.- № 9.- 1993.- с.23-25.

3.Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- № 11.- 2007.- с.56-59

4. Рунова М. Зимняя прогулка //Дошкольное образование.- №12.- 2003.- с.35-40.

5.Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. //Дошкольное воспитание.- № 6.- 2000.- с.30-37.

6.Теплюк С. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание.- №1.- 1990.- с.34-42.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994

8. Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М.: Просвещение, 1985

9. Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984

10. Газман О. С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985

11. P.A.Садовничая. Содержание, организация и методика проведения прогулки