Развитие зубов у вашего малыша. Порядок и сроки прорезывания зубов Гиперестезия твердых тканей зуба

Лекция 14. Зубы.

Зубы являются частью жевательного аппарата и состоят главным образом из минерализованных скелетных тканей. Они принимают также участие в артикуляции, имеют косметическое значение, у животных это еще орган защиты и нападения. У человека они представлены двумя генерациями: вначале образуются выпадающие, или молочные (d. decidui), а затем постоянные зубы (d. permanentes). В лунках челюстных костей зубы укрепляются плотной соединительной тканью – периодонтом, который в области шейки зуба образует циркулярную зубную связку. Коллагеновые волокна зубной связки имеют преимущественно радиальное направление. С одной стороны они проникают в цемент корня зуба, а с другой – в альвеолярную кость. Периодонт выполняет не только механическую, но и трофическую функцию, так как в нем проходят кровеносные сосуды, питающие корень зуба.

Анатомически в зубе выделяют коронку шейку и корень. Гистологически - зуб состоит из твердых и мягких частей. В твердой части зуба различают эмаль, дентин и цемент, мягкая часть зуба представлена так называемой пульпой (см. ниже).

Из эктодермы ротовой бухты развивается эмаль зуба, остальные ткани имеют мезенхимное происхождение.

В развитии зубов различают 3 этапа, или периода:

1. образование и обособление зубных зачатков,

2. дифференцировка зубных зачатков,

3. гистогенез зубных тканей.

Первый этап при развитии молочных зубов протекает одновременно с обособлением ротовой полости и образованием ее преддверия. Он начинается в конце 2-го месяца внутриутробного периода, когда в эпителии ротовой полости возникает щечно-губная пластинка, растущая в мезенхиму. Затем в этой пластинке появляется щель, знаменующая обособление полости рта и появление преддверия.

В области закладки однокоренных зубов от дна преддверия растет второе эпителиальное выпячивание в виде валика, превращающегося в зубную пластинку (laminadentalis). Зубная пластинка в области закладки многокорневых зубов развивается самостоятельно непосредственно из эпителия ротовой полости. На внутренней поверхности зубной пластинки сначала появляются эпителиальные скопления - зубные зачатки (germendentis), из которых развиваются эмалевые органы (organumenamelium). Вокруг зубного зачатка уплотняются клетки мезенхимы, которые носят название зубного мешочка (sacculusdentis). В дальнейшем навстречу каждой почке начинает расти мезенхима в виде зубного сосочка (papilladentis), вдавливаясь в эпителиальный орган, который становится похожим на двухстенный бокал.

Второй этап - дифференцировка эпителиального эмалевого органа на три вида клеток: внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эмалевый эпителий располагается на базальной мембране, которая отделяет его от зубного сосочка. Он становится высоким и приобретает характер призматического эпителия. Впоследствии он образует эмаль (enamelum), поэтому клетки этого эпителия и получили название энамелобластов (enameloblasti, s. ameloblasti). Наружный эмалевый эпителий в процессе дальнейшего роста органа уплощается, а клетки промежуточного слоя приобретают звездчатую форму вследствие накопления между ними жидкости. Так образуется пульпа эмалевого органа, которая позднее принимает участие в образовании кутикулы эмали (cuticulaenameli).


Дифференцировка зубного зачатка начинается в тот период, когда в зубном сосочке разрастаются кровеносные капилляры и первые нервные волокна. В конце 3-го месяца эмалевый орган полностью отделяется от зубной пластинки.

Третий этап - гистогенез зубных тканей - начинается на 4-м месяце эмбрионального развития с дифференцировки образователей дентина - дентинобластов или одонтобластов. Этот процесс начинается раньше и активнее протекает на вершине зуба, а позднее на боковых поверхностях. Он совпадает по времени с подрастанием нервных волокон к дентинобластам. Из периферического слоя пульпы развивающегося зуба дифференцируются сначала преодонтобласты, а затем одонтобласты. Одним из факторов их дифференцировки выступает базальная мембрана внутренних клеток эмалевого органа. Одонтобласты синтезируют коллаген I типа, гликопротеины, фосфопротеины, протеогликаны и фосфорины, характерные только для дентина. Прежде всего образуется плащевой дентин, расположенный непосредственно под базальной мембраной. Коллагеновые фибриллы в матриксе плащевого дентина располагаются перпендикулярно базальной мембране внутренних клеток эмалевого органа (т.н. «радиальные волокна Корфа»). Между радиально расположенными волокнами залегают отростки дентинобластов.

Минерализация дентина начинается прежде всего в коронке зуба, а затем в корне, путем отложения кристаллов гидроксиапатита на поверхности коллагеновых фибрилл, расположенных вблизи отростков одонтобластов (т.н. перитубулярный дентин).

Дентинобласты - клетки мезенхимной природы, высокие призматические клетки с четко выраженной полярной дифференциацией. Их апикальная часть имеет отростки, через которые происходит секреция органических веществ, образующих матрицу дентина - предентин. Преколлагеновые и коллагеновые фибриллы матрицы имеют радиальное направление. Это мягкое вещество заполняет промежутки между дентинобластами и внутренними клетками эмалевого органа - энамелобластами. Количество предентина постепенно увеличивается. Позднее, когда происходит кальцификация дентина, эта зона входит в состав плащевого дентина. В стадии обызвествления дентина соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде глыбок, которые объединяются в глобулы. В дальнейшем развитие дентина замедляется, а около пульпы появляются тангенциальные коллагеновые волокна околопульпарного дентина.

В конце 5-го месяца эмбрионального развития в предентине зачатка зуба начинаются отложение известковых солей и формирование окончательного дентина. Однако процесс обызвествления предентина при этом не захватывает участки, окружающие апикальные отростки дентинобластов. Это ведет к возникновению системы радиальных каналов, идущих от внутренней поверхности дентина к наружной. Кроме того, участки предентина на границе с эмалью также остаются необызвествленными и носят название интерглобулярных пространств.

Параллельно развитию дентина в закладке зуба идет процесс дифференцировки пульпы, в которой с помощью фибробластов постепенно образуется основное вещество, содержащее преколлагеновые и коллагеновые волокна. Гистохимически в периферической части пульпы, в области расположения дентинобластов и предентина, обнаруживаются ферменты, гиролизующие фосфатные соединения (фосфогидролазы), благодаря которым фосфатные ионы доставляются дентину и эмали.

Отложение первых слоев дентина индуцирует дифференцировку внутренних клеток эмалевого органа, которые начинают продуцировать эмаль, покрывающую образованный слой дентина. Внутренние клетки эмалевого органа секретируют белки неколлагенового типа - амелогенины. Минерализация эмали в отличие от таковой дентина и цемента происходит очень быстро после образования органической матрицы. Этому способствуют амелогенины. В зрелой эмали минеральных веществ содержится более 95%. Образование эмали происходит циклически, в результате чего в ее структуре (на продольном шлифе зуба) отмечается исчерченность – т.н. линии Ретциуса. Энамелобласты претерпевают инверсию полюсов и расположения аппарата Гольджи, в котором формируются секреторные гранулы.

Энамелобласты - клетки эпителиальной природы, высокие, призматической формы, с хорошо выраженной полярной дифференциацией. Первые зачатки эмали появляются в виде кутикулярных пластинок на поверхности энамелобластов, обращенных к дентину в области коронки зуба. По ориентации эта поверхность базальная. Однако с началом эмалеобразования происходит перемещение, или инверсия, ядра и органелл клетки (центросома и аппарат Гольджи) в противоположный конец клетки. В результате базальная часть энамелобластов становится как бы апикальной, а апикальная - базальной. После такого изменения полюсов клеток питание их начинает осуществляться со стороны промежуточного слоя эмалевого органа, а не со стороны дентина. В подъядерной зоне энамелобластов обнаруживаются большое количество рибонуклеиновой кислоты, а также гликоген и высокая активность щелочной фосфатазы. Кутикулярные пластинки на энамелобластах при фиксации обычно сморщиваются и видны как штифтики или отростки.

При дальнейшем образовании эмали в прилежащих к отросткам участках цитоплазмы энамелобластов появляются гранулы, которые постепенно перемещаются в отростки, после чего начинаются их кальцинация и образование предэмалевых призм. При дальнейшем развитии эмали энамелобласты уменьшаются в размерах и отодвигаются от дентина. К завершению этого процесса, примерно к моменту прорезывания зубов, энамелобласты резко уменьшаются и редуцируются, а эмаль оказывается покрытой лишь тонкой оболочкой - кутикулой, образованной клетками промежуточного слоя пульпы. Наружные клетки эмалевого органа при прорезывании зуба сливаются с эпителием десны и в дальнейшем разрушаются. С появлением эмалевых призм поверхность дентина делается неровной. Частичная резорбция дентина, очевидно, способствует укреплению его связи с эмалью и усилению кальцинации эмали высвободившимися солями кальция.

Развитие цемента происходит позднее эмали, незадолго до прорезывания зубов, из окружающей зубной зачаток мезенхимы, образующей зубной мешочек. В нем различают два слоя: более плотный - наружный и рыхлый - внутренний. В процессе развития цемента во внутреннем слое зубного мешочка в области корня из мезенхимы дифференцируются цементобласты. Цементобласты, подобно остеобластам и дентинобластам, синтезируют коллагеновые белки, которые выделяют в межклеточное вещество. По мере развития межклеточного вещества цементобласты превращаются в отростчатыецементоциты, которые погружаются в межклеточное вещество. Цементоциты расположены в полостях и отходящих от них канальцах. Наружный слой зубного мешочка превращается в зубную связку - периодонт. Таким образом, эмалевый орган выполняет прежде всего морфогенетическую роль, определяя форму развивающегося зуба.

Закладка постоянных зубов начинается в конце 4-го - начале 5-го месяца внутриутробного развития (первых 10 зубов, сменяющих 10 молочных), а заканчивается в возрасте 2,5-3 лет («зуб мудрости», d. serotini; d. sapientiae). Зачаток постоянного зуба находится позади каждого зачатка молочного зуба. Прорезывание молочных зубов у ребенка начинается на 6-7-м месяце жизни. К этому времени сформирована только коронка зуба, а формирование корня лишь начинается. Молочные большие коренные зубы (моляры) заменяются постоянными малыми коренными (премолярами).

Закладка постоянных больших коренных зубов происходит на 1-4-м году жизни. Сначала оба зуба (молочный и постоянный) лежат в общей альвеоле. Затем между ними появляется костная перегородка.

Постоянный зуб развивается очень медленно. Когда наступает время выпадения молочных зубов, т.е. в возрасте 6-7 лет, остеокласты разрушают эту перегородку и корень выпадающего зуба, а постоянный зуб начинает усиленно развиваться. Так же как и молочные, постоянные зубы выталкиваются (прорезываются) под давлением, которое создается в пульпе зуба в связи с образованием основного вещества соединительной ткани. До прорезывания зубов минеральные вещества (кальций, фосфор, фтор и др.) и питательные вещества поступают только из крови. После прорезывания в этих процессах возрастает роль слюны и соответственно ее химического состава.

2. Развитие и смена зубов у ребенка

В течение жизни развивается два различных набора зубов [ЗБ]. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными ЗБ, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.

В первой смене насчитывается 20 ЗБ: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор ЗБ служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные ЗБ выпадают и заменяются постоянными.

Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

Период смены молочных ЗБ продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных ЗБ состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры. В образовании ЗБ участвуют два зародышевых листка. Эмаль развивается из эктодермы, дентин, цемент и пульпа - из мезенхимы.

Развитие молочных зубов включает несколько периодов:

Закладка и образование зубных зачатков (ранняя стадия развития) - начало 6-7 неделя внутриутробного развития (рис.1).

Рис.1. Закладка зачатка молочного зуба. 1 - эпителий ротовой полости, 2 - зубная пластинка, 3 - эмалевый орган, 4 - зубной сосочек.

Начинается с погружения эпителия ротовой полости в подлежащую мезенхиму в виде плотного тяжа (зубной пластинки). На зубной пластинке появляются мелкие эпителиальные выпячивания называемые зубными зачатками, из которых (10 снизу и 10 сверху) будет развиваться молочный ЗБ. По мере роста зубной пластинки каждый зубной зачаток увеличивается в размере, глубже внедряется в мезенхиму и принимает форму перевернутой чаши. Эта структура образует эмалевый орган, а нижележащая мезенхима, заполняющая полость чаши, называется зубным сосочком.

Дифференцировка зубных зачатков - 3 мес внутриутробного развития.

Эмалевый орган увеличивается в размерах, изменяет форму и постепенно отделяется от зубной пластинки. Клетки зубного зачатка активно пролиферируют и дифференцируются на внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эпителий состоит из высоких призматических клеток, образующих эмаль, отсюда их название - энамелобласты (enameloblasti). Наружный эпителий в процессе роста эмалевого органа уплощается, при прорезывании ЗБ он сливается с эпителием десны и в дальнейшем разрушается. Промежуточный эмалевый эпителий приобретает звездчатую форму из-за накопления между клетками жидкости и образует пульпу эмалевого органа, в дальнейшем пульпа принимает участие в образовании кутикулы (тонкой и плотной оболочки) эмали. Мезенхима, окружающая закладку ЗБ и зубной сосочек, уплотняется и образует зубной мешочек. К началу 5 мес эмалевый орган утрачивает непосредственную связь с эпителием ротовой полости, хотя остатки зубной пластинки могут длительно сохраняться (иногда из них развиваются кисты). Незадолго перед этим клетки зубной пластинки формируют второй эпителиальный зачаток, из которого будет развиваться постоянный ЗБ.

Гистогенез тканей зуба. Начинается с конца 4 мес, когда образуются важнейшие ткани: дентин, эмаль и пульпа (рис.2). Цемент формируется только через 4-5 мес после рождения при развитии корней. Таким образом, во внутриутробном развитии происходит развитие только коронок молочных ЗБ.

Рис.2. Гистогенез тканей зуба: 1- дентин, 2 - одонтобласты, 3 - пульпа зуба, 4 - энамелобласты, 5 эмаль.

Источником развития дентина являются одонтобласты (дентинобласты) - поверхностные клетки пульпы, производные мезенхимы. Верхушка дентинобластов имеет отростки, выделяющие органические вещества фибриллярной структуры - матрицу дентина - предентин. С конца 5 мес в предентине откладываются соли кальция и фосфора, формируется окончательный дентин.

Источником образования эмали являются внутренние клетки эмале-вого (зубного) органа - энамелобласты. Отростки энамелобластов выделяют органическую основу эмали - эмалевые призмы, которые затем обызвествляются. Образование дентина и эмали отличается от остеогенеза тем, что клетки не замуровываются в межклеточное вещество, а отодвигаются: энамелобласты - наружу, одонтобласты - внутрь.

В ходе отложения эмали и дентина определяется форма будущей коронки ЗБ. Незрелые энамелобласты размножаются и мигрируют в подлежащую мезенхиму, образуя структуру в виде трубки - эпителиальное корневое влагалище. Оно стимулирует дифференцировку одонтобластов и образование дентина корня. На наружной поверхности дентина из мезенхимы зубного мешочка незадолго до прорезывания ЗБ появляются цементобласты. Они выделяют коллагеновые волокна и межклеточное вещество, образуя цемент. Из наружного слоя соединительнотканного зубного мешочка формируется зубная связка (периодонт).

За счет роста и развития корня коронка выталкивается вверх, через слизистую оболочку (рис.3). Развитие корня - важнейший фактор прорезывания ЗБ. Вторым фактором является рост пульпы, приводящий к повышению давления внутри зубного зачатка и выталкиванию последнего за счет "реактивной" силы через каналы ЗБ. Кроме того, на дне зубной альвеолы происходит дополнительное отложение костной ткани слоями. Сочетание этих механизмов приводит к прорезыванию зубов.

Рис.3. Схема прорезывания постоянного зуба, замещающего молочный. 1- эмаль, 2 -дентин, 3 - пульпа, 4 - остеокласты.

Закладка постоянных зубов происходит в начале 5 мес внутриутробного развития. Зачаток постоянного ЗБ находится позади зачатка молочного. Когда прорезываются молочные ЗБ в зачатках постоянных происходит образование эмали и дентина. В процессе замены рост постоянного ЗБ и давление его эмали на корень молочного приводит к рассасыванию остеокластами более мягкой ткани - дентина молочного зуба. Последний выталкивается и заменяется постоянным.

5. Компактостеотомию и кюретаж; 6. Удаление зубов. В каждом случае выбор метода лечения зависит от ряда условий: 1. Наличия анатомического препятствия для инструмеентальной обработки и обтурации корневого канала (изгиб, сужение канала...

Анализ зубосохраняющих методов лечения хронических периодонтитов

Существующие виды операций пересадки зубов разделяют на: - реплантацию, когда удаленный, а затем запломбированный зуб пересаживают в свою же лунку; - аутотрансплантацию...

Анализ зубосохраняющих методов лечения хронических периодонтитов

Внутривенное капельное вливание

Для тяжелобольных пациентов правильное приготовление постели и контроль ее состояния имеют очень большое значение. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью. Для больных, которые страдают недержанием мочи и кала...

Исследование физического развития детей дошкольного возраста п. Ломовичи Октябрьского района

В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в действии всех физиологических систем детского организма, и к 6-7 годам ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития...

Клинико-диагностическая характеристика среднего кариеса

При определенных условиях на ограниченном участке поверхности или в складках эмали зуба в зубном налете суточной или большей давности рН снижается до критического уровня...

Личная гигиена

Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены полости рта, зависит не только его внешний вид (красивые зубы и десны)...

Методы воспроизведения заболеваний органов системы пищеварения

Для воспроизведения кариеса зубов обычно используют крыс, которых содержат па специальной диете. Она бывает различной по своему составу. Миллер (1938) давал белым крысам 28-дневного возраста пищу, которая состояла из коричневого риса (630 г)...Сестринский процесс в послеоперационном периоде

Цель: соблюдение требований личной гигиены пациента Показания: не реже 1 раза в 7-10 дней в плановом порядке и по мере необходимости Оснащение: комплект чистого нательного и постельного белья, резиновые перчатки...

Сон. Мозг человека во время сна

Взрослый человек в течение ночи имеет до 5 циклов «медленный сон - быстрый сон». Цикл начинается с поверхностного сна - дремоты и заканчивается парадоксальным сном с яркими сновидениями во время быстрых движений глаз. Сон ребенка...

Код технологии Название технологии А14.31.005 Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному 1. Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования 1...

Стандарт технологии "Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному"

Для смены белья подготавливаю: чистую простыню, пододеяльник, две наволочки, если надо - медицинскую клеенку и пеленку; снимаю одеяло и прикрываю больного покрывалом; меняю пододеяльник; грязный кладу в полиэтиленовый мешок...

Мало кто из будущих родителей знает, что фундамент молочным зубам их ребенка начинает формироваться уже на 7 неделе беременности, а с 5 месяца происходит закладка постоянных зубов. Будущее стоматологическое здоровье малыша целиком зависит от привычек, образа жизни и питания мамы.

В возрасте 6-8 месяцев прорезываются первые зубы у малышей - два нижних резца. Затем в возрасте 8-9 месяце появляются два верхних. Сроки прорезывания зубов достаточно индивидуальны и зависят, в том числе, и от генетических факторов. Вариантами нормы считается прорезывание первых зубов в 5-9 месяцев. Постепенно прорезываются третьи, четвертые и пятые зубы. Формирование временного прикуса завершается к 2,5-3-м годам, когда у ребенка появляется 20 молочных зубов — по 5 зубов с каждой стороны на верхней и нижней челюстях.

При этом процесс созревания эмали молочных зубов происходит еще в течение 2-х лет после того, как зуб прорезался в полости рта, т.е. эмаль на центральных резцах окончательно созревает примерно к 3 годам, а на боковых зубах, соответственно, еще позже. По своему анатомическому строению детский молочный зуб отличается от постоянного: стенки его намного тоньше. Например, на боковой поверхности толщина твердых тканей молочного зуба (эмаль, дентин) составляет всего 1 мм. Такой зуб, по сравнению с постоянным, является намного более уязвимым для возникновения различного рода проблем — в первую очередь, это развитие кариеса и его осложнений. А если зуб еще формируется, эмаль находится в стадии созревания, то он может разрушиться очень быстро, особенно на фоне резкого снижения иммунитета ребенка: во время и после вирусной инфекции, после перенесенного заболевания с лечением антибиотиками.

В возрасте 6-7лет начинается физиологическая смена временных зубов на постоянные. Порядок их появления такой же, как и при прорезывании временных зубов. Первыми появляются нижние и верхние центральные резцы, одновременно с ними — так называемые шестые зубы: сначала — нижние, потом — верхние. Шестые зубы не меняются, а вырастают. Схема появления всех зубов схожа: сначала над десной становятся заметны бугорки, потом — жевательная поверхность. В тот момент, когда зуб прорезывается, его корень сформирован примерно наполовину, он короткий и имеет широкий просвет канала. В процессе своего формирования корень растет в длину, утолщаются его стенки.

Последний молочный зуб меняется к 11-12 годам. При этом на протяжении двух лет после прорезывания идет созревание эмали, а формирование корня постоянного зуба длится еще дольше: от 2-х до 4-х лет. Таким образом, только в подростковом возрасте можно говорить о том, что положение стабилизировалось.

Важно знать!

С момента прорезывания первых зубов в возрасте около 6 месяцев и до 3 лет у ребенка формируется временный прикус. Молочный зуб по своему анатомическому строению отличается от постоянного, стенки его намного тоньше, а значит, и риск возникновения кариеса выше. Поэтому профилактические осмотры у доктора мы рекомендуем проходить раз в 3-4 месяца. Родителям разглядеть начинающийся кариес в труднодоступном месте не просто, а начавшийся процесс может развиться слишком быстро и привести к нежелательным последствия. В этом же возрасте мы рекомендуем впервые посещать врача-ортодонта, чтобы при необходимости вовремя скорректировать формирование прикуса. В возрасте 6-7 лет начинается процесс физиологической смены временных зубов на постоянные, который завершается к 11-12 годам. При этом созревание эмали и формирование корня постоянных зубов продолжается еще 2-4 года после появления зуба. Таким образом, зубы окончательно формируются и занимают свое место в полости рта лишь к 16 годам. До этого момента важно уделять повышенное внимание гигиене и профилактике.

Каждый человек проходит через стадии прорезывания первых зубов, развития молочных и последующей их замены постоянными. Несмотря на схожий внешний вид и выполняемую функцию, временные и постоянные зубы имеют различия, о которых мы и поговорим, заодно рассмотрим сроки появления основных зубов, возможные проблемы с ними в процессе их развития.

На фото - схема строения зубов человека

Зубы не только предназначены для механической переработки пищи, но и необходимы для формирования речи, дыхания, оказывают влияние на черты лица. Чтобы ориентироваться в том, что советуют стоматологи, как беречь зубы, какие существуют риски заболеваний, полезно знать, как же они устроены.

Анатомическое строение

3 части, из которых состоит зуб:

  • Коронка. Используемая для жевания, видимая часть зуба. С внешней стороны покрыта прочной эмалью, защищающей его от бактерий, химических веществ, содержащихся в пище, воде, слюне. Поверхности имеют свои названия:
    • Лицевая (вестибулярная) – контактирует с губой или щекой.
    • Язычная (лингвальная) – противоположная лицевой, участвующая в формировании речи.
    • Окклюзия – верхняя поверхность, соприкасающаяся с зубом противолежащей челюсти.
    • Контактная (аппроксимальная) – контактирует с соседними зубами.
  • Шейка. Область зуба со слегка заметным сужением. Служит для соединения коронки и корня зуба, для чего используются соединительно-тканые волокна.
  • Корень. Находится в кости челюсти (альвеоле). Количество корней различается для разных зубов и может варьироваться от 1 до 5.

Молочные зубы, имея во многом схожее строение, имеют и отличия в анатомии:

  • Они заметно меньше по высоте, чем постоянные.
  • Коронка намного шире корня.
  • Эмаль тоньше и более хрупкая.
  • Корни более круглые.
  • Стирание молочных зубов, как и их самостоятельное выпадение – нормальный физиологический процесс.

Гистологическое строение

Структура имеет несколько слоев:

  • Эмаль – наиболее прочная ткань. Когда зуб только прорезывается, на ней располагается кутикула, которая постепенно, под воздействием слюны, заменяется пелликулой.
  • Дентин – высокоминерализированная ткань, напоминающая костную, но имеющая лучшую механическую прочность. Вместо эмали корневая часть дентина покрыта цементом.
  • Пульпа – центральная часть зуба, представляет собой мягкую соединительную ткань, в которой находится большое количество кровеносных сосудов. , воспалительные процессы «обязаны» болью именно пульпе с ее большим количеством нервных окончаний.

Молочные зубы отличаются дентином с меньшей степенью минерализации, что ослабляет их защиту от кариеса. Пульпа по объему занимает большую часть зуба, а небольшие защитные слои (эмаль и дентин) хуже предохраняют от проникновения бактерий, развития воспалительных процессов.

Виды зубов

Выделяют 4 группы:

  • Резцы. 4 резца долотообразной формы. Наиболее крупные – пара верхних центральных резцов, причем снизу противоположная ситуация – боковые резцы несколько крупнее центральных.
  • Клыки. 2 на верхней и столько же на нижней челюсти. Длина их больше, чем остальных, передняя стенка выпуклой формы.
  • Премоляры. Всего 8, призматической формы, верхняя поверхность с двумя бугорками (щечным и язычным). Корней у премоляров 2. Второй премоляр – с более крупной щечной поверхностью. Молочных премоляров не бывает.
  • Моляры. Первый моляр (большой коренной зуб) – самый крупный зуб верхней челюсти. Жевательная поверхность имеет четыре бугорка, корней 3. Кубической формы второй моляр меньше, а щечные бугорки крупнее язычных. Третий («зуб мудрости») во многом похож на второй, но появляется не у всех.

Зубная формула

С целью улучшения удобства описания каждого зуба, их нумерации, заполнения карт, принято записывать порядок расположения зубов с помощью специальной формулы. Существует несколько ее разновидностей.

Система Зигмонди-Палмера (квадратно-цифровая)

Используются арабские цифры, нумерация начинается от центральных резцов в каждую сторону:

  • 1 и 2 – резцы.
  • 3 – клык.
  • 4, 5 – премоляры.
  • 6-8 – моляры.

По-иному обозначаются молочные зубы – с помощью римских цифр:

  • I и II – резцы.
  • III – клык.
  • IV и V – моляры.

Двухцифровая система Виола

Нумерация зубов использует 2 цифры. Челюсти поделены на 4 квадранта. Первая цифра и показывает его номер.

Для взрослых это:

  • 1 – верхняя челюсть справа.
  • 2 – верхняя челюсть слева.
  • 3 – нижняя челюсть слева.
  • 4 – нижняя челюсть справ.

Для аналогичного описания молочных зубов используются цифры с 5 до 8.

Итак, зубов в каждом квадранте по 8, номер его показывает вторая цифра. Таким образом, первый моляр нижней челюсти слева обозначается 35, а клык у ребенка снизу справа имеет обозначение 43. Поэтому, фраза, что «требуется лечение 48-го зуба», или, например, 55-го, не говорит о неквалифицированности врача или какой-либо патологии у вашего чада, вдруг обзаведшегося таким количеством зубов.

Развитие зубов

Различия молочных и коренных зубов начинаются с их количества – молочных зубов только 20, 8 резцов и моляров, и 4 клыка. Объясняется это тем, что большему количеству зубов у детей просто негде поместиться. В связи с этим, не бывает молочных премоляров. К моменту появления постоянных, челюсти подростка уже достаточно развиты для появления всех зубов.

Формирование зачатков зубов у людей начинается на 6-й неделе внутриутробного развития, а на 14-й появляется твердая зубная ткань. Вначале развивается коронка. Развитие зачатков постоянных зубов наступает на 5-м месяце.

К моменту появления на свет, у ребенка формирование зачатков и молочных, и постоянных зубов уже практически завершено. Процесс развития постоянных зубов, не имеющих аналогов среди молочных, начинается через год после рождения.

Если первые зубики могут появиться и в 4 месяца, а возможна и задержка их прорезывания до года, постоянные прорезаются у всех примерно в одном и том же возрасте. Последовательность их прорезывания та же, что и в случае молочных:

  • 6-7 лет. Появляются центральные резцы снизу.
  • 7-8 лет. Заменяются центральные резцы сверху и боковые снизу.
  • 8-9 лет. Появляются боковые резцы верхней челюсти.
  • 9-12 лет. Заменяются клыки, а также премоляры.
  • С 12 лет. С этого возраста начинают сменяться моляры, причем примерно с 14-летнего возраста появляются зубы, которых не было среди молочных.

Признаки скорого появления коренных зубов

Определить момент того, что вскорости следует ждать начала смены молочных зубов постоянными, можно по нескольким признакам:

  • Постепенный рост у малыша челюстей приводит к тому, что между зубками увеличиваются промежутки.
  • Зубик начинается шататься. Это связано с тем, что и без того маленький корешок начинает постепенно рассасываться, отчего фиксация молочных зубов существенно ослабляется.
  • Выпавший зубик свидетельствует, что сформировавшийся постоянный, который вот-вот появится, его вытолкнул.
  • Возможно появление припухлости, покраснений на десне в месте прорезывания постоянного зуба.
  • Боль в десне, там, где прорезывается постоянный зуб, повышение температуры, плохое самочувствие ребенка свидетельствует о возникших проблемах, и необходимо обязательно показаться врачу. Процесс прорезывания коренных зубов должен происходить безболезненно.

Возможные проблемы

В момент появления коренных зубов возможны те или иные стоматологические проблемы. Чтобы вовремя принять меры по их устранению, родители должны иметь о них представление.

Коренные зубы не прорезываются

Возможна ситуация, при которой молочные зубы не выпадают в положенные сроки, или выпали, но на их месте коренные так и начали появляться. Причину этого должен установить стоматолог, которого надо непременно посетить, не откладывая это в долгий ящик. Обычно выполняется обзорный рентгеновский снимок, который покажет степень развития коренных зубов.

Среди вариантов отсутствия прорезывания в положенные сроки коренных зубов можно указать:

  • Наследственную предрасположенность, являющуюся причиной возможной задержки появления коренных зубов. В случае, если рентгеновский снимок покажет, что процесс формирования зачатков зубов идет, то придется просто несколько подождать их появления.
  • Адентию. Нарушения процессов формирования зачатков зубов при внутриутробном развитии ребенка, воспалительные процессы могут привести к подобной патологии – отсутствию или гибели зачатков зубов. Выход – протезирование.

Боль

Первое время после прорезывания зуб слабо защищен от кариеса и воздействия на него различных бактерий. Объясняется это низкой степенью минерализации эмали на начальном этапе. Развитию кариеса почти ничего не мешает, ткани зуба разрушаются, возникает пульпит с последующим риском перехода его в периодонтит. Возможно появление сильной боли, изменение температуры тела и ухудшение самочувствия.

Крайне желательно не запускать ситуацию, не доводить до сильной боли, а сразу, как только появились болезненные ощущения, посетить стоматолога. При наличии предрасположенности у ребенка к кариесу, лучше провести профилактические процедуры, например, герметизацию фиссур. Складки на жевательной поверхности покрываются композитным материалом, защищающим такие естественные полости от скопления в них остатков пищи, развития бактерий, воспалительных процессов.

В худшем случае можно потерять зуб.

Зубы криво растут

Часто встречающаяся ситуация, когда коренной зуб уже начал прорезываться, но молочный никак не хочет выпадать. Результат – новый зуб ищет альтернативные пути роста, что приводит к его смещению, изменению направления роста. Отсюда нарушения прикуса и ровности зубного ряда. Потребуется лечение у .

Если наблюдается такая ситуация, не следует самостоятельно удалять или расшатывать молочный зуб, необходимо посетить врача.

Выпадение коренных зубов

Тревожный симптом наличия заболеваний (кариес и т. п.) в ротовой полости, либо существуют проблемы со всем организмом (болезни соединительных тканей, сахарный диабет и др.). Посещение врача обязательно.

Необходимо это для выработки стратегии восстановления утраченного зуба. Это надо для правильного роста оставшихся зубов и формирования челюстно-лицевой системы. Учитывая, что ткани челюсти еще находятся в процессе роста, протезирование возможно только временное, которое необходимо корректировать по мере развития челюстей. Постоянное протезирование будет доступно только после окончания их формирования.

Травмы

Первые несколько лет после прорезывания зубы подвержены повышенному риску травмирования при воздействии на них. Спортивные травмы, падения, удары могут привести к откалыванию частей зуба, возникновению трещин. Обязательно обратитесь к стоматологу, который восстановит утраченную часть современными материалами.

Заключение

Постоянные зубы не подвержены регенерации, они даются один раз и на всю жизнь. Внимательное отношение, особенно в процессе их развития, тщательный уход, своевременное посещение детского стоматолога для лечения и выполнения профилактических процедур помогут сохранить их.

  • Оглавление
  • 1) Что такое цитология? Предмет и задачи цитологии. Какова роль цитологии в системе биологических знаний и для современной медицины? Роль отечественных ученых в развитии современной цитологии.
  • 2) Методы исследования в цитологии. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Значение и методы окраски микропрепаратов. Техника микроскопирования.
  • 4) Органеллы. Определение, классификация, строение и функции. Органоиды общего значения. Органоиды специального значения. Строение и функции по данным световой и электронной микроскопии
  • 5) Включения. Определение, классификация, роль в жизнедеятельности.Клетки.
  • 6. Особенности строения и функций клеточной оболочки по данным световой и электронной микроскопии. Производные клеточной оболочки. Межклеточные соединения и их структурно-функциональнаяхарактеристика.
  • 7) Митотический цикл. Характеристика всех фаз митоза. Мейоз, его особенности, отличия от митоза. Регенерация и реактивность клеток и их проявления в органах ротовой полости.
  • 8). Клетка как основная единица живого. Клеточный цикл (дать характеристику этапам клеточного цикла). Основные положения клеточной теории и ее значении для медицины
  • 9. Цитоплазма. Общая морфофункциональная характеристика. Гиалоплазма, ее физико-химическаяхарактеристика и значение в жизнедеятельности клетки.
  • 10. Эмбриологиякак наука о развитии зародыша. Этапы эмбрионального развития, критические периоды в развитии зародыша.
  • 11. Особенности ранних стадий развития человека. Что такое зигота и как она образуется? Типы дробления у позвоночных животных и человека.
  • 13. Гисто- и органогенез на 2-3неделе развития. Мезенхима, образование, строение и роль в развитии тканей.
  • 14. Особенности оплодотворения, зиготы, дробления и гаструляции у человека. Характеристика имплантации.
  • 15. Особенности процессов развития основных органных систем человека на 4-8-йнеделе. Образование полости рта и лицевого скелета.
  • 16. Жаберный аппарат и его производные, этапы формирования лица. Врожденные пороки
  • 17. Внезародышевые органы, состав, функции.
  • 18. Типы плацент. Их строение и функции. Особенности строения плаценты и пуповины у человека
  • 19. Гемоплацентарный барьер. Система мать-плацента-плод.Пуповина и ее тканевая основа.
  • 20. Влияние экзогенных факторов (радиации, курения, наркотиков, пестицидов, лекарственных веществ, инфекций) на ход развития человека, в том числе органов ротовой полости.
  • 21. Кровь и лимфа. Основные компоненты крови как ткани плазма и форменные элементы. Геммограмма. Функции крови. Возрастные и половые особенности.
  • 22. Эритроциты: размеры, строение, форма, функции. Продолжительность жизни. Ретикулоциты. Виды гемоглобина.
  • 23. Лейкоциты: классификация и общая характеристика. Функции понятие о лейкоформуле и ее значение в медицинской практике.
  • 24. Гранулоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 25. Агранулоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 26. Тромбоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 27. Волокнистые соединительные ткани. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 28. Гемоцитопоэз и лимфоцитопоэз. Современные теории кроветворения.
  • 29. Что такое ткань? Принципы классификации тканей, их функции. Особенности строения по данным световой и электронной микроскопии, регенерация, реактивность тканей в ротовой полости.
  • 33. Нервная ткань. Морфофункциональная характеристика. Эмбриональный гистогенез. Классификация нервных клеток по морфологическим и функциональным признакам.
  • 34. Рыхлая соединительная ткань. Клеточный состав. Особенности строения данным световой и электронной микроскопии.
  • 35. Плотная волокнистая соединительная ткань и ее разновидности. Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 36. Мышечные ткани. Общая характеристика, классификация. Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 37. Костные ткани. Общая характеристика, классификация, функции. Особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 39. Мезенхима, ретикулярная ткань, жировая ткань, пигментная ткань. Морфофункциональные особенности строения и функции.
  • 1)Костная:Обладает особыми механическими свойствами. Состоит из клеток остеоцитов, которые бывают двух видов:
  • 2)Хрящевая: Состоит из клеток хондроцитов. Различают три вида хрящевой ткани:
  • 42. Спинной мозг. Морфофункциональная характеристика. Строение белого и серого вещества. Ядра белого вещества. Центральный канал спинного мозга. Рефлекторная дуга.
  • 43. Вегетативная нервная система. Морфофункциональные особенности строения интрамуральных и экстрамуральных ганглиев (по данным световой и электронной микроскопии).
  • 44. Органы чувств. Классификация. Нейросенсорные и сенсоэпителиальные и рецепторные клетки. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 46. Артерии. Аорта. Классификация, особенности строения стенки и регенерации. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 47. Вены. Классификация, особенности строения стенок вен по данным световой и электронной микроскопии.
  • II. Вены со слабым развитием мышечных элементов: миоциты - только в t. Media
  • III. Вены со средним развитием мышечных элементов:
  • IV. Вены с сильным развитием мышечных элементов: миоциты - во всех трёх оболочках
  • 50. Центральные органы кроветворения и иммунной защиты. Общая характеристика, гистогенез. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 51. Периферические органы кроветворения. Общая характеристика, гистогенез. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 52. Характеристика основных клеток иммунной реакции (нейтрофильные лейкоциты, макрофаги, т- и в-лимфоциты,плазмоциты). Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 62. Развитие, строение и функции больших слюнных желез(околоушная, подчелюстная и подъязычная).
  • 63. Развитие, строение и функции языка.
  • I стадия - образование эмалевого органа и зубного сосочка
  • II стадия - образование тканей зуба
  • I стадия - образование эмалевого органа и зубного сосочка
  • II стадия - образование тканей зуба
  • 68. Общая характеристика строения зубов и их поддерживающего аппарата.
  • 69. Развитие молочных зубов.
  • 70. Дифференцировка зубных зачатков
  • 71. Образование цемента(цементогенез).
  • 72. Развитие и строение периодонта
  • 73. Развитие и прорезывание постоянных зубов.
  • 74. Регенерация зубочелюстного аппарата.
  • Зубы закладываются из 2 источников:

    1. Эпителий ротовой полости – эмаль зуба.

    2. Мезенхима – все остальные ткани зуба (дентин, цемент, пульпа, периодонт и параодонт). На 6-йнедели эмбриогенеза многослойный плоский неороговевающий эпителий на верхней и нижней челюстях утолщается в виде подковообразного тяжа – зубная пластинка. Эта зубная пластинка в дальнейшем погружается в подлежащую мезенхиму. На передней (губной) поверхности зубной пластинки появляются эпителиальные выпячивания – так называемые зубные почки. С стороны нижней поверхности в зубную почку начинает вдавливаться уплотненная мезенхима в виде зубного сосочка. В результате этого эпителиальная зубная почка превращается в перевернутый2-хстенный бокал или чащу, который называется эпителиальным эмалевым органом. Эмалевый орган и зубной сосочек вместе окружаются уплотненной мезенхимой – зубным мешочком.

    Эпителиальный эмалевый орган вначале соединен тонким стебельком с зубной пластинкой. Клетки эпителиального эмалевого органа дифференцируются в 3-хнаправлениях:

    1. Внутренние клетки (на границе с зубным сосочком) – превращаются в эмальобразующие клетки – амелобласты.

    2. Промежуточные клетки – становятся отросчатыми, образуют петлистую сеть – пульпу эмалевого органа. Эти клетки участвуют в питании амелобластов, играют определенную роль при прорезывании зубов, в последующем уплощаются и образуют кутикулу.

    3. Наружные клетки – уплощаются, после прорезывания дегенерируют.

    Вфункциональном отношении самые важные клетки эмалевого органа – внутренние клетки. Эти клетки становятся высокопризматическими, дифференцируются в амелобласты. При дифференцировке в амелобластах становятся хорошо выраженными гранулярный ЭПС,

    пластинчатый комплекс и митохондрии. Причем в амелобластах происходит инверсия ядра и органоидов (замена местами); соответственно происходит инверсия апикальных и базальных полюсов клетки. На апикальном конце амелобластов имеется дистальный отросток Томса, там содержится подготовленный для выделения секрет – органическая основа эмали (матрикс эмали). На срезах матрикс эмали состоит из мельчайших тубулярных субьединиц с овальным сечением диаметром около 25 нм. Химически матрикс эмали состоит из белков и углеводов. Процесс обизествления эмали связан с тубулярными субьединицами – в каждой трубочке

    образуется по 1 кристаллу фосфата кальция, так формируются эмалевые призмы. Эмалевые

    призмы склеиваются органической склеивающей массой и оплетаются тончайшими фибриллами. После формирования эмали амелобласты дегенерируют.

    Параллельно с образованием эмали верхний слой клеток зубного сосочка дифференцируются в одонтобласты и начинают формировать дентин. Под электронным микроскопом одонтобласты сильно удлиненные клетки с хорошо выраженным гранулярным ЭПС, пластинчатым комплексом и митохондриями. На апикальном конце имеют дистальный отросток. Одонтобласты вырабатывают органическую часть межклеточного вещества дентина (коллагеновые волокна и органические вещества основного вещества). Далее на органическую основу дентина осаждаются соли кальция, т.е. дентин обизвествляется. В отличии от амелобластов дентинобласты после формирования дентина не дегенерируют.

    Параллельно развитию дентина из мезенхимы зубного сосочка начинается дифференцировка и формирование пульпы: мезенхимные клетки превращаются в фибробласты и начинают выработку коллагеновых волокон и основного вещества пульпы.

    Разрастание дентина и пульпы в области корня зуба обуславливает прорезывание зуба, так как зачаток зуба в области корня окружен формирующейся костной альвеолой, поэтому дентин и пульпа не могут разрастаться в этом направлении, в области корня поднимается тканевое давление и зуб вынужден выталкиваться, подниматься к поверхности эпителия ротовой полости, т.е. прорезываться.

    Из внутренних слоев зубного мешочка в области корня образуется цемент зуба, а из наружных слоев зубного мешочка образуется зубная связка – периодонт.

    На 5-оммесяце эмбрионального развития из оставшейся части зубной пластинки закладываются зачатки постоянных зубов. Развитие постоянных зубов происходит также как и

    молочных зубов. Вначале молочные и постоянные зубы располагаются в одной костной альвеоле, позже между ними формируется костная перегородка. В возраст 6-12лет зачаток постоянного зуба начинает расти и давит на костную перегородку, отделяющую его от молочного зуба; одновременно активируются остеокласты и разрушают костную перегородку и корень молочного зуба. В результате растущий постоянный зуб выталкивает оставшуюся коронку молочного зуба и прорезывается.

    Теории прорезывания зубов.

    1.Корневая теория Хантера – растущие корни зуба упираются в твердое костное дно костной альвеолы и зуб выталкивается из костной альвеолы.

    2.Теория Ясвоина – зуб сравнивает с ракетой.

    3.Теория Катца – растущий зуб давит на боковые стенки альвеол, что приводит к поверхностной резорбции кости; одновременно с этим на наружной поверхности альвеолярных отростков и на его верхнем крае происходит отложение новой кости. Костная ткань откладывается в области дна альвеолы, что приводит к повышению там тканевого давления, выталкивающее зуб к поверхности.