О грехе брадобрития — как решиться и отрастить, отпустить бороду. Противоречит ли Божьей воле бритье мужского лица? В современном мире противоположное выражение траура

Какое у вас мнение, не выступаете ли вы против европейской традиции мужчин брить лицо? Ведь Бог сотворил мужчин так, чтобы у них росла борода. Народ Божий из Ветхого Завета не брил бороду в отличие от египтян. Не является ли обычай смеяться над бородой своего рода не согласием с Творцом? Не появилась ли эта традиция по каким-то сексуальным мотивам? Ведь рост волос на лице является отличительным мужским качеством, а лицо без волос является женским качеством?

Это правда, что бритье лица имело много значений в Библии и я представлю ниже этот аспект.

Бритье мужского лица было знаком траура

В Ветхом Завете Бог дал эту заповедь Своему народу:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш. (Левитам 19:27-28)

Почему Бог дал эту заповедь? Потому что так выражали траур и ужас языческие народы, окружавшие их. Когда описывается уничтожение Моава, пророк Иеремия пишет:

У каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.(Иеремии 48:37-38)

Эти народы были идолопоклонниками и у смерти, или когда приходило несчастье, потому что таким образом они хотели обратить внимание идолов, которым поклонялись. Бог ни в коем случае не позволял Своему народу применять эти языческие практики и поскольку идолопоклоннические народы брили между глаз, когда кто-то умирал, Бог сказал следующее народу Израиля:

Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Второзаконие 14:1-2)

То как языческие народы выражали траур и ужас было проявлением их отчаяния и безнадежности. Дети Божьи имеют на небесах Бога, который не оставит из в отчаянии и безнадежности.

В современном мире противоположное выражение траура

Если в древности люди выражали боль когда кто-то из близких умирал тем, что они брили голову или бороду, или уголки бороды, или между глаз, то сегодня боль и траур выражают, позволяя волосам расти на лице. Если мужчина одет в темную одежду и не брит, то окружающие предполагают, что он в трауре.

Бритье бороды является проявлением культуры и добрых манер

Когда Иосиф находился в египетской тюрьме, фараон увидел сон и один из служителей сказал, что Иосиф может дать толкование сна:

И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся (побрился, – в рум. пер. Библии, прим. пер.) и переменил одежду свою и пришел к фараону. (Бытие 41:14)

Иосиф был порядочным человеком и не ставил под угрозу свою веру и поклонение среди языческого народа, где он жил. Если бы бритье лица шло в разрез с волей Божьей, Иосиф бы не брился. Или, если бы если бы бритье лица носило бы в Египте языческое или греховное значение, Иосиф бы не делал этого. Тот факт, что он побрился, является проявлением культуры и уважения к власти фараона, к которому он шел.

Бритье мужского лица не имеет сексуальных мотивов

Нигде Библия не делает такого заявления и даже в культуре наших дней я не слышал ни разу, что бритье мужского лица является проявлением сексуальности или сексуальным последствием.

Перевод: Моисей Наталья

ОТНОШЕНИЕ К БОРОДЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову - в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

Буддистские монахи

Бритая голова вообще - это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем - это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос - отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Православные священники, в том числе и православные монахи, в традиции отращивать волосы и бороду следуют примеру Христа, а буддистские монахи - примеру Сиддхартха Гаутамы.

ИНДУИЗМ

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров - неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры - набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.


ИСЛАМ

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога - раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» .


Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды - это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

ИУДАИЗМ

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены) .

В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках) , бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных) , является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго - всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Последующие Папы решили, что борода - это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду - начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра - выстриженные кругом на макушке волосы.

В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо (круг на голове, символизировавший терновый венец) . Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.

ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .

Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4) ; запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) , и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита "О пострижении брады", л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя» , или, чтобы было понятно, - нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться - значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина - муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

Икона «Спас Нерукотворный»

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками - это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им... Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами» . Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят "в капищах... с обритыми головами и бородами".

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли - настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды - это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? - вопрос другой.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В подготовке материала использовалась литература:
1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»
2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)
3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»

«Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды – прим. автора) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему».

Постановления святых апостол, книга 1, стр. 6-7.

В первых книгах Библии, а именно – в книге «Левит», Господь дает заповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей ». Тем самым Господь строго заповедует, чтобы всякий верующий, всякий благочестивый человек, если он мужчина, непременно носил (то есть не брил) свою бороду . А почему, собственно говоря, это должно быть так?

Ну, вообще-то мы не должны бы и задаваться таким вопросом! Если Господь дал нам таковую заповедь, то мы ее должны принять просто, как волю Божию, как поручение нам от лица нашего Господа, Творца всего видимого и невидимого мира. И если мы примем сию заповедь именно с таким настроением, то у нас и сомнений никаких не будет в необходимости ее исполнения – раз этого хочет от нас Господь, значит, так и должно быть. Но сегодня мы позволим себе все-таки поразмышлять над важностью и смыслом этой заповеди.

Сотворение первых людей, Адама и Евы, как мы знаем, Господь совершил «по образу и по подобию Своему». Этим подразумевается, что тот естественный облик, который человек получил из рук своего Создателя, является образом Божиим, отражением Господа в каждом из нас. И поэтому мы, сознавая себя творением Божиим, должны с благодарением принять и тот облик, который мы, каждый, получили от Бога.

Но, может быть, кто-то скажет: «А при чем тут я? Ведь из рук Божиих свой облик получил Адам! А я-то родился таким от своей матери?». Тем не менее – разве каждый из нас сам является архитектором своему телу? Разве каждый сам конструирует свою плоть и свой облик? Нет! Каждый рождается на свет Божий от своих родителей, и это происходит неизреченным образом, по Божию повелению, изреченному Им еще прародителям нашим, Адаму и Евве. И так, от Адама и до нас с вами, а так же и до тех, кто будет жить на Земле после нас, в рождении каждого нового человека снова и снова исполняется это таинственное благословение Божие. Никто из нас не сам привел себя в земную жизнь, и поэтому уже считается, что тот внешний облик, который мы унаследовали, мы должны беречь как печать творения Божьего. Отсюда-то и следует требование Закона – не вторгаться никаким противоестественным образом в тот внешний образ, который мы изначально получили от Господа и который является для нас родным и естественным. Именно поэтому считаются противоестественными и греховными, а потому – недопустимыми, всякого рода действия по искажению человеческого облика, в том числе и весьма распространившийся в последнее время грех бритья бороды и усов у мужчин.

Однако надо отметить, что по этой же причине считается греховным не только брадобритие, но и еще целый ряд подобных посягательств на образ Божий: в частности, и распространившийся в последние два десятилетия среди «крутых парней» обычай брить голову практически наголо, что тоже противоестественно и не Богоугодно. А еще больше всяких вольностей мы сегодня видим у женщин. Это и косметика, и стрижка/окраска/завивка волос, и всякие ухищрения в области маникюра; сюда можно отнести и пластическую хирургию, и многое, многое другое, изобретенное диаволом вовсе не для спасения наших душ. И все подобное представляет собой целенаправленное извращение образа Божия, который дан каждому из нас, и сознательное противление воле Божией, нежелание принять из рук Божиих тот облик, который Сам Господь вручил каждому из нас. Но сегодня мы будем говорить, прежде всего, именно о бороде .

Иллюстрация XVIII в. Бритье бороды. В дораскольной русской Церкви брадобритие считалось хулой на Бога.

Надо сказать, что в прошлые времена, даже еще совсем недавно – лет 100 тому назад, ношение бороды для мужчин было вполне естественным делом. Еще даже и в начале прошлого века увидеть человека бритого, а особенно – где-нибудь в глубинке, среди простых христиан, было большой редкостью. А если такой человек мог кому-то встретиться, то сразу было понятно, что это или иностранец, или иноверец, или какой-то иной отщепенец, одним словом – кто угодно, только не настоящий, истинно верующий человек. Но в прошедшем XX-м веке, как мы знаем, в нашей стране произошли страшные события; эти события сломали устоявшуюся жизнь, перевернули сознание людей, извратили обычаи, многое поставили с ног на голову. И вот сегодня наша общая беда в том, что мы часто уже даже и не понимаем, что к чему и зачем. Поэтому, я уверен, что и этот простой вопрос сегодня у многих – как у мужчин, так и у женщин – вызывает некоторое недоумение:

«Ну в Бога-то мы, конечно, веруем… А борода здесь причем?»

Весь закон Божий согласно свидетельствует о том, что мало только «веровать», то есть веровать на словах. Вера в Господа – если она действительная, настоящая – наша вера должна подтверждаться не словесными заверениями, не показным биением себя в грудь «Я – христианин!», а конкретными делами: соблюдением заповедей Божиих. А если наша жизнь, наши поступки противоречат заповедям Господним, то и называть себя христианами преждевременно, ибо, по слову апостола Иоанна Богослова, «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоанна 2-4).

Можно привести много поучительных примеров строгого соблюдения Господних установлений по части бороды. В 1341 году в Вильне за отказ исполнить волю Литовского князя Ольгерда (он требовал сбрить бороду ) пострадали до смерти мученики Антоний, Иоанн и Евстафий ; их телеса почивают нетленными (память им и служба 14 апреля). За отказ благословить княжеского сына – брадобрийца был скинут с корабля в Волгу и протопоп Аввакум (см. его «Житие…»). Много есть и других примеров, когда вплоть до пролития крови готовы были страдать истинные христиане – ради ношения бороды , ради того, чтобы исполнить эту важную заповедь Божию.
Но сегодня все стало гораздо проще: никто ни к чему нас не принуждает, никто ничем не угрожает – живи, как тебе заблагорассудится. Теперь всем стало вовсе не трудно соблюдать заповеди Божии, теперь каждый может начать устраивать свое житие по Закону Христову! Вот когда должно бы процвести христианское благочестие! Ан – нет… Наоборот: именно в нынешнее время усердие к соблюдению заповедей уменьшилось – как никогда! Так что же, неужели нам не на пользу нынешняя свобода, современное общественное благополучие? Или мы уж настолько ослабли своей верой, что опасаемся даже не то что каких-то угроз, а зачастую – даже самого простого вопроса, вроде ужасного: «Слушай-ка, ты это что – бороду стал отращивать , что ли? ».
Вопрос этот приведен здесь вовсе не для красного словца. Такой, или подобные этому вопросы приходилось слышать, наверное, каждому мужчине, кто когда-то решался отпустить бороду . Ну, так и что? В чем проблема-то? Разве трудно на такой вопрос ответить – «Да, вот решил отрастить » – и все вопрошатели быстро теряют интерес к данной теме! Но беда многих нынешних мужчин в том, что даже такой мелкий, мимолетно заданный вопрос вдруг может вызвать у них серьезный испуг… И бывает, что какой-нибудь взрослый мужчина, глава семейства, отец своих детей – вдруг начинает трепетать, как осиновый лист, от подобных вопросов! Хотя – если все-таки вдуматься – чего же мы боимся? Кто нам сегодня может помешать исполнить заповедь Божию, если мы этого захотим? Какие страхи, какие притеснения не дают нам этого делать? Только лишь одно – наше маловерие! Если мы сомневаемся – значит, не так страшен нам Господь Бог, и не столь дороги нам Его спасительные заповеди, а гораздо страшнее кажется нам косой взгляд соседа или ехидный вопрос сослуживца по работе – это нас страшит гораздо больше. А то, что нами растоптана, попрана Божия заповедь – это нам, выходит, вовсе и не страшно? Да-а-а… Но если задуматься – в сущности, почему мы должны бояться мнений других людей? Да пусть они думают, что хотят! Нам-то бы за свою совесть перед Богом ответить!

Да и вообще – когда нам хочется оглянуться на других, нам всегда следует задуматься: что мы хотим увидеть, чему научиться от окружающих нас людей? Ладно, если добру, правде да благой вере! Но мало вокруг нас правды, и добра – не так много, а уж примеров благой Христовой веры – этого меньше всего. А тогда – зачем мы оглядываемся по сторонам? Боимся, что будем выглядеть как-то «невыгодно» в глазах наших знакомых, соседей, сослуживцев? Опасаемся вопросов, которые могут нам задать? Страшимся показаться «белыми воронами» среди окружающих? Но ведь мы с вами знаем, что весь окружающий мир, почти все люди, кто нас сегодня окружает, все человечество, не пришедшее к спасительной церковной ограде – весь этот мир в одночасье погибнет, и этот час приближается. Спасутся лишь избранные, немногочисленные люди, и дай, Господи, чтобы мы с вами оказались в их числе.Вот поэтому мы не должны недуговать своею зависимостью от окружающего мира. Именно к этому и призывает нас Господь, об этом же говорят нам Его апостолы:

«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (по земной жизни), зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 послание Петра 1:17-19).

И вот теперь, когда мы искуплены от окружающего мира, погрязшего в суете и грехах, столь дорогою ценою – неужели мы будем оглядываться на этот же, окружающий нас, падший мир, ища там понимания и поддержки? И зачем это нам? Наоборот – братие, давайте прекратим это наше озирание по сторонам, ибо Сам Господь искупил нас, и даровал нам свободу от всякого греха, от любой недоброй зависимости. А потому оглядываться на окружающий нас безбожный мир, брать примеры с различных греховных обычаев, которые вокруг нас прописались – это пагубное дело, противное христианской совести. Это не только не поможет делу нашего спасения, но может завести еще глубже в пучину греховного жития и лишит Царства Божия. Нет, братие, не польза нам от того, что мы оглядываемся на окружающих безбожников! Но если уж с кем и сравнивать себя, то с теми людьми, которые сегодня живут по вере Христовой или которые жили в прошедшие времена.

Сегодня многие из женщин, слушая меня, возможно, недоумевают: «Понятно, брадобритие – грех, но при чем тут мы? Ведь это – чисто мужская проблема, – вот с мужиками об этом и говорите!» Однако, дорогие сестры, это не совсем так: вообще, сегодня нет «чисто мужских» или «чисто женских» грехов, и каждый должен задумываться о своем участии в том или ином вопросе, могущем иметь какое-то отношение к человеческим грехам. Господь на Страшном Суде будет спрашивать не только за совершенные дела, но и за намерения, за данные кому-то советы или даже за высказанные оценки. И мы должны уже сегодня обо всем этом внимательно думать и трезво размышлять.

Вот, например, некий муж захотел исполнить заповедь Божию и решил отпустить бороду , но боится прямо сказать об этом своей жене, и прикидывает про себя: «Не побреюсь-ка я пару-тройку дней – посмотрю, как жена к этому отнесется? Если ей понравится – отпущу бороду , если не понравится – сбрею. Интересно, что она мне скажет? Может, вообще не заметит? ». И вот на второй день этого «эксперимента» жена этак невзначай произносит: «Слушай, не пойму – у тебя что, бритва, что ль, сломалась? » Встретившись с этаким проявлением заботы, редкий мужчина найдется что ответить. И вот он уже со вздохами сбривает следы своего неудавшегося эксперимента – вопрос решен. Но кто же в таком случае в большей степени будет виноват в грехе совершившегося брадобрития? А вы говорите – «мужской грех»!

Вот поэтому и вы, дорогие сестры, проявите ту христианскую сознательность, которая поможет и вашим мужьям, и вашим детям, и другим близким отряхнуть с себя сию человеческую слабость, и хотя во внешнем образе своем приблизиться к Богу! Добро нам даже и на этом, малом примере поучиться следовать заповедям Божиим. И только так, поддерживая друг друга и помогая друг другу в делах нашего спасения, мы сможем прийти к Богу и наследовать Его Небесное Царствие.

Брадобритие как блудодейная ересь... Прежние благочестивые христиане, беспрекословно верившие в авторитет святоцерковного учения, выраженного в священных книгах, для признания греховности или святости какого-то обычая довольствовались тем, как такой обычай признавался в святоотеческих книгах (Василий Великий, правила 89, 91). Например, брадобритие в этих книгах признаётся греховным делом.

"...не порти края бороды"

Языческий, античный мир, сменить который Божиим Промыслом призвано было христианство, идеал красоты полагал в молодости и юношеской свежести (Прем.Сол. 2), тогда как старость для язычников служила признаком истощения сил телесных и разрушения человека. Жизнь они признавали только земную, отрицая духовное, загробное бытие.

"Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрём!" (Ис.22:13)

"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15:33; Пс.72; Иов. 21).

Поэтому почти всех своих богов язычники, и особенно греко-римский мир, изображали безбородыми, женоподобными. Между тем христианство учит, прежде всего, о духовной красоте человека, т.е. о степени его религиозного и нравственного совершенства, насколько человек усвоил, успел всё это осуществить или проявить в своей жизни.

А так как для достижения духовной зрелости в духовно-нравственном отношении, для того, чтобы применить усвоенное человеком христианское учение, необходимо пожить подольше, бороться с соблазнами мира, то, естественно, что в христианском понимании получают преобладание типы старческие, возмужалые, имеющие бороду как признак степенности и опыта. Верующий взгляд усматривал в изображении старцев, убелённых сединами волос на голове и бороде, в этой внешней форме тела, нестареющий свет мира духовного. Вот почему одним из путей, посредством которых в христианстве вошло в обычай, в особый почёт ношение бороды, как естественного украшения мужчин, послужила христианская иконопись, как правдоподобное изображение на св. иконах лиц, действительно существовавших.
В христианской церкви существует догмат о почитании святых, а отсюда необходимость их изображения на св. иконах. Христианское искусство не могло не обратить внимания на то, что лица, изображаемые на иконах, не выдуманные, а действительно некогда жившие на земле, в видимом определённом образе. А при изображении святых угодников Божиих характерным признаком мужей являлась борода их.

Составляя необходимую принадлежность изображаемых святых, она могла служить как характерное отличие одного лица от другого, и потому служила воссозданию иконописного типа. А что вначале, до отступления в ереси, и у латинян-католиков все носили бороды, видно на их ранних изображениях (см. папа Сикст "Сикстинская"). В подлинниках описывается лик святых.

05 января, Савва Освященный, упал в яму с огнем у Мёртвого моря, опалил бороду и лицо. Борода не выросла, осталась небольшая и редкая. Благодарил Бога за такую бороду некрасивую, чтобы нечем было хвалиться.

11 января, Феодосий Великий, из бороды св. Маркиана осторожно взял зернышко, положил его в житницу, и они стали полны.
23 июня, "Покаяние Феофила", продавшегося диаволу, враг души гладил по бороде, целовал в уста.

10 февраля, Харлампий, длинная борода, мучители клали угли ему на бороду, но из бороды вырвался огонь и попалил 70 человек. 12 июня, Онуфрий, борода до земли.

14 апреля, Иоанн, Евстафий, посторонние узнали, что они православные по бородам – не желали стричь волосы.

01 сентября, Симеон Столпник, когда он умер, патриарх хотел у него взять волосы от бороды, рука тотчас отсохла.

20 ноября, Прокл, видел апостола Павла, борода у него широкая, на передней части головы нет волос. 8 мая, Арсений Великий, борода до пояса. 2 января, Евфимий, с проседью большая борода.

Описания были составлены частью по преданию, частью на основании уже существовавших иконных изображений:

О Дионисии Ареопагите: сед, с длинными волосами, с усами несколько длинными, с редкою бородою.

О св. Григории Богослове: борода недлинная, но довольно густая, плешив, волосами белокур, конец бороды с тёмным отливом.

О св. Кирилле Александрийском: борода густая и длинная, волосы на голове и бороде кудрявые, с проседью и проч.

Кроме того, есть описания святых, где названа только одна борода, например, патриарх Герман - "стар, борода редкая";

Святой Евфимий - "борода до лядвия";

Пётр Афонский - "борода до колен";

Макарий Египетский, "борода до земли". Христиане всегда подражали не только в делах святым, но и в их облике.

Борода же считалась признаком того образа Божия, по подобию Которого создан был человек.

В 1054 г. Константинопольский патриарх Михаил Керулларий в послании своем к антиохийскому патриарху Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остригали бороду".

Преподобный Феодосий Печерский такое же обвинение высказал против латинян в своём "Слове о вере христианской".

Брадобритие есть блудодейная ересь на соблазн и на растление добрых нравов, к искажению полов ведущее, к содомскому греху; и князья русские наказывали штрафами тех, кто во время драки вырывал часть бороды. Так, при великом князе Ярославе за выдернутый клок бороды с виновного взыскивался в пользу казны штраф в 12 гривен, и в XV веке за выдернутую бороду виновному отсекали руку.

Один из авторитетных соборов в России, на котором присутствовало трое русских святых, Стоглавый собор, определил: "Священные правила православным христианам всем возбраняют: не брить брад и усов и не постригать; таковые бо несть православные, но латинская и еретическая.
Предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольская и отеческия правила вельми запрещают и отрицают: правило святых Апостол так гласит: если кто бороду бреет и преставится так, недостоин над ними служить, ни сорокоустия по нем не петь, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретиков этому навыкоша" гл. 40.

О том же толкование правила 96, VI Вселенского собора об острижении бороды: "Что же о пострижении бород ваших не писали в законе: не постригайте бород ваших. Без бороды красиво женам, мужам не подобает так, создавший Бог судил сказать Моисею:

"...не порти края бороды" (Лев.19:27).

Вы же сие творяще человеческого ради угождения, противны закону, ненавидимы будете Создавшему вас по образу Своему, и если кто хочет угодить Богу, то отступи от такого зла". Отрицательное отношение к брадобритию – злому обычаю католиков и безбожников, достигло высшей степени в так называемое Смутное время в России, когда латиняне пред глазами русских оскорбляли всё, что доселе русские привыкли считать неприкосновенным и святым, – смеялись над верою, жизнью и нравами русских.

Посему было наложено проклятие на брадобритие.

В Потребнике 1639 года и в Служебнике 1647 было помещено поучение: "не брить бород и усов не постригать".

В Большом Потребнике говорилось так: "Проклинаю богоненавидимого и блудолюбного образа прелесть душе губительную от помраченной ереси; и чтобы не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её". В служебнике патриарха Иосифа пишется: "прелесть душе губительная, помрачение от ереси, не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её".

"И не знаю, как в наш народ православный и в какое время в великой России еретический недуг вошёл, как по летописным книгам говорит предание царя греческого, или лучше сказать врага веры христианской, и законопреступника Константина Ковалина и еретика, чтобы постригать бороды, или брить, иначе сказать, богосозданную доброту растлевать. Или ещё скажем, по летописным книгам, [находим] подтверждение всей злой ереси [возникшей от] нового сына диавола и сатаны, предтечи антихриста, врага и отступника от веры христианской, Римского Папы Петра Гугнивого, ибо и тот сию ересь подкрепив, и римскому народу, особенно же и чинам их священным такое творить повелел, чтобы бороды постригать и брить.

***

***

Епифаний же Кипрский евтихской назвал сию ересь. Ибо царь Константин Ковалин и еретик это узаконил, и о том все знают, что они еретические слуги, потому что бороды у них пострижены" (Изд. лето 7155, лист 621).

Преподобный Максим Грек писал: "Если прокляты уклоняющиеся от заповедей Божиих, как слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою бороды свои" (Слово 137).

"Не должно так же и на бороде портить волос, и изменять образ человека вопреки природе.

Не обнажайте, говорит закон, бород ваших, ибо сие [быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. То же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как воспротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему (пост. апост., изд. Казань, 1864г. стр.6).

Св. Епифаний Кипрский пишет: "Что же хуже и противнее этого, бороду – образ мужа остригать, а волосы на голове отращивают; о бороде в постановлениях Апостольских слово Божие, учение предписывает, чтобы не портить её, то есть не стричь волос на бороде" (твор. его, ч.5, стр. 302, изд. М. 1863 г.).

96 правило Шестого вселенского собора с толкованием: "Епитимиям и отлучению подлежат те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сделать их кудрявыми, или носят чужие волосы. Той епитимии подлежат бреющие бороды свои, чтобы росли они после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми. Так же те, которые выжигают маленькими щипчиками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками.

Этой же епитимии подвергаются женщины, употребляющие белила или румяна для привлечения к себе мужчин. Ах! как может Бог признать в них Своё создание и Свой образ, когда они носят другое – дьявольское лицо? Разве они не знают, что уподобляются блудной Иезавели? Итак, все мужчины и женщины, делающие что-либо подобное, подвергаются отлучению. Если же всё это воспрещено мирянам вообще, то тем более клирикам и священным лицам, которые должны поучать народ и словом, и делом, и внешним благочестием" (греческая кормчая "Педалион" стр. 270, изд. 1888 г.).

"Брадобритие есть обычай еретический и богомерзкий, и потому истинным христианам надлежит хранить себя от этой мерзости, чтобы через преступление заповедей Божиих и святоотеческих преданий не лишиться нам вечного и нескончаемого блаженства в будущей загробной жизни. Ибо Господь скажет доброму рабу и деятельному Своему служителю:

"Добрый раб, в малом был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа Своего" (Лк.19:17).

В книге Бытие 34:2, 7, 9, 26 говорится: "Как сын Еморра Евеянина спал с Диной, дочерью Иакова, сделав ей насилие, бесчестие сделал он Израилю".

В ином месте читаем: "И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне (городе проклятия), пока не отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь" (2Цар.10:1-5).

И если изнасилование называлось обесчещиванием, и таковым оно является и ныне: ибо в отношении плоти Новый Завет не внес никаких изменений в её творение, то слово очень обесчещены показывает, что брадобритие является большим грехом, чем потеря девства. И как там виновные в обесчещивании были все уничтожены, так и в случае насилия над бородами. И если в земной Иерусалим Давид не впустил обесчещенных с порченными бородами, то не следует ли быть более внимательными тем, кто готовится войти в Небесный Иерусалим – в Царство Небесное.

"Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Лев.19:27).

"Как хорошо и как приятно жить братьям вместе. Это как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову, стекающий на края одежды егоо" (Пс.132).

Древние вожди и народ носили бороды:

"Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный" (1Ездр.9:3)

Потеря бороды было признаком потери благоволения Божия, гнев Царя Небесного:

"В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду" (Ис.7:20)

"…у всех их острижены головы, у всех обриты бороды" (Ис.15:2)

"И вы будете делать то же, что делал я; бороды не будете закрывать, и хлеба от чужих не будете есть" (Иез.24:22)

У Дан.7:9-13 – Бог показан, как Старец Ветхий днями и, конечно же, с бородой. Таковы и изображения святых в храмах. Но в капищах (у язычников, у еретиков и сектантов)

"сидят жрецы... с обритыми головами (как буддисты и кришнаиты) и с обритыми бородами" (Посл. Иерем. 30).

И если в малом не верен, (великое ли дело – не брить бороду) то, что говорить о сохранении нравственности и целомудрия.

21 сентября, Дмитрий Ростовский, выдвиженец на Ростовскую кафедру от Петра Первого, этого страшнейшего российского антихриста, разрушившего все устои древнего благочестия, циника и хулителя всего святого, повелевшего насильно "рубить" бороды. И когда Димитрий Ростовский сказал ревнителям, страдающим от насильников антихриста, на их вопрос, даваться ли остригать бороды, он ответил: "пусть отрежут бороды, вторые отрастут, а если головы отрежут, то они уже не отрастут". Эти слова так понравились Петру-преобразователю, что он велел этот трактат о бородах печатать.

Петрово окно в Европу, в которое провалилась вся Россия вместе с домом Романовых, потеряла бороды, единство разделило Россию, и было началом гибели её. И, как пишет Некрасов, вначале показывали пальцем на тех, кто курит (так мало было их), но придёт (и пришло уже), когда показывают пальцем на тех, кто не курит. Так точно и с бородой.

28 марта, Илларион Новый: бороды смолою обмазывали – и замазали образ Божий, приобщились к безбородой Европе, окатоличились через униатство, Украину и Белоруссию, потеряли образ Божьего, русского человека.

Все святые, молите Бога о нас!