Значение слова мардук. Мардук ваал мардук бог родины авраама вавилон аккад шумер междуречье религия Каким образом мардук получил абсолютную власть

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мардук

мардук в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мардук

бог-покровитель г. Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем.

Мифологический словарь

мардук

(аккад.) - главный бог пантеона вавилонских богов и города Вавилона, отец и судья богов, покровитель магии и целительства, воды и растительности, сын бога Эйя и богини Дамкины. Когда богиня Тиамат собралась отомстить богам за убийство мужа, все боги испугались, и только М. согласился сразиться с ее войсками, но потребовал за это, чтобы его ввели в совет и сделали верховным богом. Он продемонстрировал богам свое могущество, заставив появляться и исчезать звезду, и боги избрали его своим главой и благословили на битву. М. вооружился луком, дубинкой и сетью, создал четыре небесных ветра и семь бурь против одиннадцати чудовищ войска Тиамат и вступил в сражение. Он вогнал злой ветер в раскрытую пасть Тиамат, чтобы она не могла закрыть рот, и поразил ее стрелой, а затем расправился с ее свитой, отняв при этом у Кингу таблицы судеб, обеспечивающие их обладателю мировое господство. Затем М. рассек тело Тиамат на две части и создал из нижней половины землею, а из верхней - небо. Он выделил владения богам Ану, Энлилю и Эйя, определил пути небесным светилам, разделил богов на небесных и подземных. Под его руководством боги создали человека. В благодарность боги построили для М. небесный Вавилон с храмом Эсагила и провозгласили пятьдесят его имен, передающих ему власть всех главных богов аккадского пантеона. Символ М. - секира, его зверь - дракон Мушхуш.

Мардук

бог-покровитель города Вавилона, после 18 века до н. э. верховное божество вавилонского пантеона. По вавилонскому мифу, М. ≈ сын бога Эа, избранный царём в совете богов; возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат, после чего создал землю и людей для обслуживания богов. Отождествлялся с Энлилем. Вавилонскими жрецами середины 1-го тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями М.

Википедия

Мардук

Марду́к (аккадск. MAR.DUK «сын чистого неба» в других трактовках «мар дуку» - «сын мирового холма» или «амар утук» - «телёнок Солнцебога Уту») - в шумеро-аккадской мифологии верховное божество пантеона Вавилонии, верховный бог в Древней Месопотамии, бог-покровитель города Вавилона после 2024 г. до н. э. Сын Эйя и Дамкины (Дамгальнуны), супруг Царпанит, отец Набу, бога писцового искусства. Связывался с планетой Юпитер.

Вавилонскими жрецами середины I тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями Мардука:

  • Нинурта - Мардук земледелия;
  • Нергал - Мардук войны;
  • Забаба - Мардук рукопашной схватки;
  • Энлиль - Мардук власти и совета;
  • Син - Мардук, светило ночи;
  • Шамаш - Мардук справедливости;
  • Адад - Мардук дождей.

Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют «судьёй богов», «владыкой богов» и даже «отцом богов». Наряду с богиней-целительницей Гулой он наделялся способностью воскрешать мёртвых.

При правлении Мардука приоритетным был праздник нового года, начинавшийся с месяца нисан. В Вавилоне этот праздник носил название Акиту и представлял собой 12-дневную церемонию, которая являлась наследницей шумерского праздника А.КИ.ТИ.

Примеры употребления слова мардук в литературе.

Ее строили подземные боги Ануннаки, чтобы прославить Мардука , покровителя и царя Вавилона.

Жрецы Вавилона тотчас сообщили ему, что храмов великих богов у них пятьдесят три, да пятьдесят святилищ царя богов Мардука , да триста святилищ земных божеств, да шестьсот святилищ небесных божеств, да сто восемьдесят алтарей Нергал и Адада и двенадцать других алтарей.

Бог Эа уничтожил Апсу и сковал Мумму, а солнечный бог Мардук вышел в бой против дракона Тиамат.

И родились от них боги - Энки, Ан, Нанна, Уту, Нингирсу, Дамгальнуна, Нинту, Мами, Бау, Иштар, Эрре, Эрешкигаль, Лахар, Ашнан, Намма, Утту, Нинхурсаг, Думузи, Энмешарра, Шамаш, Иштар, Атад, Мардук , Абзу, Эйя, Тиамат, Алсу, Мумму, Аншар, Кишар, Бела, Набу, Ламашту, Нергаль, Амон, Мут, Хонсу, Птах, Сехмет, Нефертум, Исида, Нут, Геб, Акер, Хапи, Шан, Осирис, Маат, Апис, Мневис, Бухис, Бата, Хатор, Хнум, Себек, Баст, Тефнум, Анубис, Гор, Тот, Ра, Апоп, Меритсегер, Нефтида, Уто, Шу, Тефнут, Сет, Апедемак, Дедуж, Онурис, Цаган, Хейтси Эйбиб, Легба, Айдо, Хведо, Мулунгу, Хайне, Ишоко, Изува, Киумее, Венде, Лиона, Льюба, Лими, Леза, Обаси, Оса, Фаро, Номмо, Митра, Апап Напат, Хаома, Сома, Арта, Друг, Ахурамазд, Аша Вахишта, Воху Мана, Хшатра, Вайрья, Спента Армаити, Хаурватат, Амртат, Зерван, Митра, Веретрагна, Аши, Тиштрия, Ака, Мана, Атар, Ахриман, Гайомарт.

Эламиты вынесли статую Мардука -- вавилонского Юпитера, и вавилоняне не чувствовали себя свободными, пока не вернули ее обратно.

Ксерксе совсем плохо, потому что вавилоняне взбунтовались, и Ксеркс наказал город страшно: умертвил жреца Мардука , увез золотую статую Мардука в двенадцать локтей высотой и лишил город значения царской столицы.

Против них выступали силы творчества и порядка: Мардук воевал с Тиамат, Ваал - с Лотоном, Зевс - с титанами, Аполлон - с Тифоном.

Эа, Шамаш, Нинурта, Энки, Нинмах, Мардук , Инанна, Уту, Думузи и многие другие - метафоры, как и все, кто пришел вслед за ними, воплощение лучших и худших человеческих качеств, но надо признать, что это самые древние и могущественные метафоры.

Мардук , которого изображали в виде крылатого быка, Набу - его изображали как крылатого человека, Нергал - крылатый лев и Нинурта, которого изображали в виде орла.

Весь Восток поклонялся дневному светилу: вавилонский Мардук , сирийский Шемеш, иранский Митра считались его олицетворениями.

Ответ: жопа коренного вавилонянина, налогоплательщика и избирателя, представителя древнего вавилонского рода, давшего родной державе пятерых жрецов Мардука и одного еретика-уклониста, поклонявшегося Атону из Мисра.

Недаром жопа в большей мере присуща тем людям, в чьем гороскопе ярко светит Мардук - податель благ и сытости.

Царь Мардук , который взошел вскоре после захода Солнца и собирался светить всю ночь, мог бы сравниться с Нинурту в великолепии, если бы его блеска не затмевала Луна.

Девяти футов роста, стоял Властелин Мардук , сын Эй Моря и Дамкина Неба.

Бел Мардук поднялся на самый верх зиккурата, чтобы все могли его увидеть.

В Месопотамии, в долине между реками Тигр и Евфрат, по-гречески Междуречье, в конце IV тысячелетия до нашей эры зародилась цивилизация, которая считается одной из самых древнейших на Земле. Жившие там племена шумеров строили города, изобрели письменность, так называемую клинопись. Поселившиеся позднее в Междуречье племена аккадцев вместе с шумерами создали шумеро-аккадское государство, столицей которого в первой половине II тысячелетия стал город Вавилон. Примерно в это время родилась шумеро-аккадская мифология. Покровителем Вавилона стал бог Мардук. Совет богов избрал его своим царем. Мардук возглавил войну с войском первобытных чудовищ с их предводительницей Тиамат, что означает «море».

Дошедшие до нашего времени письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его умении врачевать, о его магической силе. У него было четыре глаза, четыре уха, изо рта изрыгалось пламя. Он управлял ветрами, вихрями и ураганами. Он был всесилен. Вавилонские жрецы называли его «судьей богов, «владыкой богов» и даже «отцом богов». Его культ в Вавилоне отличался необыкновенной пышностью, в его честь устраивали торжественные процессии, для чего специально вымостили узорчатую каменную дорогу. Именно Мардук сразился с первыми древними богзми, рассерженными проявлением его силы, победил их и создал новый миропорядок.

Вот как это было. Тиамат, богиня Мирового океана, всех соленых вод, давшая начало миру, решила уничтожить Мардука. Она собрала всех страшилищ, свирепых чудовищ, поставила во главе их своего мужа бога Кингу, вручив ему «таблицы судеб», которые определяли миропорядок, и приготовилась к сражению. Младшие боги просили Мардука выйти на бой. Он согласился, но потребовал, чтобы его признали главой всех младших богов. Его признали и наделили великой силой. Он вооружился луком, дубинкой, сетью и в сопровождении своих верных небесных ветров и бурь на колеснице отправился навстречу чудовищам Тиамат.

Это был страшный бой. Тиамат хотела уничтожить своего противника, она была полна дикой злобы, ведь ей подчинялись стихийные силы, она могла легко утопить, сразить Мардука. Но хитрый Мардук не растерялся, он кинул в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», и та не смогла закрыть свою пасть, ее тело сразу раздулось. Тогда он кинул свою сеть и опутал ею Тиамат. Древняя богиня была обессилена. Тогда Мардук натянул тетиву и выпустил стрелу. С Тиамат было покончено. Затем Мардук принялся расправляться с ее свитой, страшными чудовищами. Одних он уничтожил, другие в страхе разбежались, некоторых он взял в плен.

Мардук в этом сражении вышел победителем. Он захватил в плен супруга Тиамат, бога Кингу, отобрал у него «таблицы судеб», которые давали ему мировое господство. Мардук велел надеть на него оковы и приставить к нему стража, демона смерти.

Первоначальный хаос древних богов был уничтожен, и теперь Мар-дуку предстояло создавать новый мир. Строительным материалом для этого послужило тело Тиамат. Он разрубил его на две части. Из нижней сделал небо, из верхней - землю. Череп богини превратился в гору, и из его глазниц потекли две великие реки - Тигр и Евфрат. Мардук запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он создал также планеты и звезды, определил движение Луны и Солнца, разделил год на 12 месяцев. В мире воцарил новый порядок. Тогда же по совету богов был казнен пленный бог Кингу, и из его крови были созданы люди для обслуживания богов.

Символами Мардука стали орудия труда - мотыга, лопата и топор, а его части тела сравнивали с различными животными и растениями: «его главные внутренности - львы; его малые внутренности - собаки; его спинной хребет - кедр; его пальцы - тростник; его череп - серебро; излияние его семени - золото».
Боги были очень довольны созидательной деятельностью Мардука, хвалили его, и в его честь они начали возводить на небе величественный храм, который назвали Вавилон, что означало «божьи врата». Этот миф позволил в дальнейшем вавилонянам считать свою столицу отражением на Земле небесного храма.

Популярность этого бога в Двуречье росла по мере возвышения города Вавилона. Первые упоминания о нем относятся ко второй половине III тысячелетия до н. э., а центральным божеством он стал во времена I Вавилонской династии (XIX–XVI в. до н. э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом приняв мифологию своих культурных предшественников шумеров, должны были утвердить свое господствующее положение в духовной религиозной сфере. Поэтому в их мифе, посвященном Мардуку – «Энума Элит» («Когда Вверху»), – повествование начинается с сотворения мира.

Начало этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в качестве первых божеств выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса, стихии, женского начала, и Апсу (Абзу, по-шумерски) – мировой океан подземных пресных вод, у которого был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум – Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги.

Идея, высказанная таким аллегорическим образом, не потускнела за три десятка столетий. Когда в начале XX века стала обретать популярность гипотеза о том, что жизнь на нашей планете зародилась в океане («океан – колыбель жизни»), почему-то не было учтено важное обстоятельство: в жидкой среде, даже при случайном синтезе сложных органических молекул, они с той же легкостью распадутся на составные части.

В наши дни есть смысл вернуться к удивительной догадке древних: для создания живых организмов необходимо, как минимум, соединение коллоидных частиц с жидкой средой при участии какого-то организующего начала при постоянном притоке энергии. Так может происходить, например, при выносе тончайших глинистых частиц (опять все та же «первоматерия» – глина!) пресными подземными или поверхностными водами в океан (моря). И если жизнь действительно некогда возникла на Земле, то этот процесс мог скорее проходить по мифологическому «сценарию» аккадской поэмы, чем по научным гипотезам, популярным в XX веке.

Итак, в слиянии двух первичных океанов стали появляться более определенно сформировавшиеся божества-стихии: Лахму и Лахаму. От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них – Ану (Ан), Энлиль и Эйя (Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния». С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.

На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Аншара, имевшего четыре глаза и четыре уха. (Правда, в мифах Двуречья, судьба Аншара не так проста. По мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и его главный бог Ашшур (Аншар), который и стал главным героем – вместо Мардука – ассирийской версии поэмы.)

Итак, вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому великие первые боги становятся или его предками, или хранителями. Его мать Дамгальнуна (Дамкина) обретает черты богини Нин-хурсаг. В сказочно короткий срок Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов.

Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по другой версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет ее власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов, скорпионо-людей, человеко-псов и человеко-рыб с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу – самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.

Испугались боги, затрепетали, собрались на совет, чтобы обсудить пути к спасенью, но никто из них не рискнул выступить против Кингу с его войском. И тогда выступил младший из них – Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином.

Слова его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили, иных озадачили. Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как смеет он требовать власти над старшими богами?!

Семь величайших богов уединились, чтобы обсудить предложение Мардука. Утомившись от споров, они устроили пир. Вино и пиво усладили их сердца, успокоили души. Мардук удивил их, показав свое могущество: по его слову пропадали и появлялись звезды (не много ли было выпито хмельных напитков?). И тогда боги решили вручить Мардуку символы власти, признать его царем. Он не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану сплел огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали семь бурь, а впереди его сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Сама Тиамат встала против него. Она разинула свою пасть, но он вогнал туда буйный ветер, от которого у нее перехватило дыхание, пронзил ее тело стрелой, рассек мечом, вырезав сердце. Из верхней половины ее тела он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю.

Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день – Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственней.

Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно.

Правда, в конце II тысячелетия до н. э. стал популярным миф о том, что абсолютное господство Мардука огорчало семерку высших богов, и они подговорили бога войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть власти. Решил Эрра уничтожить одно из лучших творений Мардука – людей, которые не поклоняются Эрру. Тогда коварный бог уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, которые потускнели якобы от времени.

Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон Эрру, который пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел власть, он тотчас наслал на людей все беды – чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания, гибель людей во всей Вавилонии и даже в столице, покровителем которой являлся Мардук. И если бы не возвращение Мардука, не осталось бы на земле людей.

В этой истории сделана попытка отделить зло и насилие от верховного бога, представить его благодетелем людей, не имеющим никакого отношения к тем бедствиям, злодеяниям несправедливостям, которые творятся на земле, а всю ответственность возложить на «нехорошего» бога. Такова одна из первых версий существования в мире добра и зла, носителями которых выступают антиподы – бог и дьявол.

Другая идея истории Мардука и Эрры – историософская: периоды процветания и могущества государства сменяются краткими (сравнительно) периодами бедствий, упадка. Такова реальная закономерность, которую можно наблюдать на примере всех цивилизаций и государств. Хотя, конечно, объяснение этому явлению не столь наивно-простейшее, как сказочно представлено в мифе.


| |