Введение в эргономику. Структура эргономики, основные понятия эргономики Цель и задачи эргономики

Эргономика - наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Первые исследования, непосредственно связанные с зарождением эргономики относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологи, психологи, врачи и инженеры предпринимали попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей.

Термин «эргономика», предложенный польским естествоиспытателем В. Ястшембовским еще в 1857 году, получил широкое распространение после 1949 года, а именно, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины.

Интенсивное развитие во многих странах мира эргономика принимает с середины 50-х гг., в 1961 году создана Международная эргономическая ассоциация, в которой представлено свыше 30 стран, в которых раз в три года проводятся международные конгрессы по эргономике; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет «Эргономика».

В Великобритании с 1957 года издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации. Журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

К огромному сожалению, идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса, и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.

Предметом эргономики является трудовая деятельность, а объектом исследования -системы «человек - коллектив - машина - среда - социум - культура - природа». Эту систему часто называют «эргономической системой».

Эргономика- отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: инженерная психология, психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология, конструирование, гигиена и охрана труда, научная организация труда, антропология, антропометрия, медицина, анатомия и физиология человека, теория проектирования, теория управления.

Эргономика связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов.

Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Также она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.

Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.

По своей природе эргономика занимается профилактикой охраны труда, что подразумевает комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.

Эргономика решает ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.

В практическом отношении проблема взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.

Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижения современной науки и передовой практики.

В развитии эргономики можно выделить несколько этапов.

Задачей первого этапа явилось повышение производительности труда. Человек рассматривался как определенного вида ресурс. Задача заключалась в наиболее полном использовании его возможностей для данного технологического процесса и в отсеве непригодных для данной работы. Основное содержание эргономической работы на первом этапе заключалось в выяснении, обладает или не обладает определенный человек возможностями для выполнения данной работы и если обладает, определить, насколько интенсивно его можно эксплуатировать. Отсюда и основные проблемы: утомляемость, индивидуальные отличия, отбор, профориентация и т.п. эргономика наука моргунов

Идеологами этого этапа были Ф.Тейлор, Г.Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К. Гастев, П.М.Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т.Геллерштейн.

Особняком стоят авторы, исходившие из другой задачи: не повышение производительности труда, а предупреждение срывов. Срыв трактовался ими не как следствие отсутствия соответствующего свойства, а как следствие предельности условий для функционирования человека. Отсюда вырастает идея уменьшения предельности, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, другими словами, согласования человека и техники, обеспечения нормальности условий работы.

В России, пожалуй, первым так поставил задачу и даже предложил соответствующую программу работ инженер -железнодорожник Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский. Первые экспериментальные исследования в духе этой идеологии провели Н.В.Зимкин и Н.А. Эппле.

Эта идеология, собственно, и была провозглашена Лондонским эргономическим обществом в 1949 г., и даже практическая ситуация, из которой выросло это общество, была такой же, как и у Н.М.Добротворского - авиационные катастрофы вследствие ошибок летчиков. В результате целью эргономического анализа стало выяснение ограничений возможностей человека и закономерностей функционирования исследуемых процессов, а не возможностей того, что человек смог бы.

Задача анализа человека стала более «бескорыстной», исследовательской. Раньше свойства человека рассматривались в процессе труда (реального или имитированного), то теперь предметом стал сам человек - его свойства и функции. Это дало возможность действительно согласовывать свойства человека и машины (список Фиттса), а не только декларировать, как это было раньше. Человек стал компонентом системы, перестал быть ресурсом. Первоначально рассматриваемыми эргономистами характеристикам и были простые психологические, психофизиологические и биомеханические свойства: время реакции, цветоразличение, длина руки и т.п.

Далее развитие эргономики шло по пути захвата более сложных свойств человека. С одной стороны, это более сложные психические функции - познавательные способности (когнитивная эргономика), мыслительные способности. С другой стороны, это целостные характеристики поведения: стресс, психическое здоровье, удовлетворенность трудом - направление, получившее название гуманизация труда.

Развитию гуманизации труда способствовало два фактора: во - первых, оказалось, что удовлетворение неспецифических потребностей, например, такой, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда, и, во-вторых, то, что многие новые производства, основанные на современной технологии, могут функционировать лишь в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника.

Следующим этапом развития эргономики является экспансия на другие, помимо труда, сферы деятельности: досуг, обучение и т.д. Конечно, и сам труд в современном производстве меняет свое качество: в нем неразрывно связаны собственно производительный труд, обучение, рекреация. Эргономика начинает учитывать даже национальные особенности работающего контингента.

Эргономика начинает осознавать, что она вступает в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым и основным компонентом планирования и разработки проектов, которые связаны с взаимодействием людей и машин».

Грамотно организованное, продуманное пространство, максимально адаптированное под поставленные перед человеком задачи - это целиком и полностью выполненные эргономические требования. Организовать такое рабочее место необходимо хотя бы потому, что это повысит производительность. Но самая главная цель, которую преследуют эргономические требования, - это сохранение здоровья.

На промышленных предприятиях

Рабочие места на промышленных предприятиях должны быть организованы рационально, это обеспечивается многими нормами и законами, в их числе и эргономические требования. Эргономика как наука изучает все закономерности при деятельности человека на производстве, его взаимодействие с производственной средой и орудиями труда. Практически все предприятия пользуются разработанной учеными системой "человек-машина-среда". Суть ее в следующем.

Надежность и эффективность трудового процесса появляются только при выполнении условия согласованности организационной оснастки, параметров машин, окружающей среды с психофизическими данными рабочего. Чтобы полностью выполнить эргономические требования, необходимо создать удобство рабочей позы, выверить оптимальные нагрузки на мышцы, а также и их чередование на протяжении смены. Нужно обеспечить соответствие оргоснастки и оборудования человеческому телу, что требует хорошего знания антропометрических характеристик.

Методы

Эргономические исследования рабочих мест должны учитывать физиологические особенности работника, а также оценивать траектории рабочих движений и прилагаемые усилия. Физиологи рекомендуют рационализировать каждое рабочее место, что можно осуществить различными методами.

  1. Эмпирическое совершенствование, при котором проводятся эксперименты и выверяется наиболее удачный вариант обустройства рабочего места с позиций физиологии. Во главу угла нужно ставить эргономическую безопасность.
  2. Характерным в для сидячей работы является выбор сидения. Нужно обязательно скорректировать его высоту, чтобы было удобно всему телу, особенно ногам. В офис очень важно поставить
  3. Третий путь - организация и совершенствование рабочих мест на основе Если трудиться приходится стоя, стол для работы должен тоже соответствовать росту человека по высоте. Во внимание принимается все, что присутствует на рабочем месте: столы и стулья, техника и так далее, оно должно быть соразмерным, обращается особое внимание на размеры зон деятельности рук трудящегося.

Совершенствование условий труда

Очень много помогают эргономическим показателям рабочих мест данные биомеханики, когда исследуется равновесие тела или рук по отношению к полю силы тяжести. Каждый элемент должен быть преобразован так, чтобы это вело к уменьшению момента приложения силы мышц. То есть либо уменьшается расстояние между центрами тяжести и сочленения, либо нужно уменьшение нагрузки (веса), удерживаемой в руках.

Данные о физиологических процессах, протекающих во время работы, тоже помогают совершенствовать условия труда. Эргономические требования к рабочему месту включают в себя и высокую степень рациональности позы человека при выполнении тех или иных операций. Так можно вычислить величину затрачиваемой энергии для поддержания позы. О рабочей мебели уже было сказано, есть смысл добавить, что выбор ее должен происходить на основании ощущаемого комфорта. Таков должен быть и стул, и стол для работы, и все, что находится в пределах досягаемости.

Предпосылки для совершенствования

Чтобы принимать оптимальные решения относительно выбора того или иного предмета обстановки рабочего места, широко используется метод опроса. Здесь важно уточнить данные о самочувствии работающих при том или ином варианте организации труда. Так значительно легче улучшить эргономические показатели, поскольку будут выбраны самые приемлемые условия. Если у рабочего есть выбор относительно рабочей позы, рекомендации и советы можно давать только после проведения соответствующих исследований.

В противном случае лучше полагаться на удобство рабочего. Казалось бы, поза сидя значительно преимущественнее позы стоя, но на самом деле это абсолютно индивидуально. Даже эргономичное кресло иногда не станет удобнее для человека с некоторыми заболеваниями, при которых стоя работать комфортнее. Физиологические данные и производственные условия должны оптимально сочетаться. В этом и состоит главная цель эргономических требований к рабочему месту.

Эстетика

Эстетические требования также необходимо учитывать при организации рабочих мест. Нужно, чтобы человека окружала гармоничная производственная среда, потому что не только удобно сконструированное рабочее место, но и весь интерьер очень влияет на производительность труда. Если человек удовлетворил свои духовные и материальные потребности, она непременно вырастет. Цвет в оформлении производственного помещения значит очень много. Он должен быть соотнесен с характером трудового процесса, тогда психофизиологические функции работника будут в норме.

Размеры, форма, яркость, цвет, контрастность, расположение в пространстве каждого элемента - все это отражается на особенностях организма, что и ощущает человек. Машина в этом плане равнодушна, но пока на производстве людей еще не заменили роботы, нужно учитывать, что буквально все на рабочем месте должно позитивно отвечать осязательным, слуховым, зрительным и прочим особенностям психофизиологии живого организма. Для правильной организации рабочего места в первую очередь, конечно, необходимо выполнить все эргономические требования к оборудованию.

В офисе

Даже рабочие, стоящие смену за станками, не болеют так часто и специфически, как офисные работники. Это и быстро развивающаяся близорукость, и сухость в глазах, и переутомление мышц шеи и спины, и еще хуже - туннельный синдром. А все потому, что рабочие места заставляют человека проводить много времени в неудобной позе, в неестественном положении, пользоваться неудобными инструментами.

Нужно прежде всего обеспечить каждое рабочее место мебелью, имеющей эргономические свойства, параметры которой регулируются, чтобы можно было самостоятельно подобрать высоту столешницы, положение спинки кресла, расстояние до монитора и тому подобное. Тогда легко можно превратить типовое рабочее место в индивидуальное, которое будет отвечать всем требованиям организма конкретного человека.

Все под рукой

Вторым важным эргономическим принципом является доступность каждого нужного для работы предмета, когда специалист точно знает, где нужная канцелярия, где офисная техника. Он делает минимум движений, экономится время и усилия, растет и становится качественнее производительность труда. Работоспособность повышается, скорость действий, согласно исследованиям, вырастает на двадцать процентов. Затрат не было, а качество работы повысилось.

Гораздо реже сотрудники болеют, и это тоже благодаря благоприятным условиям труда. Это, безусловно, выгодно и самим работникам, и работодателю. Профессиональные заболевания вообще сводятся к минимуму. Почти исчезают на предприятии производственные травмы и несчастные случаи. Значительно уменьшается текучка кадров, поскольку люди остаются там, где им комфортно, даже если в соседней компании предлагают немного больше денег. Таким образом удается сохранить ценных работников благодаря эргономике рабочих помещений. Главное - это недорого, никаких значительных капиталовложений эти действия за собой не повлекут.

Если эргономику игнорируют

Не брать во внимание человеческий фактор, особенно когда проектируются сложные производства, не только невыгодно, но и чрезвычайно опасно. Например, при исследованиях причин чернобыльской катастрофы эксперты в числе прочих выделили тот факт, что именно неправильная организация рабочего места повлияла на решения обслуживавшего четвертый блок персонала.

Самый важный параметр, который свидетельствует о состоянии ядра, а конкретно - о числе стержней в защитной и контрольной системах, отображался на панели в виде, который не был подходящим для понимания и восприятия. Сейчас эргономике уделяется самое серьезное внимание, и не только на атомных электростанциях заботятся об условиях, в которых работать комфортно, но и в каждом, даже самом маленьком офисе.

Рабочее пространство

Общие требования, применяемые к обустройству производственного пространства, содержатся в статье 209 ТК РФ, где говорится о безопасности труда, о соответствии рабочего места антропометрическим, психологическим и физиологическим параметрам. И, конечно же, о том, насколько важен тип работы.

При проектировании производства по отношению к каждому рабочему месту учитывается: рабочая поза, пространство размещения, возможность видеть все элементы рабочего места и далее пространство за пределами его, возможность с удобством вести записи, документацию, а также быстро и легко доставать любые материалы, которые необходимы для работы.

Организация и защита

Организовано должно быть так, чтобы работнику было удобно перемещаться и совершать все необходимые движения по обслуживанию оборудования. Необходимо добиться хорошего восприятия любой зрительной и звуковой информации.

Также необходимо защищать сотрудников от любого воздействия вредных и опасных факторов. Должна быть спецодежда и, когда это полагается, средства индивидуальной защиты. Однако если это используется, ничто не должно мешать работе. Работник в любой момент должен иметь возможность покинуть помещение, если случается аварийная ситуация.

Правила и нормы

В зависимости от положения, в котором человек осуществляет деятельность, различают рабочие места, и это тоже учитывается производственной эргономикой. Оптимально организованное пространство обеспечивает свободное совершение всех необходимых для трудового процесса действий. При выполнении работ сидя регулируется высота рабочей поверхности, пространство для ног и сидение. Если высота сидения не регулируется, необходима подставка для ног. Все это подбирается оптимально соответственно росту рабочего.

При выполнении работы стоя регулируется высота рабочей поверхности. Здесь необходимыми бывают подставки для ног, если поверхность стола не регулируется. Все должно сопутствовать тому, чтобы во время работы было обеспечено свободное и прямое положение корпуса, наклон вперед допускается не более пятнадцати градусов. Подставка для ног должна быть с рифленой поверхностью и бортиком по переднему краю не менее десяти миллиметров высотой. Также рассчитаны нормы относительно ширины и длины поверхностей, подставок и пространства для стоп, если нужно подходить близко к рабочей поверхности. Если появляется необходимость, на нее устанавливаются подлокотники.

Технические средства

Правильным распределением функций работника и безусловно, можно влиять на эффективность труда в приятную для работодателя сторону. Чтобы сделать трудовую деятельность комфортной, нужно экономить физическую силу и равномерно распределять нагрузку.

Все сигналы - визуальные, акустические и тому подобные - должны опознаваться легко, органы управления - перемещаться без приложения усилий, инструменты - обладать удобством, все элементы на рабочем месте располагаться логично в соответствии с действиями работника.

Особо нужно отметить, что документацию, в которой деятельность сотрудника регламентируется, нужно сделать доступной восприятию и исключительно наглядной. Условия труда должны быть такими, чтобы работники имели возможность взаимодействия.

Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.

Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.

Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским .

В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.

Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20-30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.

Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

Предмет эргономики

Предметом эргономики является изучение системы человек – машина – среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.

Методологическая база эргономики

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

Цель и задачи эргономики

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.

Кроме того, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.

Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.

Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях.

Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

В основе вышеперечисленных целей можно сформулировать несколько основных теоретических задач:

  1. разработка специфических категорий эргономики, которые отражают специфику предмета, содержания и методов;
  2. поиск и описание связи между трудом человека и эргономическими параметрами технических систем и внешней средой;
  3. разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем;
  4. исследование закономерностей взаимодействия человека и технических систем и др.

Надежность человека как части эргатической системы

Под надежностью человека понимается сохранение качества продукции и адекватного отношения к трудовому процессу работника. Ошибка в производственной деятельности человека может быть обусловлена утомлением работника, принятием неправильного решения, неучетом внешних факторов в трудовом процессе или браком в механизме, с которым взаимодействует работник.

Надежность человека зависит от состояния здоровья, условий труда, возраста, опыта работы, трудовой мотивации, вовлеченности в трудовой процесс и др.

Рабочее место

Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.

Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.

Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.

Требования к рабочему месту:

  1. наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой деятельности;
  2. наличие основного и вспомогательного производственного оборудования;
  3. обеспечение достаточных физических, зрительных и слуховых связей между сотрудниками производства;
  4. наличие удобных подходов к оборудованию;
  5. соблюдение техники безопасности (наличие средств защиты от опасных производственных факторов);
  6. проведение мероприятий, направленных на поддержание тонуса работника;
  7. соответствие нормам рабочей среды (допустимый уровень шума, загрязнения воздушной среды, температурного режима и прочие).

Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.

Рабочая поза

При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.

Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.

Рассмотрим все три типа напряженности поближе:

  1. напряженность анализаторных функций . Обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности, таких, как зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:

    а) слабые – ниже оперативного порога;
    б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;
    в) раздражающие – выше оперативного порога.

    Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.

    Степень напряжения зрения можно характеризовать в зависимости от категории работ. Выделяют шесть разрядов зрительных работ в зависимости от размера объекта в поле зрения. Степень напряжения слуха оценить сложнее, так как она может быть определена по слышимости речи и по нормам допустимых уровней звука непосредственно для определенного рабочего места;

  2. эмоциональное напряжение . Эмоциональная напряженность на современных предприятиях является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Эмоциональную напряженность можно оценить по производственным критериям, которые возникают при неблагоприятных эмоциональных состояниях. К таким критериям можно отнести временные (работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени) и мотивационные факторы (аварийные ситуации, ответственность за безопасность);
  3. интеллектуальное напряжение . Величину интеллектуальной напряженности нельзя разделить на категории. Можно определить степень интеллектуальной напряженности только по таким факторам, как работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.

Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

  1. обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;
  2. цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

    Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

  3. в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Условия труда

Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.

Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.

Психофизиологические основы эргономики

Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.

Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.

Плюсы и минусы машин на производстве

Преимущества . На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:

  1. машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;
  2. надежный мониторинг в течение долгого времени;
  3. быстрое выполнение точных расчетов;
  4. хранение большого количества информации;
  5. большая мощь;
  6. долговременное использование с определенным уровнем эффективности;
  7. снижение брака выпускаемой продукции;
  8. никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т. д.

Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства :

  1. нехватка гибкости;
  2. невозможность самостоятельных коррекций программы;
  3. отсутствие импровизации;
  4. даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;
  5. отсутствие креативности и новых идей;
  6. сбои в программе, технические неполадки и др.
  • 2.5.4. Моделирование систем "человек-машина" в эргономике
  • Глава III
  • 3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями
  • 3.4.1. Характеристика зрительных образов
  • 3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов
  • Глава IV
  • 4.1.2. Система организации производства и труда ф.Тейлора и формирование предпосылок возникновения эргономики
  • 4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики
  • 4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
  • 4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в сша
  • 4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах мира
  • Глава V
  • 5.1. Является ли Россия родиной эргономики?
  • 5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы
  • 5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов - предвестники эргономики
  • 5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX-начала XX века
  • 5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах
  • 5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии
  • 5.3. Возрождение эргономики
  • 5.4. Эргономические исследования и разработки вниитэ и его филиалов
  • 5.5. Почему два содерджательных этапа формирования эргономики в 20-30-е и 60-80-е годы не привели к нормальному ее развитию в нашей стране?
  • Глава VI
  • 6.1. Эргономика в промышленности
  • 6.2. Эргономика в сельском и лесном хозяйстве
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений
  • 6.4. Авиационная эргономика
  • 6.5. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения
  • 6.6. Эргономика технически сложных потребительских изделий
  • 6.7. Эргономика для инвалидов и пожилых людей
  • 6.8. Космическая эргономика
  • 6.9. Военная эргономика
  • 6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша
  • 6.9.2. Эргономика в нато
  • 6.10. Стандартизация в эргономике
  • 6.11. Подготовка кадров в области эргономики
  • Глава VII
  • 7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования
  • 7.2. Распределение функций
  • 7.3. Проектирование рабочих задач
  • 7.4. Проектирование работ
  • 7.5 . Проектирование рабочего пространства и рабочего места
  • 7.5.1. Общие положения
  • 7.5.2. Рабочие положения, позы и движения
  • 7.5.3. Расчет параметров рабочего места и его элементов
  • 7.5.4.Рабочая поверхность
  • 7.5.5.Рабочие сиденья
  • 7.6. Рабочий инструмент
  • 7.7. Проектирование интерфейса
  • 7.7.1. Построение информационных моделей
  • 7.7.2. Кодирование информации
  • 7.7.3. Средства отображения информации
  • 7.7.4. Органы управления
  • 7.8. Проектирование рабочей (производственной) среды
  • 7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации
  • Глава VIII
  • 8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники
  • 8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации
  • 8.3. Работа с дисплеями и требования к ним
  • 8.4. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений
  • 8.5. Организация диалога человека и эвм
  • 8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-эвм"
  • 8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя
  • 8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя
  • Глава IX
  • 9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек-машина"
  • 9.3. Формирование человекоориентированного проектирования
  • 9.3.1. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
  • 9.3.2. Новый тип проектирования
  • 9.4. Исследования духовного роста человека - зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
  • 9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека
  • 9.4.2. Вертикаль духовного развития
  • 9.4.3. Геном (двойная спираль) духовного развития
  • 1. Органы зрения
  • 2. Органы слуха
  • 3. Другие органы чувств
  • 4. Приборы, средства индикации
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики

    Термин "эргономия" предложен в 1857 г. поль­ским естествоиспытателем Войтехом Ястшембов- ски, который опубликовал в еженедельнике "Природа и промышленность" статью "Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе".

    В 1920 г. в России разработан проект создания Эргологического института: в 20 -30-е годы формиру­ется концепция эргонологии (греч. ergon - работа, nomos - закон, logos - учение) и проводятся первые эргономические исследования.

    В 1921 г. японский ученый И.Танака издал книгу "Человеческая инженерия" и тем самым ввел в Японии этот термин. С 1925 г. исследования в указанной области достаточно интенсивно развиваются в различных воен­ных организациях.

    Неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США на­кануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в компании "Белл Телефон Лабороториес" (Bell Tele­phone Laboratories).

    Эргономические исследования получают разви­тие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины "человеческая инже­нерия", "инженерная психология", "исследования лично­го состава" и др. Для проведения исследований, связан­ных с проектированием радарных установок, сложного приборного оснащения военных самолетов и других не менее сложных систем, в которых человек выполнял функции контроля и управления, больше всего подходи­ли специалисты, имевшие подготовку в области экспери­ментальной психологии. Ее методы и результаты явились исходным пунктом становления инженерной психологии, которую иногда называли экспериментальной психоло­гией середины XX века. В это же время был дан импульс междисциплинарным исследованиям по выявлению оп­тимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анато­мы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.

    4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации

    В годы второй мировой войны в Англии комплексные исследования и разработки, в которых принимали учас­тие представители наук о человеке и инженерно-техни­ческие специалисты, осуществлялись под эгидой Комите­та по исследованиям личного состава. Под "исследовани­ем личного состава" понималось, с одной стороны, выяв­ление наилучших средств повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат,

    матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды, а с другой - приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к воз­можностям и особенностям тех, кто должен их исполь­зовать. Английские ученые О.Едхолм и К.Ф.Х.Маррелл отмечали, что подобная направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества .

    В Англии в военное время эргономические экспери­ментальные исследования проводились в лабораториях Оксфордского, Кембриджского и других университетов, а также в ряде военных организаций и учреждений под руководством Совета медицинских исследований. Иссле­дования, которые до 1939 г. выполнял Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, имели много общего с "исследованиями личного состава" и были направлены на решение проблем учета возможностей и особенностей человека и групп людей в промышленности. В каждом из исследований реализовывался принцип приспособления работы к человеку или человека к работе с целью улуч­шения человеческой деятельности. Тем самым предвосхи­щался девиз: "Приспособление работы к работающему".

    Исследования, проводимые под руководством Коми­тета по исследованию личного состава, были ориентиро­ваны на решение практических вопросов в предельно сжатые сроки. Тем не менее выявились фундаменталь­ные проблемы и были инициированы программы иссле­дований на перспективу, которые выполнялись уже после окончания войны.

    Изучение возможностей и особенностей военного персонала, от которых существенно зависят эффектив­ность и надежность функционирования техники и систем в экстремальных условиях военных действий, междис­циплинарные исследования человека во взаимодействии с военной техникой явились предтечей эргономики. Од­нако нет оснований жестко связывать ее возникновение со второй мировой войной.

    После войны в Англии остро ощущались разобщен­ность и различия интересов ученых, в особенности пси­хологов и физиологов, которые замкнулись в своих лабо­раториях и встречались от случая к случаю на заседаниях различных комиссий. Ослабли связи, и прежде всего информационные, между научными дисциплинами, пред­метом которых являются различные аспекты поведения человека в труде. В это время ведутся поиски организа­ционных форм, которые позволили бы представлять и обсуждать научные доклады не в обществе исключитель­но физиологов, психологов или анатомов, а при участии всех названных ученых. Все явственнее становится стремление к совместной деятельности, тесному обще­нию ученых разных специальностей друг с другом. При изучении человека в трудовой деятельности стали осоз­наваться определенные ограничения, накладываемые традиционными дисциплинами.

    В целях координации усилий различных специалистов и преодоления односторонности решения проблем раци­ональной организации труда отдельными научными дис­циплинами, 12 ученых, встретившись летом 1949 г. В лаборатории К.Ф.Х.Маррелла, решили организовать группу для регулярного обмена научной информацией. В этом же году группа приступила к организации эргономического исследовательского общества, пер­воначально названного "Общество человеческих исследо­ваний", но сразу же было решено найти более подходя­щее название. Примечателен тот факт, что все организа­торы нового научного общества принимали участие в исследованиях личного состава во время войны или после ее окончания.

    Второе заседание Общества человеческих ис­следований состоялось в 1950 г. в Психологической лаборатории Ф.Бартлетта Кембриджского универ­ситета. В Обществе к этому времени было уже 50 человек, возраст подавляющего большинства которых был до 40 лет. На заседаниях обсуждались доклады, по­священные главным образом военной тематике. Вновь был поднят вопрос о названии общества. Для обсуждения предложены были названия: Общество человеческой эко­логии (Человеческое экологическое общество), Общество изучения человеческой окружающей среды и др. В ходе дискуссии К.Ф.Х.Маррелл предложил для названия об­щества слово "эргономика". 25 членов отдали предпочте­ние названию "Эргономическое исследовательское об­щество", а 24 - названию "Общество человеческих ис­следований". В результате с 16 февраля 1950 г. обще­ство стало называться "Эргономическое исследова­тельское общество". Это совершенно исключительный в истории науки случай, когда не только точно датируется время и место возникновения новой дисциплины, но и вопрос о ее названии решается вполне демократичес­ки - простым большинством голосов.

    Термин "эргономика" выбран потому, что новая область исследований не принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин ней­трален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или анатомии; кроме того, каквсякий термин, он краток, однозначен, определенен и мог получить рас­пространение в других странах.

    Первоначально Эргономическое исследовательское общество представляло, как официально подчеркивалось, "объединение людей, работающих в сфере научных ис­следований". Вопрос о создании прикладной науки эрго­номики в это время не рассматривался. Инициаторы создания общества, среди которых называют К.Ф.Х.Мар­релла, О.Едхолма, П.Рэндла, У.Флойда, У.Хика и др., были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместного решения общих проблем позволит добиваться лучших результатов, кото­рые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из дисциплин. В этом их убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов*, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй миро­вой войны.

    Возникновение эргономики содействовало сближе­нию ученых разных специальностей, которые в Англии в то время были настроены подозрительно и даже враж­дебно друг к другу. Когда Эргономическое исследователь­ское общество собралось впервые, были назначены два

    ученых секретаря - психолог и физиолог, так как ни одна из сторон не доверяла другой; по той же причине не был избран президент. Теперь в обществе один пре­зидент и ученый секретарь.

    На заседании общества в 1950 г. обсуждался вопрос об укреплении связей с промышленностью. Решено было организовать конференцию "Человеческие факторы в проектировании оборудования" с участием представите­лей промышленности. Эта первая конференция общества состоялась 18 апреля 1951 г. в Бирмингеме. В ее работе приняли участие 145 ученых и специалистов. Среди них были четыре участника из Швеции, пять - из США, по одному - из Голландии и Дании. На конференции были представлены доклады по антропометрии, проблемам си­денья и позы, средствам отображения информации и органов управления, мышечной силы и анализу работы.

    Состав общества увеличился в 1951 г. до 80 чле­нов, 14 ученых и специалистов были гражданами США, Голландии и Швеции. Успех конференции в Бир­мингеме означал, что общество прочно стало на ноги. Установлены были деловые контакты с промышленнос­тью. Однако одной из важнейших оставалась задача доведения до предпринимателей, инженеров, конструк­торов, технологов целей и задач исследований общества, как это делалось "исследователями личного состава" во взаимоотношениях с офицерами во время войны. Укреп­ляя деловые контакты ученых разных специальностей, об­щество начало выполнять в какой-то мере функцию их взаимообучения.

    Вторая ежегодная конференция общества по меж­дисциплинарной проблеме "Утомление" состоялась в Кренфилде 24 - 27 марта 1952 г., тема третьей конферен­ции - "Измерение человеческой деятельности" (Окс­форд, 13-16 апреля 1953 г.), а в 1954 г. участники четвер­той конференции обсуждали в местечке Эсхорне Хилл проблему "Научное изучение человеческой деятельности в промышленности". Третью часть участников четвертой конференции составляли представители промышленнос­ти. Пятая конференция на тему "Человеческие факторы на транспорте" состоялась в апреле 1956 г., некоторые сделанные на ней доклады были опубликованы в первом номере журнала "Эргономика", который начал выхо­дить в 1957 г.

    В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в технологическом колледже в Лавбро, первоначально готовивший эргономистов из числа дип­ломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о челове­ке, является ведущим национальным и международным подразделением высшего учебного заведения по подго­товке специалистов в области эргономики. При факуль­тете создан Институт эргономики потребительских товаров (рис. 4-3). Несколько позже эргономистов стали готовить на факультете прикладной психологии Астон-ского университета в Бирмингеме и факультете промыш­ленного производства Бирмингемского университета, а также в некоторых других высших учебных заведениях.

    Начиная с 1962 г. в Англии издается серия бро­шюр для работников промышленности, посвященныхметодическим вопросам использования данных эргоно­мики на практике. В 1969 г. был основан информаци­онный центр по эргономике, одна из задач которого - удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики.

    В 1963- 1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике; впоследствии они ин­тенсивно разрабатываются У.Синглтоном и другими анг­лийскими учеными. В 1965 г. К.Ф.Х.Маррелл издает мо­нографию "Эргономика".

    Публикуя в 1954 г. статью "Человеческие факторы в проектировании оборудования", английские ученые У.Флойд и А.Вэлфорд вряд ли могли предвидеть будущее международное развитие эргономики, существенный вклад в которое внесли Эргономическое исследова­тельское общество и Европейское агентство по про­изводительности труда. Обе эти организации положи­ли начало формированию эргономики как междисципли­нарной науки и подняли ее на международный уровень.

    В 1955 г. названное выше агентство поручило изуче­ние эргономических проблем специальной группе. Инте­ресна следующая деталь: европейские правительствен­ные эксперты в области производительности труда про­явили осторожность по отношению к термину "эргоно­мика" и попросили дать его операциональное определе­ние. В результате Европейское агентство по производитель­ности труда вместо термина "эргономика" приняло опреде­ление "соответствие работы работающему" и приступило к реализации программы по этому направлению .

    Деятельность английского Эргономического иссле­довательского общества с самого начала привлекла вни­мание ученых различных стран. В 1951 г. в обществе, как уже отмечалось, насчитывалось 14 ученых из других стран, в их числе В.Акерблом, Дж.М.Кристенсен (Шве­ция), П.Фиттс, Л.Мид, К.Морган (США), а к 1957 г. их число составляло одну треть. В обществе появилось 16 коллективных членов, которые представляли круп­ные фирмы, включая корпорацию "Дженерал Моторс" (США, Детройт).

    Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведе­ния человека в труде, члены Эргономического исследо­вательского общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рацио­нальной организации труда. В 1976 г. общество стало называться Эргономическим обществом, что отража­ло существенные изменения, связанные с явной ориен­тацией его членов на эргономическую практику. "Появ­ление эргономики, - констатирует К.Ф.Х.Маррелл, - можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различ­ных областях к комплексному изучению трудовой дея­тельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано" .

    В 1961 г. создается Международная эргономи­ческая ассоциация (МЭА), согласно решению, принято­му в 1959 г. на ежегодной конференции Эргономического исследовательского общества в Оксфорде. Цель МЭА -

    способствовать развитию эргономического знания и практики, инициируя и поддерживая международную деятельность и кооперацию в распространении знания, обмене информацией и передаче технологии. Раз в три года проводятся конгрессы МЭА, которые представляют наиболее значительные события в деятельности этой организации. В 1996 г. членами ассоциации были уче­ные и специалисты 45 стран, в нее вошли националь­ные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся Скандинавское эргономическое об­щество (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция); Эргоно­мическое общество Юго-Восточной Азии (Бруней, Индо­незия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и Эргономическая ассоциация, объединяющая ученых и специалистов, говорящих на французском языке. Членом МЭА стало Европейское общество эргономики в стома­тологии. Образованная в 1986 г. Европейская ассоциация когнитивной эргономики, однако, не входит в состав МЭА. Кроме журнала "Эргономика", ставшего официаль­ным органом Международной эргономической ассоциации, в Англии издаются международные журналы "Прикладная эргономика" (с 1969 г.), "Поведение и информационная технология" (с 1981 г.) и "Реферативный журнал по эргоно­мике" (с 1969 г.). Многие национальные и некоторые меж­дународные ассоциации, входящие в МЭА, издают специа­лизированные журналы по эргономике.

    МЭА уделяет большое внимание подготовке кадров по эргономике. В третьем издании справочника об образовательных программах в области эргономики (человеческих факторов), который создан при поддержке МЭА и опубликован в 1994 г., содержатся сведения о 223 программах из 32 стран мира .

    - (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… … Большая психологическая энциклопедия

    Научно прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при … Финансовый словарь

    Эргономия (от греческого ergon работа и nomos закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), изучение взаимодействия человека и техники в системе человек машина (СЧМ) для оптимизации трудовых… … Геологическая энциклопедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий,условий и процессов труда. Военная эргономика исследует возможности боевой деятельности человека в системах военного назначения… … Морской словарь

    - (от греч. ergon работа и nomos закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики системы … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 5 макроэргономика (1) мидиэргономика (1) ми … Словарь синонимов

    - (от греч. ergon работа и nomos закон) англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях… … Энциклопедия социологии

    Эргономия (от греч. ergon работа и nomos закон) наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность … Экономический словарь

    ЭРГОНОМИКА - (от греч. ergon – работа + nomos закон). Комплексная научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биохимии, биомеханики и ряда других наук и изучающая условия труда человека с целью его оптимизации.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ЭРГОНОМИКА - (от греч. érgon работа; nômos закон) отрасль науки, изучающая человека в производственной деятельности с целью совершенствования средств труда и условий труда. В состав Э. включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии… … Российская энциклопедия по охране труда

    Книги

    • Эргономика
    • Эргономика , А.А. Крылов. Предлагаемый учебник отличается от уже существующих тем, что в нем внимание студентов акцентируется на психологических задачах конструктора-разработчика, специалиста по гигиене и физиологии…