Великорусские сказки Вятской губернии - Д.К. Зеленин

Сегодня готовили материалы для нового номера журнала ТДТ, но не могу начать их выставлять, пока в ЖЖ не появился еще один интересный материал из ТДТ № 5-6. Это своего рода вятский ответ на публикацию в Интернете так называемых «вятских сказок». Впрочем, не буду больше резюмировать этот материал, а добавлю только, что его автор Александр Сухотерин активно ведет свою страничку «В контакте», так что можете обсудить тему прямо с ним, а заодно предложить новые сказочные сюжеты.

НОВЫЕ ВЯТСКИЕ СКАЗКИ


В ТДТ N 3 мы начали публикацию «Вятских сказок». Читатели могли убедиться, что сказки, опубликованные в Интернете и называемые «вятскими», мягко говоря, не способствуют формированию позитивного имиджа нашего региона. Вятичи предстают в этих сказках глупыми, злыми, постоянно рвущимися в Москву. К тому же, автор сетевых сказок мало знаком с жизнью нашего края и даже полагает, что Вятка находится где-то в Сибири.

Выполняя обещание, данное читателям, мы начинаем публикацию новых вятских сказок, написанных по просьбе редакции ТДТ молодыми авторами, которым небезразлично, что думают о Вятке пользователи глобальной сети.

Неправильная вывеска

Проезжали как-то раз через Вятскую губернию торговцы. И было у них с собою множество товаров. Решили они и в Вятке поторговать. Торгуют день, два дня торгуют. Но ничего у них не получается, не расходится товар. И только собираются они уезжать, как к ним подходит старичок и говорит:

Что, не продаётся товар?

Нет, не продаётся, вот, уезжать собираемся.

А ты кто такой?

Да я Василий Иванович, хожу здесь, людям советами помогаю. Никто пока что не жаловался.

Пошли торговцы, поспрашивали людей, и все одно твердят: послушайте вы этого старичка!

Ладно, поделимся, поделимся, ты только скажи, как торговлю наладить!

Ну, тогда идите, отдыхайте, приходите завтра.

Вот идут торговцы и разговаривают:

Интересно, что же мы не правильно делали? С Новосибирска идём, везде покупают, а как к Вятке подходить стали, продажи упали.

Не знаю. И вывеска у нас красочная, и товар хороший. Ну ничего, завтра посмотрим, что вятич сделать сумел.

На следующее утро приходят торговцы к месту, где их лавка была, и не видят её. Злиться начинают, ругаться, кричать, что надули их, что, мол, украли их товар. Но к ним подбегает тот самый старичок и говорит:

Что же вы ругаетесь? Вот ваша лавка, товара половина распродана, вот ваша доля.

Что ты говоришь? Это не наша лавка, у нас лавка называлась «Всё для сибиряка» а эта - «Товары Вятича».

Товар потому-то и не продавался, что название не правильным было.

Суп из вятского топора

Как-то раз проходил через Вятскую губернию солдат. Запасы еды кончаются, денег нет. Думает-думает что делать, да ничего не выдумает. А по дороге, прямо перед градом Вяткой, попалась ему избушка, а в ней бабка жила.

А запасусь-ка я у неё, - подумал солдат.

А у бабки запасов мало было, да и голодных ртов много. И вот подходит к ней солдат и говорит:

Бабушка, а у тебя ничего для каши не найдётся, а то изголодался совсем.

Нет, ничего нету, сама мучаюсь.

Бабушка, а топор - то у тебя есть?

Есть.

Ну, тогда неси его сюда, будем кашу из топора варить.

Бабке стало интересно, и, хотя она сразу смекнула, что солдат её надуть хочет, а топор, воду и горшок всё-таки принесла.

Бабушка, каша уже почти готова, сейчас бы ещё чуть-чуть крупы.

Тут бабка и поняла, в чём весь подвох.

Хорошо, сейчас принесу, - сказала она и пошла во двор за камушками. Принесла. А солдат говорит:

Вот и хорошо, ещё лучше было бы с маслицем.

Сейчас будет.

Пошла бабка, зачерпнула водички дождевой из бочки и принесла солдату.

Бабушка, да разве ж это масло? Он ж твёрдое и жёлтое. А это больше на воду похоже.

Ну, сынок, вот такое вот у нас масло.

Хорошо. Но у меня последний вопрос. Солюшки у тебя хотя бы немного не найдётся?

Соль у меня есть, сейчас принесу, - сказала бабка и, зайдя за угол дома, взяла щепотку песка.

Бабушка, а не песок ли это?

Нет, сынок, это нашенская соль.

Вот каша готова. Будешь пробовать?

Нет, сынок, тебе нужней - хитро улыбнулась бабка, а сама достала из-за пазухи хлеба краюху и протянула солдату. - Вот, держи. И впредь людей вятских не обманывай.

До завтра!

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 17:00 + в цитатник

Деяния Ария Оседня, и его праотца Богумира: "И был он благ, и Боги давали ему много овец и скота, пасущегося в степях...

Жили старик со старухой, у них было двое детей: сын да дочь. Старики были благочестивые и дети благочестивые. Старик со старухой померли и оставили своим детонькам своё...

У старика со старухой три сына: Семён, Сергей и Иван. — Когда помру, на могилу приходите: благословенье дам. Приходит один Иван, который первую ночь получает бурка, вторую — коурка, третью...

Жили-были - поживали, добра наживали Волк и Медведь. Вот Медведь и говорит Волку:— Давай-ка, брат Волк, наломаем сучьев да состроим шалаш на зиму!..

Жили-были старик со старухой. Жили с ними парнечок да девушка, пять овечушек, собачечка - пустолаечка, кошечка - беломоечка, петушок да курочка. Избёнка у них стояла на пригорке...

Один человек был страстным охотником. В лесу он увидел золотого орла. Увидел и возвратился. Пошёл он к старшине и сказал ему об этом.

Жили да были старик со старухой. Поехали они как-то раз под Афанасьев день в гости. Сели в повозку рядком, заговорили ладком. Ехали-поехали, хлестали кобылу...

Шёл один солдат домой. Ну, отслужил свой срок службы и идет. Зашёл в одну деревню, выпросился переночевать. Хозяйка говорит:— Ты, поди, есть хочешь...

Иван Крестьянский сын вызвался:— Хоть к черту, так пойду в работники. Чёрт нанимает его за 250 рублей и 100 рублей дает задаток. На дороге Яга Ягишна сообщает...

Был Алексей Фёдорыч, Казак-Горемыка. Он ходил работать подённым; ево как хлебом кормят, так денёк не дают, деньги платят ― хлебом не кормят. — Што я так скитаюсь? Буди...

Ямщики ехали с товаром. Шёл их большой обоз Сибирским трактом. Это было в старинные ещё года, когда были дороги не исправлены ещё; дороги были с боку...

Был у попа работник. Ходил он в лес дрова рубить. Нашёл гриб-дождевик, принёс домой и показывает попу. Поп спрашивает: — Что такое?...

Жил да был старик. У нево была кошечка-неумоечка, да был кот булыка. И этот кот ушёл лыка рубить, и он кошечке наказывал: — Кошечка, не гледи в окошечко...

Гуляла раз Лиса по лесу. Идёт себе без цели, цветики собирает, листики обрывает. Вдруг навстречу ей - медведь. Спрашивает: — Куда это ты путь держишь, Лиса-кутафья...

В Уржуме страшно любили лосей. Повстречать сохатого на дороге считалось хорошей приметой. Всяк уржумец, которому на дороге лось попадался, обязательно выходил с повозки и кидал в лося сапогом...

Как если бы к кому из губернаторов привыкли бы. На испытание собирается вся Вятка. Садятся на высоком берегу реки, а внизу у берега губернатора выталкивают, чтобы, значит, против...

Мужик пахал поле на пегой кобыле. Приходит к нему медведь и спрашивает: — Дядя, хто тебе эту кобылу пегой сделал? — Сам пежил. — Да как?...

В одном месте у реки тихое место было. Страшное. Там нечистая сила, видимо, была. Все показывалось людям. Миша Крюков рассказывал. Он на горе жил: — Ехали мы ехали...

Мельник у нас был. А говорили: — В омуте, в глубине чертёнок у него жил. Как-то приехал мужик к нему зерно молотить, а колесо не крутится...

У нас как-то баба утонула. Ну мне было лет двенадцать. Так брат-от нырял. Она вот купалась. Пошла на пожню и вот придумала купаться...

Ещё коровку-то когда выводишь, надо рожью её посыпать и говорить слова, чтобы дедушка-суседушка не мучал скотинку: — Дедушка-суседушка! Каурую пусти мою коровушку...

Быличка Мне мама рассказывала. Давно было. Она ездила на мельницу. Обратно домой поехала. Ей говорят: — Не езди, Александра, ночью: - может тебя поманить...

Быличка Не знаю, на самом деле было или нет. От Михаила Тимофеевича слышал. Один мужик делал сани себе, но ещё по голу, снега ещё не было...

У нас на погосте раньше кабак был, дак шёл мужик пьяный, и сам на себя дорогой забранился. Ему навстречу мужик шёл, говорит.

Сеяли мышь да воробей овёс. Овёс вырос. Воробей и говорит: — Ну, надо овёс жать А мышь и говорит: — У меня и под снегом не уйдёт...

Кикимору берут с болота и садят в человека. Сестру просватали, так ей посадили - у неё живот рос. Она когда умирать стала, кикимора у неё изнутри заговорила человеческим...

Один мужик бабу свою схоронил и все жалел, что она во сне к нему не приходит. Все говорил: — Хоть бы показалась она. Пойду на кресты в двенадцать...

У нас вот дядя. Вот в аккурат тоже так сделал. При этом порчу ему пустили. Приехал венчаться. А церковь была обнесена оградой ведь: - не так просто стояла...

Вот однажды мужик поехал на лошади домой. Он где-то в лесу работал и ехал на лошади домой. И вот едет-едет, и вдруг лошади у него заржали...

Раньше, как родишь, шесть недель пройдёт, идёшь в церкву молитву взять. А я дак неживого родила да мне всё и недосуг. Я не пошла к батюшке...

Только вот у меня мама рассказывала. У неё брат. Ему охота научиться играть в гармошку. Ему кто-то сказал: — Возьми в баню пойди и играй...

Царь посылает подслушивать, не говорит ли кто о его смерти. Три сестры хвастаются: — старшая - сплести ковёр-самолёт, младшая - родить 12 сыночков по локоть руки в золоте, по колен...

Вот сидит один раз Ленин у себя в комнатке после обеда и разные книжки и газеты почитывает. Только в какую газету ни заглянет, какую книжку ни раскроет...

В некотором царстве, в некотором государстве - именно в том, в котором мы живём - против неба на земле, на ровном месте, как на бороне, жил-был старик со старухой...

У одного мирошника был работник. Мирошник послал его засыпать на ковш пшеницы, а работник пошёл и засыпал-то на камень. Мельница завертелася, и пшеница вся разметалася...

Был царь Европейской, жил, больно богато жил. Он стар был, много годов жил, а ево сын, наследъник, малолеток был. А слуга был у нево верной Кайф, всех верънее...

Жили-были старик со старухой, и было у них три сына, один здоровее другого! Летом сыновья работали в поле, а зиму так, в безделье проводили: — напьются, наедятся...

Пошла одна девушка на Святках ворожить в заброшенную избу. Поставила зеркало, колечко опустила в стакан с водой и сидит. А её парень знал, что она собирается ворожить...

Шарыгино - несчастная сторона для охотника. Стреляешь в зайца, а за ним и медведь падает, и лиса, и неясыть. Зверья - не протолкнуться. Иной раз из дому захочешь выйти...

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю

Великорусские сказки Вятской губернии

Один из двух сказочных сборников выдающегося фольклориста и этнографа Д. К. Зеленина, вышедший в 1915 году и входящий в золотой фонд русских сказочных собраний. Сказки очень разнообразны, живой язык сказителей необыкновенно красив.

Про орла

1. Сеяли мышь да воробей овёс. Овёс вырос. Воробей и говорит: "Ну, надо овёс жать". А мышь и говорит: "У меня и под снегом не уйдёт, я и под снегом достану".
Воробей стал звать птиц на рассуд. Прилетели все птицы, наконец прилетел и орёл.
Мышь сделала нору; улезёт в нору, нечево с ней и делать. Птица орёл стал караулить мышь: сидит день, другой и третей. Приходит ночь, орёл уснул. Мышь выскочила и объела у нево крылья. Орёл пробудился - лететь было не на чём. Ходит и думает: "Неужели придётца помереть с голоду?"
2. Шол той дорогой Митя Волочашшой. Орёл и говорит ему: "Митя Волочашшой, прокорми меня три года, - я тебе сослужу службу!" Митя Волочашшой взял птицу орла к себе и стал коръмить. Перъвой год коръмил, кулаком колотил; другой год кормил, ногам пинал, а третей год кормил, бадогом колотил.
Через три года у птицы орла выросли крылья. Тогда она ему и говорит: "Ну, Митя Волочашшой, пойдём ко мне в госьти!" - "А как же я за тобой пойду? Ведь ты полетишь, а я лететь не могу". - "Садись на меня, и я тебя довезу!"
3. Митя Волочашшой сел на птицу орла, и она полетела. Долетела до моря и стала поднимацца кверъху. До тово высоко поднялась, што Мите Волочашшому показалось морё только с ре-шето. Тогда она ево сбросила с себя. Митя Волочашшой немного не довалился до моря - птица орёл его подхватила.
Это повторялось три раза. Тоhда Митя Волочашшой и спрашиват:
"Почему ты, птица орёл, надо мной таргаешша?" - "А потому, што ты меня три года кормил - и каждой год бил; за ето за самоё я тебе и дала три страсти.
А боле я ето делать не буду!"
4. Летели да летели и долетели: стоит избушка на курьих ножках, повёртывацца: "Избушка, избушка, к лесу задом, ко мне передом!" Зашол Митя Волочашшой в избушку, сидит Еги-боба во сту-ле, предёт шолковой кужель на золотоё веретенъцо: "Фу-фу, руськова духу видом не видала и слыхом не слыхала, а руськой дух сам на двор пришол!.. Доброй молодец, волёй ходишь, али нево-лёй?" - "А матушка-судароня, напой-накорми, тожноля роспроси!" Она напоила-накормила и говорит:
"Волёй ли ходишь?" - "А сколь волёй, вдвоё своёй охотой". - "Где про птицу орла не слыхал ли?" - "А што есь в подполье за дверьми, - говорит, - отдай, так скажу!" - "О! - говорит, - век не видать, да тово не отдать!"
Митя Волочашшой вышол на волю, сказал птице-орлу. Птица-орёл махнул крылом, у ёй и дом пыхнул. (А это была сестра орлу). И полетели далее.
С другой избушкой то жо случилось. Наконец, долетают до третей избушки. Птица-орёл и говорит: "Поди, Митя Волочаш-шой! здесь живёт моя мать". Митя Волочашшой приходит в избушку; сидит Егибоба на стуле, предёт шолковой кужель на золотоё веретенцо: "Доброй молодечь, волёй ли ходишь или неволёй?" - "А матушка-судароня, напой-накорми, тожноля роспроси!" Она напоила-накормила и говорит: "Волёй ли ходишь?" - "А сколь волёй, вдвоё своёй охотой". - "А где про птицу-орла не слыхал ли?" - "А што есь в подполье за дверьми, - говорит, - отдай, так скажу!" - "Отдам, дам, - говорит, - да и придам-дам". - "А поди стречай! она, - говорит, - у дверей стоит". Мать обрадовалась дочери и привела её в ызбу.
5. Птица-орёл сходила в другую комнату, перенарядилась и очутилась прекрасной Егибисной. Вот Митя Волочашшой и стал тут жить. Перъвой год жил - в одно полё ходил; другой год стал жить, стал в другоё полё ходить; а третий год стал жить, в третьё полё не велят ходить.
Подумал Митя Волочашшой: "Почему жо не велят? дай-ка схожу!"
Пошол в третьё полё. Вышол на дорожку и пошол вдоль берега. Пришол к морю и видит: на море лежит камень, на кам-ню сидит птица об одной ноге и об одном крыле. Сидит и при-читает: "Кабы мне крылышко, кабы мне ноженькя, улетела бы я на свою сторонушку!" Тут Митя Волочашшой и здумал про свою сторонушку.
Приходит к птице-орлу и говорит: "Ну, птица-орёл, што сули-ла, отдай! я пойду домой". - "Ты разе ходил в третье полё?" - "Ходил". - "Што ж ты видел?"
- "Да вот птицу об одной ноге и об одном крыле".
6. Птица-орёл вынесла из подполья из-за дверей Мите Волочашшему начовочки, дубинку и два клубочка и наказала: "Пока ты не приедёшь домой, эту дубинку не отпирай!"
Митя Волочашшой сел на начовочки, один клубок катнёт, а на другой навиваёт, и полетели начовки эти, так што на лошаде не уедёшь.
7. Летел да летел и думает: "Што тут в дубинке? дай-ко поглежу!" Отпер дубинку, - выскочило двенадцеть меринов, да к Идолу Поганому во двор.
Сплакал тут Митя Волочашшой и говорит: "Куда мне надо, начовки, катитесь! Куда мне надо, клубочки, бежите!" И начовки полетели прямо к Идолу Поганому.
8. Прилетел к Идолу Поганому, слез на угол и смотрит: у Идола Поганова три дочери в голове ишшут: одна трепалом во-лосы розымает, а другая счипчам вшей имает, а третья молотком бьёт. Митя Волочашшой заредил в лук стрелу и хлоп ему в голову. "Ох, девки-б... и, шипко!" - "Батюшко, я трепалом ткнула не с догадки". Тот в другой раз: "Батюшко, я, - говорит, - счипцам прихватила". Потом он в третий раз: "Батюшко, я молотком пришибла не с догадки".
Как Идол Поганой головой-то змахал, сшиб Митю Волочашшова волосам с углу. Тогда Митя Волочашшой закричал: "Идол Поганой, отдай моих коней!" - "А коhда ты привезёшь от иностраннова царя дочку за меня замуж, тогда я тебе отдам и ко-ней!"
9. Митя Волочашшой подъехал к морю на своих начовках. У берега стоял корабль. Он сел на корабль и поехал. Едёт, а изо стороны кричит ему человек: "Куда поехал?" - "К царю сватом за Идола Поганова!" - "Возьми меня в товарисчи!" - "А ты хто такой?" - "А я горазд пиво пить!"
Немного попоехал, - другой человек кричит: "Возьми меня в товарисчи!"
- "А ты хто такой?" - "Я горазд в бане паритца".
Потом третей человек проситца: "Возьми меня с собой!" - "А ты хто такой?" - "Я гораз из трав траву выбирать, да кому надо подавать".
10. Через несколько дней приехали они в то государство. Митя Волочашшой стал сватать у царя дочь взамуж за Идола Поганова. Тогда царь сказал: "У меня есь сорок бочёк пива; выпей один, тогда я отдам и дочку!"
Митя Волочашшой послал своёва товаришша; привели ево в погреб к царю; тот ототкнёт бочку, подставит рот, - бочка не успевает бежеть, как он пьёт.
Потом царь и говорит, когда у нево выпили пиво: "А у меня вот есь баня, дак хто выпаритца в бане, тому я отдам и дочку замуж". Баня была вся чугунная. Её раскалили докрасна, што вся накалилась, даже стены. Митя Волочашшой посылаёт своево товаришча; тот прибегает, заскочил в баню; как п...ул, так во всех углах иней стал, всё простыло.
11. Тоhда царь отдал дочку. Митя Волочашшой взял царевну и поехал обратно к Идолу Поганому. Идол Поганой стретил, взял царевну и увёл во свои покои.
Царевна и говорит ему: "Што жо ты, Идол Поганой? Как мы с тобой будём жить невеньчаны? У нас хотя и не веньчают, но делают так: выкопают яму - три аршина глубоку и три широку, навалят полну дроф и зажгут. Когда дрова прогорят, положат через яму решотку и по нёй проходят несколько раз вместо вень-чания".
Идол Поганой исполнил приказание царевны. Когда было всё готово, оне направились итти через яму. Жених должон был проходить вперёд.
Коhда Идол Поганой ступил только на решотку, царевна поддёрънула её, и он упал в горясчие уголья - тут и згорел.
Царевна и вышла взамуж за Митю Волочашшова. Я там был, на свальбе-то; меня кормили обедом. А рыба-та у них была шшука, я по блюду-ту сшупал, ногти-те задрал, ничево и не на-брал - так голодной и
ушол.

Костяной дворец

1. Князь был Кирбит. У князя у Кирбита устроен был дворец; по всёй нашой державе чишше ево дворца не было. Хозяйка ево взята была из иных земель.
Разговор завели с князем с Кирбитом: "Ах, князь Кирбит, хорош твой дворец, а он ведь изгниёт жо! А ты бы, князь Кирбит, такой дворец устроил, штобы не изгнил". - "Как жо етот дворец, ис чево устроити, штобы не гнил?" - "Ах, князь Кирбит, у тебя усадьба есь. В усадьбах разные птицы живут, разная жер-тва едят: мясо обирают, а косьти оставляют. Устрой ты косьтеной дворец!"
Князь: "Как ето так - косьти собрать?" - "А котора птица какую жертву ела, она косьти оставила знает где..." - "Какую птицу изобрати, штобы всемя оповесьтила?" А хозяйка ево говорит: "Легче синочки нетука".
2. Синочка всемя птицам повестила, што "князь требуёт вас: штобы всякая птица несла косьти: "де какоё мясо потребляла". Все птицы летят, и все косьти несут. Князь спрашивает синочки: "Все ли птички в собрание?" - "Нет, князь, одново сыча нет!" - "Ступай повести сычу: почёму он не являетца? Есь не желает в моих усадьбах жить, так убирась из моих усадьбов!"
Сычь прилетел. Князь спрашивает: "Почему не являешша?" - "Извини, князь; я законы просматривал!" - "Какие ты законы просматривал?" - "А хто бабы слушает, так тот деветь раз хуже бабы".
3. Князь, одумавши сам себя: "Я послушал бабы - костеной дворец строить, стало быть, я хуже деветь раз бабы!" Приказал птичкам рознести косьти, свалить в овраг и землёй зарыть, што вовсё не видать их. (Ему
бесчёсно стало).

БЕЗРУЧКА

Жили старик со старухой, у них было двое детей: сын да дочь. Старики были благочестивые и дети благочестивые. Старик со старухой померли и оставили своим детонькам свое богачество. Они поделилися: сестра все вверху была, а брат ездил торговать и каждый раз ходил к сестре благославляться.
Вот они жили, жили; сестра и бает брату:
- Женись, брат. Пора тебе жениться, пора хозяйкой обзаводиться.
- Как же я буду женить: вдруг жена попадет сердитая, негожая, и я тебе повиноваться не буду.
- Ну что же, вы и без меня проживете.
Брат женился. Вот и давай сноха на золовку зубы точить: надо золовку выгнать, чтобы одной хозяйкой быть и чтобы муж сестры не слушал.
Уехал у нее муж на ярмарку, а она всю посуду перебила и бежит к мужу:
- Ох, Иван, хрестьянский сын, погляди-ко: у тебя сестра всю посуду перебила!
- Поди ты, невежая, с базару, меня не срами!
Брат приехал домой, сестре ничего не сказал,а, как и следовало, благословился.
Вот уехал Иван на базар на другой день, а его жена зарезала двух жеребчиков и опять бежит и кричит мужу:
- У тебя сестра не останавливается, она зарезала пару жеребчиков!
- Не срами ты меня, невежая, при народе, не говори мне про сестру.
Приехал Иван домой и будто ничего не слыхал, пошел к сестре, благословился:
- Ну, сестра, хорошо поторговал.
Она поблагодарила:
- Ну слава Богу, хорошо.
Ну вот и ладно. Поехал утром опять, опять пришел к сестре, благословился:
- Ну, сестра, я поехал.
Она благословила. А жене это не нравится. Она - нечем взять! - отрубила у своего сына голову. И опять бежит на базар:
- Погляди-ко! Ты мне не веруешь, а погляди-ко: твоя сестра нашего дитятка зарубила.
Вот он приехал домой, пришел к сестре:
- Хорошо, - говорит, - я, сестра, поторговал.
Сестра поблагодарила брата, она и не подумала, что у них там стряслось.
Вот утром он встал и давай сестру звать кататься.
А она и бает:
- Почто меня зовешь, у тебя хозяйка есть, поезжай с хозяйкой.
- Нет, - говорит, - мне с тобой хочется покататься.
Ну, сестра не отперлася.
Вот уж он ее катал-катал, увез в чисто поле к пеньку и бает:
- Клади голову на пенек, я буду рубить.
Тогда она ему:
- Почему я буду голову класти, по какой такой причине?
- А по той, - бает, - причине, что ты посуду перебила, что пару жеребчиков зарезала - не да это не мое одно, а отеческо, артельно;
а ты еще детище зарубила, так это детище мое.
А она:
- Если я твое детище зарубила, так вот что: отсекай мои руки по локоть.

Он взял и отсек у нее руки, сам уехал, а ее тут и оставил: куда знаешь, туда и иди без рук-то!
Ну вот она и пошла. Шла да шла, шла да шла, и зашла к царю в сад. Ходит она по саду и своим ртом ощипывает яблочки и бахoрит1 сама себе:
- Кто бы меня замуж взял, тому бы я принесла сына по-колeн в золоте, по-локoть в сeребре.
Царский сын подслушал ее эти речи, пришел домой и сказал:
- Мамонька, у нас в саду ходит девица - такая красавица, я такой не видывал, я ее за себя замуж возьму.
Царица и бает:
- Для чего же мы ее возьмем, у нее рук нет!
- А я подряжу няньку, уж больно она мне нравится.
Ну вот и отпировали свадьбу.
Жили они год, и царский сын уехал на войну, а она без него и принесла сына по-колeн в золоте, по-локoть в сeребре, такой ли то паренек баскoй2. Потом отписала царица своему сыну, что "у тебя хозяйка принесла сына по-колeн в золоте, по-локoть в сeребре".
Вот это письмо пошло, и пошло мимо станции, а на той станции и жила та баба, что золовку извела. Вот она про это письмо здогадалася, письмо это распечатала, прочитала и отписала царскому сыну другое письмо, что "у тебя хозяйка принесла не ребенка, а щененка". Он и отписал обратно: "Кого бы ни принесла, а без меня бы никуда не девалася: сам приеду, сам увижу".
Вот опять идет письмо мимо той женщины. Она опять письмо распечатала и отписала: "Убирайся из дому, а то приеду - голову снесу!" Ну, пришло письмо, она заплакала и стала собираться, и никто не мог ее удержать: ни царь, ни царица, - пошла и пошла.
Вот пришла она к реке и захотела напиться, стала пить - а ребеночек-то и выпал в воду (ишь, свекровушка-то привязала его полотенцем к ней). Легла она на берег и стала плакать: "Кабы были у меня рученьки, али бы я своего младенца не вынула!" Вот вдруг выросли у нее руки, да нет перстиков3. Вот опять стала плакать, почто перстиков нет (а младенец все не тонет). У нее и перстики выросли, да не гнутся. Вот и опять плачет, заливается горючими слезами: почто перстики не гнутся (а младенца уж плохо становится видно). Ну вот, стали у нее и перстики гнуться, она и поймала младенца. Достала и пошла дальше.
Пошла и зашла ко своей снохе на станцию и подрядилась к ней в прислужницы. Она сноху опознала, а сноха ее не опознала. Вот этот мальчик вырос паренек забавный, мастер был сказки рассказывать.
Ну, а потом на ту же квартиру приехал царский сын и говорит:
- Нечем ли у вас позабавиться?
- Ой, у нас вон у прислужницы есть мальчик, он больно мастер сказки рассказывать.
- Ну-ка, за ним сходите, позовите сюда!
Пошли, стали звать его.
- Нет, - говорит, - я без мамоньки не пойду.
Ну там ему сказали:
- Идите с ней.
Вот они друг дружку опознали, а хозяйке ничего не бают. Мальчик и говорит:
- Пусть никто меня не перебивает, тогда буду и сказку рассказывать.
Царский сын и бает:
- Ну ладно, если кто перебьет - тому голову долой!
Вот и стал паренек сказку рассказывать: "Жили-были старик со старухой, у старика у старухи были двое детей: сын да дочь. Брат с сестрой поделилися, потом брат женился. Сноха золовку невзлюбила и стала на нее мужу наговаривать, чтобы брат сестру прогнал. Вот сперва изломала всю посуду и свалила вину на золовку; потом зарезала двух жеребцов - а брат сестру не прогоняет, сестре все повинуется. В ту пору она отрубила у своего сына голову..." А та злая баба и заyхала4:
- Нет, не она зарезала, а золовка!
Царский сын схватил ее за руки, потом велел посадить ее на ворота и расстрелять, а хозяйку и сына увез домой. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Неправый суд птиц

Жил да был старик. Поехал об Афанасьеве дни в гости со старухой. Се-ли рядом, стали говорить ладом. Ехали-попоехали, по ногам дорогой. Хлесь кобылу бичом троеузлым. Проехал, знать, верст пять-шесть, оглянулся: тут и есть (еще и с места не тронулся). Дорога худая, го-ра крутая, телега немазаная.

Ехал-попоехал, до бору доехал. В бору стоит семь берез, восьмая сосна, виловата. На той сосне виловатой кукушица-горюшица гнездо свила и де-тей вывела. Откуда ни взялась скоробогатая птица, погуменная сова — серы бока, голубые глаза, портеное подоплечье, суконный воротник, нос крюч-ком, глаза по ложке, как у сердитой кошки. Гнездо разорила, детей погубила и в землю схоронила.

Пошла кукушица, пошла горюшица с просьбой к зую праведному. Зуй праведный по песочку гу-ляет, чулочки обувает, сыромятные коты. Наряжает синичку-рассылочку, воробушка-десятника к царю-лебедю, филину-архиерею, коршуну-исправнику, грачу-становому, к ястребу-уряднику, к тетереву польскому — старосте мирскому.

Собрались все чиновники и начальники: царь-лебедь, гусь-губернатор, филин-архиерей, коршун-исправник, грач-становой, ястреб-урядник, тете-рев польской — староста мирской, синичка-рассылочка, воробей-десятник и из уездного суда тай-на полиция: сыч и сова, орел и скопа. Что есть на белом свете за скоробогатая птица, погуменная со-ва — серы бока, голубые глаза, портеное подоплечье, суконный воротник? И добрались, что ворона.

И присудили ворону наказать: привязали ко грядке ногами и начали сечи по мягким местам, по ляжкам. И ворона возмолилася:

— Кар-каратáите, мое тело таратáите, никаких вы свидетелей не спрошаете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель — воробей.

— Знаем мы твоего воробья, ябедника и кле-ветника и потаковщика. Крестьянин поставил нову избу, — воробей прилетит, дыр навертит; крестья-нин избу затопляет, тепло в избу пропускает, а воробей на улицу выпускает… Неправильного сви-детеля сказала ворона!

И ворону наказывают пуще того. И ворона воз-молилася:

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель — жолнá.

— Знаем мы твою жолну — ябедницу, клевет-ницу и потаковщицу. Стоит в раменье липа, годится на божий лик и на иконостас. Жолна прилетит, дыр навертит, дождь пошел, липа сгнила, не годится на иконостас — и лопаты из нее не сделати. Непра-вильного свидетеля опять сказала!

И пуще того ворону стегают по ляжкам и по передку. Опять ворона возмолилась:

— Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не спрошаете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель последний — дятел.

— Знаем мы твоего дятла — ябедника, клевет-ника и потаковщика! Крестьянин загородил новый огород, — и дятел прилетел, жердь передолбил, и две передолбил, и три передолбил: дождь пошел, огород расселся и развалился; крестьянин скот на улицу выпускает — дятел в поле пропускает.

— И ворону наказали, от грядки отвязали. Ворона крылышки разбросала, лапочки раскидала…

— Из-за кукушицы — из-за горюшицы, из-за ябедницы я, ворона-праведница… Ничем крестья-нина не обижаю: поутру рано на гумнешко выле-таю, крылышками разметаю, лапочками разгре-баю — тем себе и пищу добываю! Она, кукушица, она, горюшица, она, ябедница, она, клеветница! Крестьянин нажал один суслон — кукушица при-летит и тот одолбит! Больше того под ноги спу-стит!..

— И выслушал суд Воронины слова. И ворону под-хватили, в красный стул посадили. Кукушицу-горюшицу, в наказание ей, в темный лес отправили на тридцать лет, а поглянется — живи весь век! И те-перь кукушка в лесу проживает и гнезда не знает.

Царевна Золотая Струя и её дети

(рассказана Алексеем Лаврентьевичем Перфиловым, Котельнический уезд)

1. Был царь Европейской, жил, больно богато жил. Он стар был, много годов жил, а ево сын, наследъник, малолеток был. А слуга был у нево верной Кайф, всех верънее был. Стал он помирать, а сын был есшо холостой, в малых летах. Позвал Каифа: «Каиф, возьми-ка большую связку ключёв, покажи сыну все сок-ровисча по чярству!»
Отечь помер; ево погребли. Сын попросил Кайфа: «Иди, покажи мне!» — счё отец бла"словлял ему. Он везде ево провёл, по всем местностям; показал ему всё царское положение. А в одну комнату он [покойный отец] ево не велел водить. (А должно быть в прёжни года-те: мать-та не родная была... Али по два раз жоняччя [цари]? я думал: оне по одному разу жоняччя). А сын начал докучать: «Я, — говорит [сын], — теперь наследъник, веди в запресчённую залу!»

2. Каиф не хотел, но ево сын принуждал. Взял из болъшой связки, подбират ключ и повёл ево в комнату; а тут вёсился патрет агромадный и красивый — чярской дочери Золотая Струя. А она была очень красива и здоровая.
Отпер ету комнату и показал ему. Ногой переступил через порок чярской сын и упал мёртвым: чё-то ужахнулся. Каиф закричал старшево врача исчелить ево. Потом он прочуствовался, — использовали ево когда — и сказал: «Не есь бы видеть патрет, а видеть бы дочь етова чаря, в личё бы её!» А далёко было ето государство где-то.

3. И надумался он не толькё счё видеть, а взять бы за себя ету чярёвну, чярской сын. Каифа стал принуждать съездить туда вместе с им жо. Каиф собрал дума; надо што-нибудь думать, как достать её.
Кайф надумал. Она любила серебреную и золотую посуду. И сказал чарю: «Сколько есь у тебя золота и серебра, перелей в тарелки, лошки, нагрузи товаром корапь и поедем; тоhда мы её увидим непременно». Оне ето всё налили и погрузили; корабёльшиков взёли с собой и отправились.

4. А эта была царевна — княжна высокова царя больно. Погрузили карапь и подъехали к етому городу самому, где столичя у государя, дворёчь. Толда побросали якорь, остановили корапь, и чярскова сына оставил Каиф на корабле, а сам взял пробу и пошол казать во дворёчь.
Ушол с пробой; пришол туда, где у них прислуги, кухарки. Пришол к имя. У нас во всём государстве не было таких красивых, как там прислуги были красивы. Доложили; пришла и царевна. Она вышла, Каиф едва на ногах устоял: чево-то струсил и он. Каиф показал. «Я, — говорит, — только принёс пробу, а приходите к нам на корапь!»
Она согласилась выйти на корапь; взяла прислуг — сама вперёд, а прислуги сзади. Каиф поступил как на корапль, как она сошла, — отсекли канат и поехали. Она хотела бросиччя в воду ("не хочу, — говорит, — быть за купчем").
Привезли её к дому. Пошли у них пиры весёлые. Три дня не запирали не лавки, не гостинничи: хто хочет, без копейки пей и ешь! И прохожим людям она дарила подарки не маленьки, большие, — хто там приходили поздравлять. И эти пиры у них прошли.

5. В сне видел он после свадьбы, будто бы одна птичка вылетела из дупёлка с двум детёнышкам; а другая птица прилетела, одново детёнышка ростерзала, а с другим она с воем улетела в дупёлко.
Он и позвал Каифа сознать сон у нево: к чему сон у нево. Каиф не знает. «Сознай!» — «Не могу. А вот можот — есь в лесу, в диче, в рамене (в дичном месте) пустынник, тридцать лет живёт тамока. Ты сходи к нему». Каифа послал; тот и пошел, направился искать. Ушол в дичной лес, ходил три года, нашол пустынника в лесу где-то: он оброс мохом (на нём одёжи нет). Спросил ево: «Не ты ли самой пустынник?» — «Я». — «Скажи мне чярской сон...» — «Это не к чему. Лев-зверь кормит чярскова дётишша». Он пришол к своему чарю молодому: «Вот пустынник сказал шьтё: Да ето ни к чему».

6. Времё произошло. У нево хозяйка ета оберёменела и принесла двух детёнышков, обеих парней. Когда она родила детей, в то времё царь ушол в церкву служить молёбено. А матерь ево в то времё (после родин на неё [родильницу] напал сон) подкупила молодова сенатора лекчи спать с ей [родильницей-женой царя].
Он [царь] как пришол, увидал несчасье своё, — взял ево и зарубил; розбрызнула кровь тут. И взял — хотел зарубить жену свою тут жо вместе, да обдумался. Позвал Каифа: «Што с ней делать?» Каиф пришол: «Нет, рубить не следует! Если правильно, накажи другим наказаньем». — «А каким?» — «Возьми в тёмную повозку, отвези в дичноё место, в рамень, штобы было не выйти домой!»
Темна повозка подбежала, посадили её, отправили в дйчноё место с детёнышкам с обоим.

7. Жила она в лесу долго; питалась кое-чем, ягодкам да чем. Откуда взялся лев-зверь, взял у неё одново детёнка, сгрёб и унёс; а другой остался при ней. А она в келейке жила, в пешшорке И пошла с тово места дале: «Натакался, — говорит, — дикой зверь, так утасшыт и етова у меня». И видела, как шла: лев-зверь лежит в пихтарничке, сосит её ребёнка титькам.

8. Ходила-ходила, вышла в какую-ту большую слободу с тем детёнышком, нашла себе квартеру. Стала на квартеру ко вдове; кормила своёва одново детёнышка лет до восемнадцати.
Оне [дети ее] уродились красивые и сильные. А тово — как потеряла, так и не видала. А етова она отдала, восемнадцати лет, старику в кормильчи, к бездетному. И осталась одна она тоhда.

9. Врёмё продолжалось немало. Ехали извошшики. На етова царя, на её мужа, кто-то войной шол, так они везли обоз на верблюдах. И в етом волоку стали кормить верблюдов; расклали огонёк. Потом у них один верблюд отстал от стада. Оне кинулись ево искать и нашли етова юноша-то [которого кормил лев] в лесу. Взяли ево и привели к себе: очень красив.
Одели ево, на верблюда посадили и повезли ево; в то жо государство оне ехали. И привезли ево в ето государство. А львичя-то хватилась етова детёнышка, да бросилась за имя, остёръвилася. Извошчики думали, щё она ростерзает ихних верблюдов. Добежала до верблюдов, нашла верблюда, где чярской сын едет, и тут жо пошла возле бок вместе с имя смирно.
Извосшики приехали к царю с докладом, што нашли находку красивую и львичю привели. Львиче устроили оне хижину. Чярь ево взял к себе: «Чей?» — «Львичин; львича — мать моя». Так и звали ево: «львичин сын».

10. Потом он вырос здоров и силен. Сделалась у них война. Ево государь на битву не взял: «Он, — говорит, — красив и молод». А он надумался своей волей. Пал на коня и поехал на войну. А львичя осталась. Львичя хватилась, што ево нет, выбилась из клетки — и она туда жо в битву. Нашла ево в полках. Воступили оне в битву. А тово — Иван Стариков ево звали, которова старику отдала мать-та, — тожо на войну послали. Оне оба и съехались на войну, братья. Оне на войне отличились хорошо.
Мир. Роздёрнули палатки в лагерях. Солдаты стали замечать: «Вы, — говорит, — ровно братья?» — «Нет, я, — говорит, —-львичин сын». — «А мать где?» -

11. Вернулися в город, забили в барабаны. Каиф этот спращивает их. Царю доложил: «Едва ли, — говорит, — тебе не сыновья, которых мы увезли в дичьноё место». Он стал добираччя. Созналися; и чарь стал их привечать, как сыновей.
«А где мать?» — «В такой-то слободе». Послали слуг туда, нашли. Та испугалася: думает, што чарь зарубит её. Посадили её в тёмну повбску. А одёжа-та хресьяньска на ей. Привезли её, надели её платье, которое на ней было под веньчём. Царь тогда и узнал её. Собрались и два сына. Пошли пиры весёлые у них
тута.

12. Тогда матерь-то ево бросилась в реку Непр (какая-то Непр-река), и она в реке утопилася; думала, што узнают её вину, откроеччя. Царь нашол жену и детей.

Есть у вятского народа свои выдуманные герои, они в сказках других местностей не встречаются. Например, Никита-волокита – этакий увалень, который в конце становится царём и женится на королевишне, или Солдат Вяткин, ездивший свататься к самой английской царице. В сказках не обходится и без нечистой силы, это такие персонажи – Великан Кудеяр, Леший, Баба-Яга, Домовой, Кикимора. Особенно любима вятичами Кикимора. В городе Кирове есть Кикиморская гора. До революции 1917 года в городе была Кикиморская улица. Не случайно Вятский край объявлен родиной Кикиморы.
А дальше библиотекарь представила дошколятам сказочных гостей занятия – игрушечных Домовёнка и Кикимору. Эти занимательные гости и поведали детям о видах сказок, о современных собирателях сказок, которые пересказали старинные вятские сказки на современный лад так, «чтобы всем понятно было».
Кикиморка «прочитала» дошколятам любопытную вятскую сказку «Гора Кикиморская» из сборника И. К. Ярополова. Не отстал и Домовёнок, его сказки – «Лиса-хвастунья» из сборника «Жили-были сказочники…» и «Поп и работник» из сборника «Волшебное колечко» – тоже запомнились малышам своим интересным сюжетом.
Закончилось занятие призывом читать вятские сказы и сказки, ведь в них заложена народная мудрость наших предков.

Екатерина Малых

1-й день:

Встреча с руководителем группы на вокзале Пермь 2 (у справочного бюро)

Прибытие в город Киров

Ориентировочно в 11:00 встреча группы с гидом.

Завтрак . Заселение в гостиницу.

Обзорная экскурсия «Кикиморские истории». История основания города на Кикиморской горе, набережная с живописными видами на реку Вятку и сосновый бор, Александровский сад, легенда Раздерихинского оврага, Успенский Трифонов монастырь, театральная площадь, «Дерево желаний», «Подкова счастья» и мн. др.

Это интересно: Озеро-невидимка. Существует легенда, что в самом центре исторической части Кирова, неподалеку от Нижней Торговой площади есть целое озеро. Правда, располагается оно глубоко под землей

Обед . Развлекательная программа «Новогодье 2018-2019»

Под Новый год в «Заповеднике сказок» появились чудо-сады Деда Мороза, в которых он выращивает новогодние подарки: конфетные деревья, парники с игрушками, грядки с гаджетами. Но есть в чудо-садах самое ценное растение - волшебная ягода Снеженика. Она помогает исполнять самые сокровенные желания. Однако, чтобы волшебство заиграло всеми красками, нужно дождаться, чтобы ягода полностью созрела. Но разве может озорная Кикимора долго ждать? Обойдя все препятствия и запреты, Кикимора пробует недозрелую ягоду Снеженику на вкус! Что тут начинается?! Только дружным и отважным гостям Заповедника сказок под силу всё вернуть на свои места. Во время новогодних приключений в Заповеднике сказок ребята побывают в замке Кощея Бессмертного, сразятся со сказочными героями в интеллектуальном шоу "Что? Где? Когда?", побывают в доме Лешего, очаруются великолепием чудо-садов Деда Мороза, прокатятся с гигантских гор на «ватрушках» и «коврах-самолётах», попьют ароматного чая со сладостями в уютном тереме и, конечно, получат долгожданный подарок от Деда Мороза. Зимнее волшебство в лучших традициях

"Заповедника сказок".

В программу «Новогодье» входит:

3-хчасовая интерактивная программа,

Чаепитие со сладостями,

Катание с гор на «ватрушках» и «коврах-самолетах»,

Катание на банане за снегоходом,

Подарок от Деда Мороза,

Бенгальские свечи (в вечернее время фейерверк).

Трансфер в гостиницу.

2 день:

Завтрак.

Выезд из гостиницы.

Время на сувенирный магазин.

Обед . Юркин Парк. Музей динозавров под открытым небом. Более 40 фигур динозавров в реальную величину расположились в селе Талица неподалеку от города. Каждая фигура находится в движение и издает звуки, тем самым еще больше завораживает гостей парка. Помимо осмотра фигур динозавров в парке можно покататься на аттракционах, устроитьсебе мастер-класс или почувствовать себя настоящим палеонтологом, поучаствовав в раскопках окаменелостей в большой песочнице.

Трансфер на ж.д. вокзал.