Синквейн на тему эксперимент. Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В эпоху информационной культуры и высоких технологий большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний школьник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе.

Без умения связно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, невозможно полноценное развитие личности.

В жизни и в логопедической практике мы часто наблюдаем, что у одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие обучающиеся не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Пример того, как говорят дети, в случае несформированности связной речи представлен еще несколько десятилетий назад в детском киножурнале "Ералаш". И на сегодняшний день, данные сюжеты продолжают оставаться актуальными. (Приложение №1).

Поиск новых методов и приемов, которые помогают совершенствовать и оптимизировать коррекционный процесс по формированию связной речи привел меня к знакомству с приемом "Синквейн".

Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение, написанное по определенным правилам. Синквейн состоит из 5 строк.

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, характеризующие первое слово;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или фраза по теме;
  • пятая строка – слово, связанные с первым, отражающие сущность темы, ассоциация.

Темами наших синквейнов служат изучаемые лексические темы.

В настоящее время составление синквейна активно используется как эффективный инструмент для рефлексирования и как средство, способствующее прочному усвоению знаний.

В логопедии при формировании связной речи актуальность применения синквейна определяется возможностью за короткий период времени получить положительные результаты, так как вся работа и подготовительная и сам момент написания синквейна основаны на интересе обучающихся. Особенность и новизна состоит в том, что при составлении синквейна мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

"Синквейн" - это один из приемов технологии развития критического мышления.

Поэтому система работы по написанию синквейна строится в концепции "критического мышления" и организуется со всеми участниками образовательных отношений: дети, родители, педагоги.

Работу начинаем с первой стадии, которая называется – вызов . Цель этой стадии - пробуждение интереса к теме.

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
  • мотивировать к учебной деятельности;
  • побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

Для пробуждения интереса мы используем: прослушивание стихотворения, музыки, отгадывание загадок, рисование по этой теме, обращение к жизненному опыту обучающихся.

Планируемый результат работы на этой стадии: актуализированные знания, сформированный мотив.

Следующая стадия работы – осмысление .

Цель этой стадии - осмысление материала во время работы над ним.

  • получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;
  • осмыслить информацию;
  • соотнести новые знания с уже имеющимися знаниями.

На этой стадии педагогами, работающими на классе, родителями применялась:

  • система упражнений:
    • Подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
    • Нахождение антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
    • Договаривание предложений с антонимами;
    • Составление предложений со словами – антонимами;
    • Объяснение и сравнение значений слов;
    • Рисование на тему многозначного слова;
    • Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках.
  • речевые игры:
    • "Подбери определения" - например, к слову "яблоко". Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
    • "Узнай предмет по определению"- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
    • "Кто что делает?" - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
    • "Что чем делают?" - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
    • "Назови часть целого" - дерево…(ствол, ветки, корень, листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить).

Результатом работы на этой стадии стало: обогащение словарного запаса, расширение представлений обучающихся о предмете.

Последняя стадия работы – рефлексия .

Цель этой стадии: обобщение материала, подведение итогов.

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Обучающиеся составляют синквейн. Выразительно читают его перед одноклассниками.

На следующих занятиях продолжается работа с готовым синквейном, дети составляют короткий рассказ, описательные загадки. Используя слова и фразы, входящие в состав "синквейна", детям намного легче составлять и рассказы, и загадки.

Готовые синквейны вместе с рассказами, загадками и рисунками детей оформлялись в альбомы. Альбом по теме "Осень" представлен в приложении № 2.

Создавая условия для активной мыслительной деятельности, мы приближаем детей к планируемому результату: к чистой, красивой и правильной речи.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://сайт/images/2015/02/tronina

Эльвина Азатовна
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Современная жизнь диктует свои законы : речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования . На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем : бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа .

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов .

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК ;

Способствует обогащению и актуализации словаря;

Является диагностическим инструментом;

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

я-вляется игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями : слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии , основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже . В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи , интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно . Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов , а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме : одно слово-предмет.

Также в своей работе я использую схему составления синквейна изображенную на сладе 11. Слад 11.

Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста .

Можно ли учить составлять синквейны детей , ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех . Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» , и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке : кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон) .

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет» , «слово-действие» , «слово-признак» , «предложение» . Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах , в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны , в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

К одному слову-предмету по лексической теме

К разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

Коррекция и совершенствование готового синквейна

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа , но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это :

Средство творческого самовыражения ребёнка;

Игровой способ обогащения словарного запаса;

Подготовка к краткому пересказу;

владение понятиями : слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;

Умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.

Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку

Примеры синквейнов
№1


№2


№3


№4


№5


В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Нина Оленева
Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними . Это особенно важно для дошкольников , поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что :

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью ;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн . Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна .

1) Способствует речевому развитию :уточнение, активизация словаря детей,закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы : внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна .

Схема составления синквейна следующая :

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе мной использовались следующие упражнения :

o «Подбери определения» - например, к слову «яблоко» . Какое оно : спелое, сочное, румяное, вкусное.

o «Узнай предмет по определению» - белое, длинное , чистое, махровое … (полотенце)

o «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет) .

o «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

o «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.

На втором этапе вводилось понятие : “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка) . Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета» , тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением .

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , дети накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий,знакомой темы. Например, «Игрушки» :

1. Машинка.

2. Красная, быстрая.

3. Едет, гудит, везет.

4. Я люблю играть машинками.

5. Игрушка.

Синквейн используется мною :

1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На НОД по развитию связной речи : используя слова из синквейна , дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

к одному слову-предмету по лексической теме

к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

коррекция и совершенствование готового синквейна

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку» , «Отгадай загадку» .

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа .

Выводы :

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление .

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ) .

Публикации по теме:

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольниковРазвивать речь ребенка, не включая его.

Использование ИКТ в речевом развитии дошкольников На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования.

Доклад из опыта работы «Использование технологии макетирования в игровой деятельности» Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь - это не только средство общения, но.

Использование Су-Джок терапии в речевом развитии дошкольника Использование Су-Джок терапии в речевом развитиии лошкольника. МКДОУ «Новоусманский д/с №1ОВ» 2016 г. 2 Актуальность использования массажера.

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Слайд 1 Тема Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников. Слайд 2 Цель: Повышение профессионального мастерства.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.