Сценарии к праздникам в библиотеке по маршаку. Сценарий праздник по произведениям с.я.маршака

Сценарий утренника по творчеству С.Я. Маршака

"Путешествие по творчеству С.Я. Маршака"

Цель: доставить детям и родителям радость и удовольствие от общения.

Задачи:

1.Закрепить знания о жизни поэта.

2.Осуществление нравственного, эстетического воспитания дошкольников через вовлечения их в игровые коллективные формы деятельности;

3. Развитие коммуникативных навыков дошкольников;

4. Развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей.

Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, объединение в команду, обсуждение названия и изготовление эмблемы, просмотр мультфильмов, инсценировки по произведениям С.Я. Маршака.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация о жизни поэта, слайды с заданием "Найди лишнее"

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие родители и любознательные дети. Мы рады вас приветствовать на викторине, посвященной творчеству С.Я. Маршака. В нашей викторине участвуют две команды: команда родителей «Кошки» и команда «Мышки».Сейчас я приглашаю Ваши команды на места.

Я вам напомню страницы биографии С.Я.Маршака.

С.Я.Маршак – известный детский писатель. Родился 3 ноября 1887года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «По страницам С.Я.Маршака».

Начинаем нашу викторину с конкурса «Найдите правильный ответ». Команды готовы, начинаем!

  1. Сколько вылупилось утят у наседки? (12, 10 ,8)
  2. Куда сдавала дама свои вещи? (на почту, в багаж , в магазин)
  3. На какой улице жил человек рассеянный? (на Речной, на Бассейной , на Береговой)
  4. Кого спас неизвестный герой? (девочку, мальчика, собачку)
  5. От кого умный мышонок спрятался под лопух? (от кошки, от совы, от ежа)
  6. Какой породы у старушки была собака? (такса, пудель, овчарка)

Ведущий: Команда победитель в каждом конкурсе вешает свою эмблему на магнитную доску.

Физкультурная минутка «Кошкин дом»

Тили - бом, тили – бом,
Загорелся Кошкин дом. руки вверх
Кошка выскочила - бег на месте
Глаза выпучила. показать ладошки
Бежит курочка с ведром махи руками в стороны
Заливать Кошкин дом, приседания
А лошадка фонарём, подскоки на месте
Серый заюшка с листом. прыжки на месте
Раз, раз, раз, раз - махи руками вперёд – назад

И огонь погас. присесть

Ведущий: А сейчас мы начинаем конкурс «Продолжи словечко».

Вспомним некоторые стихи С.Я. Маршака

Я читаю отрывки, а вы заканчиваете.

1. Собирались лодыри

На каток,

А попали лодыри

На каток

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, Это он

Ленинградский почтальон.

3. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

4. А это веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек

5.Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Теперь приглашаем команды поиграть в подвижную игру "Мыши".

Вышли мыши как-то раз дети идут по кругу
Посмотреть который час. остановились лицом в круг
Раз, два, три, четыре - пружинка
Мыши дёрнули за гири. присесть
Вдруг раздался страшный звон, хлопок в ладоши
Убежали мыши вон. прыжок вокруг себя

Конкурс «Назови сказку».

Ведущий: Каждой команде зачитывается по два отрывка из сказок

С. Я. Маршака. Дети и взрослые должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.

1.Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

(«Двенадцать месяцев»)

2.Мышь – норушка

Там зерно толчёт,

А лягушка пироги печёт.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

(«Теремок»)

3. Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(«Сказка о глупом мышонке»)

4. Тётя, тётя кошка,

Выгляни в окошко!

Есть хотят котята.

Ты живёшь богато.

Обогрей нас, кошка,

Покорми немножко!

(«Кошкин дом»)

Конкурс "Найди лишнее" (слайды презентации, приложение2 )

Конкурс «Угадай загадку».

1.Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

2. Из темницы сто сестёр

Выпускают на простор,

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнул ловко раз и два –

Загорится голова.

(Спички)

3. Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.

(Велосипед)

4. За стеклянной дверцей

Бьётся чьё – то сердце –

Тихо так,

Тихо так.

(Часы)

Конкурс «Чьи это слова?»

  1. Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
  2. После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
  3. Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
  4. Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
  5. Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
  6. Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)

Ведущий: Обе команды приглашаем на общий танец «Вместе весело шагать».

Ведущий: С ейчас послушаем стихотворения, которые подготовили наши ребята.

Выступления детей. Чтение стихов наизусть.

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Обе команды достойно выступили, побежденных у нас нет. Победила дружба! На память о сегодняшней встрече каждому участнику мы дарим книгу С. Я. Маршака.

Каждая новая встреча со стихами Маршака – это опять радость и удовольствие. А каждое стихотворение, которое ещё не было известно вам – это новый дорогой подарок старого доброго друга. И ещё не раз с уважением и гордостью вспомним о том, что у нас в стране жил и трудился для вас замечательный человек С. Я. Маршак.


Литературный праздник для детей 6-7 лет «Наш Маршак»

Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. Москва
Описание: Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного праздника в детском саду. Сценарий разработан для детей логопедической подготовительной группы, которые являются исполнителями и главными участниками литературного праздника, но может быть использован и для старших дошкольников массовых групп детского сада. На праздник приглашаются дети из других подготовительных групп. Зрители активно вовлекаются в некоторые игры.
Назначение: Материал будет интересен воспитателям, логопедам, работникам детских библиотек, организаторам детского досуга и отдыха.
Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.
Задачи:
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.
Создать у детей радостное праздничное настроение.
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака.
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака, заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака. Подготовка необходимых атрибутов.
Оформление зала.
В центре у стены импровизированный «Кораблик». Мы задрапировали стулья. Парус – лепесток из гофрированной бумаги. Веревочка с флажками, весла – спортивные палки. Правее от кораблика и ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж». На стене часы. Слева на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям. Ниже на столиках расположена выставка книг Маршака.

Оборудование.
Рисунки с изображением животных («Детки в клетке»). Рисунки с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек». Магнитная доска, магниты. Игрушки: маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке»: шапочки персонажей. Карточки с изображением варежек и носочков. Колокол, шапочка утки, рупор, леденцы!

Программа литературного праздника «Наш Маршак»

I. Вступительная часть:
Загадка о книге.
Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,..»
Объявление темы праздника.
II. Основная часть:
1. Загадки Маршака.
2. Маршак – поэт (Чтение стихов).
Детки в клетке.
Где обедал, воробей?
Мяч.
Игра «Мяч».
Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»
Багаж. (Инсценировка стихотворения)
3. Маршак – сказочник.
Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки)
Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)
4. Маршак – драматург.
Серый волк в густом лесу...
Игра «Теремок».
6. Маршак – переводчик.
Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на магнитной доске)
Робин – Бобин.
Мыши.
Перчатки. (Инсценировка стихотворения)
Игра «Найди пару» (карточки с изображением варежек и носочков)
Шалтай – Болтай.
III. Заключение.
Кораблик.
Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами)

Сценарий праздника.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети подготовительных групп.

1 Ведущий:
- Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга )

2 Ведущий:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Автор стихов: Ю. Энтин)

1 Ведущий:
- 2015 год объявлен Годом литературы. Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака. Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С.Я.Маршак.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки )

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь )

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед )

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги )

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь )

2 Ведущий:
- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.
Давайте послушаем некоторые из них.

Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке».


Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.

Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

Два кота
Жили-были два кота восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.

Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!

1 Ведущий:
- Все дети знают и любят стихотворение «Мяч». Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором):

- Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей. Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят:
Дети (хором):
- ...Покатился в огород, докатился до ворот.
Стой, я тебя поймаю, дальше мячик не пускаю!
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.


2 Ведущий:
- Книги С.Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.

Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.

1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»

2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»

3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ: Дама, «Багаж»

Послушайте стихотворение «Багаж» .
Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.



1 Ведущий:
- С.Я. Маршак, писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке». (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей).


2 Ведущий:
- А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?
Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.

1 Ведущий:
- Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи», «12 месяцев», «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок».

Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

2 Ведущий:
- Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок».

Игра – хоровод «Теремок»
Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями

Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют:
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит...
Мышка
Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка - Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка - А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка - Заходи!
Ведущий - стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами: - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.

1 Ведущий:
- Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак? (Ответы детей.)

2 Ведущий:
- Вы уже знаете, что С.Я. Маршак учился в Англии. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.

Дом, который построил Джек.
(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на магнитной доске)


1 Ведущий:
- А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин .
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
- Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!

2 Ведущий:
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
- Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.

1 Ведущий:
- Посмотрите, ребята на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.

Перчатки
(Драматизация стихотворения)
Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
- Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
- Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

1 Ведущий:
- Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.
Проводится игра-эстафета «Найди пару»
Две команды – Барсик и Мурзик соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
Для игры используется набор картинок из настольной игры.
Дети собирают пары перчаток, а потом и носочков для котят.
В игре участвуют дети- зрители.

2 Ведущий:
-А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака.

Шалтай – Болтай
Дети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!

Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик . По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.

Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!

Ведущие:
- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С.Я. Маршака. Какие стихи вам понравились? (ответы детей)
- Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С.Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.

Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака в 3-4-х классах. Сценарий

Оборудование . Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные издания его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагментом урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С. Я. Маршака.

Учитель : Известный поэт Самуил Маршак — автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет работы художника Мая Петровича Митурича.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре! (Ответы ребят)

Учитель: Правильно, «Детки в клетке». Деток в клетках мар- шаковского «Зоопарка» много. Один из них — «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи, к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке».

А для кого готовится такая постелька?

— Вот тебе под спинку Мягкую перинку,

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху. (Ответы учеников)

Учитель : Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

— Что ж, сыграем, но сначала

Посчитаемся, пожалуй:

Я — зверек,

И ты — зверек...

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из «Сказки об умном мышонке».

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «зверек» — «хорек»; «слону» — «одну»; «высок» — «цветок»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение Маршака «Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак...

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? (Возможные ответы детей) Правильно, «феечки» — «скамеечке». А еще? «Маслицем» — «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

Прочту другое стихотворение Маршака — «Разговор». Его, как и стихотворение «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно «кошка» — «окошко» — «немножко»; «кис» — «крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам «детки», «перчатки», «вакса», «близко». (Предполагаемый ответ: «детки» — «в клетке», «перчатки» — «котятки», «вакса» — «клякса», «близко» — «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «пакля». И «шмакля» у него была, и «рвакля». А ведь таких слов вообще не существует.

Загадки дедушки Маршака

Учитель : Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадываете.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Сапоги)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например: «Я по ягоды иду, друга за руку веду».

По страницам произведений Самуила Яковлевича Маршака
(познавательная игра)
Цель: обобщить и закрепить знания по творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
Задачи:
1.Развитие познавательного интереса;
2. Осуществление нравственного, эстетического воспитания школьников через вовлечения их в игровые коллективные формы деятельности;
3. Развитие речевой культуры;
4. Поддержка и воспитание веры в свои силы;
5. Развитие коммуникативных навыков учащихся;
6. Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование и материалы: выставка книг по творчеству С. Я. Маршака; детские рисунки; эмблемы для команд – участниц («Львёнок» и «Тигрёнок»); жетончики для подсчёта очков; стенд; картинки с изображением животных; карточки с названием месяцев; фонограммы из мультипликационных фильмов: «Вот какой рассеянный» и «Двенадцать месяцев»; фонограмма песни: «На далёкой Амазонке» (автор текста: Р. Киплинг, перевод С. Маршака; композитор: С. Никитин).
Ход занятия
Педагог. На внеклассных занятиях «Час книги» мы знакомились с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. В нашем классе была организована выставка книг «Детский городок», где вы могли познакомиться не только со сказками, стихами, загадками Маршака, но и песенками и стихами иностранных писателей в переводе Самуила Яковлевича. Очень интересно прошёл «Конкурс чтецов» по книге «Детки в клетке». Никого не оставил равнодушным конкурс на лучший рисунок «Мой любимый герой!», сегодня вашими рисунками украшен класс. Итогом нашей работы по ознакомлению с творчеством этого замечательного поэта и переводчика станет игра.
С. Я. Маршак сделал много хорошего для детей. Он создавал для них театры, мастерские, помогал детям – сиротам. А сколько интересных сказок и стихов написал Самуил Яковлевич для детей! Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке». Сегодня мы снова встретимся с творчеством Маршака, но сначала мы разделимся на две команды – «Львёнок» и «Тигрёнок» (представляет капитанов).
Начинаем игру! За каждый правильный ответ команда получает один жетончик (очки), а жюри будет их прикреплять на стенд. Побеждает команда, у которой к концу игры окажется больше жетончиков.
Звучит музыка из мультфильма «Вот какой рассеянный»
(композитор А. Рыбников).
Входит Рассеянный…
(Пальто застёгнуто криво, на ногах перчатки, на голове сковорода.)
Педагог. Ребята, посмотрите, какой гость к нам пожаловал. Вы его узнали?
Дети. Здравствуй, человек Рассеянный с улицы Бассейной!
Рассеянный.
– Глубокоуважаемые
Ребятауважатые!
Ребятауважаемые
Глубокоуважатые!
Нельзя ли и меня
На праздник пригласить?
Педагог. Мы рады тебе, человек Рассеянный, и с большим удовольствием приглашаем тебя на нашу игру.
1 конкурс «Назови сказку».
Каждой команде зачитывается по два отрывка из сказок С. Маршака. Дети должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.

1.Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
(«Двенадцать месяцев».)
2. Мышь – норушка
Там зерно толчёт,
А лягушка пироги печёт.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
(«Теремок».)

3. Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
(«Сказка о глупом мышонке».)
4. Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живёшь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
(«Кошкин дом».)

Рассеянный (говорит, заглядывая в свой чемодан). А у меня, ребята, для вас подарок! Я принёс вам сказки С. Маршака. Ой-ой-ой! Какая беда случилась. Всё пропало! Я по своей рассеянности потерял слова из сказок. Что же делать? Если их не вернуть на место, то сказки пропадут навечно (хватается за голову).
Педагог. Не переживай, Рассеянный! Наши детки хорошо знают сказки Самуила Яковлевича и обязательно вернут все потерянные слова. Ребята, поможем найти пропавшие слова?
Дети. Да!
2 конкурс «Найди слово» (проводит Рассеянный).
Каждой команде даётся по три отрывка из сказок. Дети должны «найти» пропущенные слова.
1.Тили – тили, тили – бом!
Загорелся…дом
(кошкин) 4. Пела ночью мышка в норке:
- Спи,…, замолчи!
(мышонок)

2. Стали птицы песни петь,
И расцвёл… .
(подснежник)
5. Кто, кто в…живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
(теремочке)
3. Ёлку дрозд проклятый рубит,
Всех…лесных погубит
(зверей)
6. Гори, гори ясно,
Чтобы не … .
(погасло)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Спасибо, мои юные друзья! Спасли вы наши сказки.
Педагог. Ребята, а как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о животных?
Дети. «Детки в клетке».
Педагог. Наш 3 конкурс называется «Продолжи стихотворение».
Для каждой команды зачитывается по два стихотворения из книги «Детки в клетке». Дети должны закончить его. Если одна из команд не смогла дать правильный ответ, то у другой команды появляется шанс заработать дополнительный жетон.
1. Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,….
Нелегко сорвать цветок!
2. Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра….
Только два таких ведра!

3. Совята
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,…
Они не спят. 4. Кенгуру
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду….
В зоологическом саду.
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Ай да ребята! Ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им стихи про зоопарк!
Педагог. Внимание! Внимание! Начинается физкультминутка!
Дети выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения. Человек Рассеянный старается повторять движения за детьми.
Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного…
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки на поясе, туловище поворачиваем вправо- влево,
затем вперёд, назад.

Ходьба на месте, в такт каждому шагу покачиваем головой.

Ходьба, высоко поднимаем колени.
Руки на поясе, делаем полуприседание с поворотами вправо – влево.

Ходьба «вперевалочку», вес тела переносим с одной ноги на другую.

Прыжки на полусогнутых ногах.
Рассеянный. Мои юные друзья! Как же у вас всё хорошо получается! А я, вот, опять всё перепутал!
Педагог. Ну, что дети, поможем?
Дети. Да!
4 конкурс «Найди лишнее».
Педагог. Ребята, вспомните, у каких животных обедал воробей. Пока звучит музыка из мультфильма «Где обедал воробей» (композитор Ш. Каллош), лишние картинки нужно убрать.
На двух партах лежат картинки с изображением животных. Пока звучит музыка, каждая команда подходит к своей парте и находит лишние картинки. (Лишних картинок может быть 2 - 3.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный громко вздыхает и что-то бормочет.
Педагог. Что случилось? В чём дело?
Рассеянный. Я люблю стихи и сказки С. Я. Маршака… и загадки я тоже люблю, но разгадки найти не могу!
Педагог. Всё понятно! Дети, поможем Рассеянному?
Дети. Да!
5 конкурс «Угадай загадку». Каждой команде зачитывается по три загадки.
1. Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы.) 2. Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
(Велосипед.)
3. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.
(Велосипед.) 4. За стеклянной дверцей
Бьётся чьё – то сердце –
Тихо так,
Тихо так.
(Часы.)
5. Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч.) 6. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Молодцы, ребята, хорошо справились с загадками!
А знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Дети. Двенадцать.

Рассеянный. А как они называются?
Дети называют месяцы года.

Рассеянный. А в какой сказке все месяцы собрались в лесу у костра в новогоднюю ночь?

Дети. В сказке «Двенадцать месяцев».

Педагог (обращается к Рассеянному). Мы хорошо знаем эту сказку, дети не только читали её, но и посмотрели мультфильм «Двенадцать месяцев» (сценарий С. Маршака и Н. Эрдмана).

Рассеянный. А на вопросы по сказке сумеете ответить?

Дети. Да!

6 конкурс «Блицтурнир».
Каждой команде зачитывается по четыре вопроса.
Вопросы для команды «Львёнок»:
- Какой подарок сделал Апрель - месяц падчерице? (Волшебное колечко.)
- Что Королева повелевала доставить во дворец? (Корзину подснежников.) - Через какое время Январь - месяц обещал снять собачьи шубы с мачехи и её дочки? (Через 3 года.)
- О каком времени года говорится в стихотворении? Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях позёмка Белою змеею!
(Зима.)

Вопросы для команды «Тигрёнок»:
- За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу? (Подснежники.)
- Что рассмешило падчерицу в лесу? (Игра зайца с белками в горелки.)
- Какую шубу велела принести Королева падчерице? (Шубу из меха и пуха.) - О каком времени года говорится в стихотворении? Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи. Вылезайте, муравьи, После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник! (Весна.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку!
А у меня есть ещё один вопрос: может ли такое быть, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель?
Дети. Нет.
Педагог. Наш следующий конкурс - «Конкурс капитанов». Капитаны должны разложить по порядку карточки с названием месяцев.
7 конкурс «Разложи по порядку».
На двух партах вперемешку лежат карточки с названием месяцев и иллюстрациями к ним.
Звучит музыка из мультфильма «Двенадцать месяцев» (композитор М. Вайнберг). Капитаны работают, пока звучит музыка.
Жюри подводит итоги конкурсов (определяет команду победителей).
Педагог. Жюри подводит итоги нашей игры, а у нас «Музыкальная пауза»!
Дети танцуют и поют под песню «На далёкой Амазонке». Автор текста: Р. Киплинг (перевод С.Маршака). Композитор: С. Никитин.
Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде.
Педагог благодарит детей за активное участие, жюри – за работу.
Педагог. Подошла к концу наша игра.
Рассеянный. До свидания, мои юные друзья!
Дети (хором). До свидания!

Библиографический список:
1. С. Я. Маршак «Кошкин дом». – М: Астрель, 2013г.
2. С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный». – М: Оникс, 2011г.
3. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». – М: Астрель, 2006г.
4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки. – М: Детской литературы, 1962г.
5. С. Маршак «Двенадцать месяцев». – М: «Детская литература», 1987г.

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

Пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание

Произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,

Мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские

Способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.

Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества,

Элементы декораций к сказкам «Двенадцать месяцев», «Кошкин

Дом», стихотворениям.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте, ребята!

2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

1 ведущий . А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака,

Со дня рождения которого в этом году исполняется 125 лет.

Человек Рассеянный . (выбегае т) Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

(оглядывается ) Ой! А что это за станция такая?

Дибуны или Ямская?

2 ведущий .Ни та и ни другая! Это наша школа!

Рассеянный . Эх! Я опять не туда попал.

2ведущий . А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?

Рассеянный . А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…

1ведущий. А! Так вы --- человек Рассеянный!

Рассеянный . Да!

Девочка . (выбегает с мячом ). Мой веселый

Звонкий

Мяч.

Ты куда

Помчался

Вскачь?

2 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!

Падчерица . (идет с корзинкой за колечком ) Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимному ковру

К новогоднему костру!

Ой! А где же братья-месяцы?
1 ведущий . Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В

Этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
2 ведущий . Здесь вас все знают и очень рады видеть! Правда, ребята? Кто это к нам

Пришел?
Зал . Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

Человек Рассеянный.

Девочка с мячом . А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».

Рассеянный .О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все время

Куда- то не туда попадаю.

Зал. На улице Бассейной.

Рассеянный . Какие молодцы! Все знают!

1 ведущий . Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите

Нам рассказать о знаменитом детском писателе С. Я. Маршаке.
Девочка с мячом . Ура!

Рассеянный. Мы с радостью останемся!

Падчерица . А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений

Самуила Яковлевича.

1 ведущий . Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
2 ведущий . А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную

Небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы.

Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек, переезжать с места на

Место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и

Тревоге.

1ведущий . О своих детских впечатлениях он написал стихи:

В край далекий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

Тесновато нам немножко

Это новое жилье.

Но открытое окошко

Перед столиком --- мое.

2ведущий . С. Я. Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал лет с четырех ».

Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?

Ну-ка, отгадайте.

Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

И за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.(Мяч )

Рассеянный . Теперь я загадаю.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь )

1 ведущий .А вот еще одна загадка.

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы )

Падчерица . И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь )

2 ведущий . И еще одну загадку отгадайте.

Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделко на носу. (Очки )

1 ведущий . Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

2 ведущий . Учась в гимназии, Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному

Дарованию помогали преподаватель латинского языка В. И. Теплых, а позже

– известный в то время критик –искусствовед В.В. Стасов.

1 ведущий . Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский

Писатель М. Горький. Но после революции 1905 г. начались гонения на

Интеллигенцию, многие передовые ее представители уехали за границу.

Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

2 ведущий . Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические

Зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня,

С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о

Другой, неизведанной жизни.

1 ведущий . Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с

Различными петербургскими редакциями, Самуил Яковлевич уехал для

Продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в

Лондонском университете.

2 ведущий . Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками

В море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он

Переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка. Некоторые из них

Очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе

С. Я.Маршака)

1 ведущий . Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а

О мечте.

2 ведущий . А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий . Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. В

Годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам

Воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает

«Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком,

Библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и

Написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

2 ведущий . Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен. Его пьесы

Интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом»

Высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.

1 ведущий .(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко

Посмотреть, как поживают герои Маршака?

Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у кошки.

Ты катись, катись, колечко,

По тропинке, не по речке.

Бугорок за бугорком.

Загляни-ка в Кошкин дом

Кошка . А дом-то сгорел! Нет больше у меня дома!

Кот . И жить нам негде.

Кошка . Что же делать нам, Василий?

На порог нас не пустили

Наши прежние друзья…

Обошли мы целый свет ---

Нам нигде приюта нет.

(Инсценизация отрывка из пьесы «Кошкин дом»)

Девочка с мячом . Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит

Быть добрым, внимательным к окружающим.

1 ведущий . Прекрасная сказка!.....

2 ведущий . Не менее известна и пьеса «Двенадцать месяцев». Интересна история ее

Создания. Сначала чешскую народную сказку с таким же названим писатель

Пересказал в прозе, а в пьесу ввел комедийно-сатирический элемент – линию

Маленькой Королевы.В произведении прославляет автор не терпение и

Смирение сироты, а ее трудолюбие. смелость и стойкость. Пьеса была отмечена в

1946 году Государственной премией СССР.

Падчерица . Дорогие ребята! Хотите увидеть, как началась моя история?

Девочка с мячом .Конечно.

Падчерица

На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Приведи нас наконец

К королеве во дворец.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор . Вы совершенно правы, ваше величество….

(Инсценизация отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев»)

Девочка с мячом . Да, своенравная королева была вначале.

Падчерица . Но жизнь ее многому научила. И в конце сказки она совершенно изменилась.

1 ведущий . В 30-х г. С.Я. Маршака по праву называют основоположником детской советской

Литературы. Он стремится воспитывать у своих читателей любовь и уважение к

Силе разума, к полезной деятельности. А главное—воспитывает поэтическое

Восприятие мира.

2 ведущий . Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

1 ведущий . Нельзя не заметить. что многие из них схожи с детским дразнилками,

Считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших

Образцов детского фольклора.

2 ведущий . Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

Падчерица . А мое колечко может пригласить сюда героев из призведений С.Я. Маршака.

1 ведущий . Вот здорово!

Падчерица . Ты катись, катись, колечко,

Позови гостей сердечно,

Позови их поскорей,

Чтобы стало веселей!

2 ведущий.Что там за шум?

Дама. Где тут багажное отделение?

(Инсценизация стихотворения «Багаж»).

Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идут Братья-близнецы из стихотворения «Где тут

Петя, где Сережа?»

1ведущий. Друг на друга так похожи

Комаровы-братья.

Где тут Петя, где Сережа ---

Не могу сказать я.

Братья . Только бабушка и мать

Нас умеют раз личать.

1ведущий . Не могу я вам сказать,

Кто из них моложе,

Пете скоро будет пять

И Сереже тоже.

(Инсценизация эпизодов стихотворения « Где тут Петя, где Сережа?»).

2 ведущий . Ой! А это кто такой прилетел?

Девочка с мячом . Это же Угомон. Мне бабушка часто говорит, когда я шалю: «Угомонись, а

То Угомона позову».

(Инсценизация стихотворения «Угомон»).

2 ведущий . Да! Иногда и нам в классы надо звать Угомона.

(Выходят Знаки препинания).

1 ведущий . А сейчас мы, кажется, попали в страну Знаков препинания.

(Инсценизация стихотворения «Знаки препинания»).

2 ведущий . Вот такие проблемы решают Знаки препинания. Ребята, а вы как думаете, кто из

Них важнее?

Зал. Все важны!

1 ведущий . У С.Я. Маршака многие произведения заставляют задуматься.

2 ведущий , Послушайте внимательно сказку «Старуха, дверь закрой!».

1 ведущий . Философское стихотворение. Тут есть над чем подумать.

2 ведущий . Кто там едет?

1 ведущий . Это герои еще одной восточной сказки «Мельник, мальчик и осел»,

Пересказанной С.Я. Маршаком.

2 ведущий . (1 ведущему) Чему научила тебя эта сказка?

1 ведущий . Я думаю, прислушиваться к советам других надо, но главное все-таки – иметь

Собственное мнение.

2 ведущий . Согласен.

1ведущий . Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся повторы, которыми

Так широко пользуется народная сказка, и с их помощью поэт часто

Превращает свои произведения в шутливую игру.

Девочка с мячом . А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.

2 ведущий . Давайте попробуем.

(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).

1ведущий . Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о

Неизвестном герое»

2ведущий ..Это стихотворение было написано перед самой войной.Автор воспользовался

Приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу,

Совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует ег

Лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к

Героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть

В грозное предвоенное время!

1ведущий. Через день после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский

Котором обращают на себя внимание строки:

Разом, в одно мгновенье,

Все изменилось кругом.

Юноша в майке весенней

Смотрит суровым бойцом.

Девушка стала сестрою

Крест – на ее рукаве.

Сколько безвестных героев

Ходит сейчас по Москве…

2 ведущий . Как этот юноша «в майке весенней» похож на парня «лет двадцати» из «Рассказа

О неизвестном герое». На службу этой молодежи, всему советскому народу

Поставил свое слово С. Я. Маршак

1 ведущий . Во время Великой Отечественной войны поэт работает в боевом сатирическом

Жанре, создавая острые политические памфлеты, эпиграммы, тексты плакатов,

Родившихся в тесном сотрудничестве с художниками Кукрыниксами. В 1942 г. за

Стихотворные тексты к плакатам и карикатурам С. Маршак был удостоен

Государственной премии СССР.

2 ведущий . Послевоенное творчество С. Маршака и по темам, и по жанрам многообразно

Здесь встречаются произведения о Родине, о людях труда, о дружбе и

Товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Они великолепны! Какой

Радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким

Лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы

«Круглый год!».

Сколько поэзии, ярких художесвенных деталей в таких познавательных

Поэмах, как «Откуда стол пришел?» и «Как печатали вашу книгу?»!

1ведущий . Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке

«Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР.

2 ведущий . Рассказ о творчестве С. Маршака будет неполным, если не сказать о переводах

На русский язык поэтического творчества народов мира. За переводы

Произведений В. Шекспира поэту была присуждена в 1949 году Государственная

Премия СССР. А ведь под. пером С.Я. Маршака родились еще переводы и

Байрона, и Гейне, и Киплинга, и Родари, и Леси Украинки, и многих других

Писателей. Воистину огромен вклад Маршака-переводчика в благордное дело

Ознакомления читателя с поэтическим наследием мировой классической и

Современной литературы.

(Чтение сонета В. Шекспира №5).

1 ведущий . С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о

2 ведущий . Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава С.Я.Маршака признаны

Народом и отмечены високими наградами.

1 ведущий . Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но

Каждая встреча с его стихотворениями – это поять радость и удовольствие!

2 ведущий . Закончим мы нашу встречу словами поэта.

Пожелания друзям

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошого.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.