Православные молитвы. Колокольный звон в православии Когда звенят в церкви в колокола

Колокольный звон - это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека - с колокольным звоном совершается таинство , венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами - гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца . В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление - при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения , но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек , обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты , чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный - для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост - постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

2.1. Общие положения

2.1.1. Церковный звон является неотъемлемой частью православного богослужения, и его отсутствие может быть оправдано только неимением технических средств для звона.

2.1.2. Православный звон предназначен для того, чтобы:
- созывать верующих к богослужению;
- выражать Торжество Церкви и ее богослужений;
- возвещать присутствующим и не присутствующим в храме о наиболее важных моментах богослужения;
- звуком его, с растворенным Божией благодатью, христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались;
бессловесное творение Божие и стихии утишались и служили на пользу людям.

2.1.3. Наш традиционный церковный звон на протяжении многих столетий формировался и развивался на фоне использования бил и ритмического клепания в них.
Поэтому основа нашего православного звона лежит не в мелодии, а в ритме с присущей ему динамикой и во взаимодействии тембров отдельных колоколов и бил.

2.1.4. Характерными чертами православного звона являются: духовность, благозвучие, умеренность, своевременность и синхронность с богослужением.

2.1.5. Любая электронная имитация, усиление звонов техническими средствами, извлечение звука нетрадиционными способами, замена звонаря автоматикой и использование фонограмм в православном звоне недопустимы, как не соответствующие литургической традиции Церкви.

2.1.6. Если колокольня или звонница оснащена часами-курантами, то следует избегать смешивания церковного звона с ними (особенно, если в курантах задействованы , участвующие и в звонах для богослужения).

2.1.7. По согласованию с местными властями церковные колокола и била могут использоваться для экстренного созыва людей, предупреждения о стихийных бедствиях, приветствия особо важных персон, а также при других особых или чрезвычайных обстоятельствах.

2.2. Средства звона

2.2.1. Для совершения звона в Русской Православной Церкви могут использоваться следующие средства (в соответствии с возрастанием их торжественности):
- било ручное (малое) деревянное;
- било большое (великое) деревянное;
- била (клепала) металлические;
- колокола.

2.2.2. Места расположения колоколов и бил, их названия и порядок использования при богослужениях определяются звонарем под руководством настоятеля и в соответствии с уставом обители и Уставом церковного звона.

2.2.3. Имеются определенные традиции изготовления бил и колоколов, в том числе и в России; однако их материал, форма и звучание могут быть самые разные. Главное - не внешний вид и материал, а символ, духовная суть и намоленность.

2.2.4. Било деревянное ручное представляет собой доску в виде весла длиной 1-3 м, шириной 10-20 см и толщиной 10-30 мм (толщина может к концам уменьшаться на половину). На концах ручного била, как правило, сверлятся 3, 4 или 5 отверстий, символизирующих соответственно Святую Троицу, Крест Господень или Страсти Господни.
Деревянное било относится к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Требования к материалу била и молотка простые - дерево должно быть звонким, сухим, иметь минимум сучков и трещин.
Било обычно держится в левой руке. Звук извлекается путем ударения (клепания) по нему деревянным молотком и зависит от их материала и веса, а также силы и места удара (от центра к краям).
Ручных бил в обители может быть несколько, но используется при богослужении, как правило, одно.

2.2.5. Било деревянное большое, или великое, представляет собой доску длиной 2-4 м, шириной 25-50 см и толщиной 30-60 мм. На концах большого била также часто сверлятся 3, 4 или 5 отверстий.
Подвешивается оно стационарно при входе в храм, у трапезной, около келий, на колокольне или в другом месте. Звук извлекается ударом по нему деревянным молотком и зависит от их веса и материала, а также силы и места удара (от центра к краям).
Требования к материалу большого била и молотка такие же, как у ручного била.
Больших деревянных бил в обители может быть несколько, но при богослужении, как правило, используется одно.

2.2.6. Металлическое било (клепало) может иметь самые разные размеры, форму, материал и способ изготовления. Металлические била относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Звук извлекается металлическим, деревянным или пласт-массовым молотком и зависит от формы била, материала и веса била и молотка, а также силы и места удара.
В зависимости от количества металлических бил они могут по-разному использоваться в звонах (как самостоятельно, так и вместе с колоколами) и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне и т. д.).

2.2.7. Колокола могут иметь самые различные размеры, форму, материал и способ изготовления. Однако в России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определенные соотношения диаметра, толщины и высоты и дает богатый тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). При этом подточка , как правило, не практиковалась, но и не запрещалась.

Колокола относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. В старину для извлечения звука колокола использовался «очепной» способ звона, то есть путем качания самого колокола (такой способ еще остался в Пскове-Печерском монастыре и некоторых других обителях). Однако сегодня в большинстве случаев звон происходит традиционно русским, «язычным» способом, то есть качанием языка и ударением его о неподвижно висящий колокол. В зависимости от количества колоколов они могут по-разному использоваться в звонах и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне или звоннице, под куполом храма и т. д.).

2.2.8. В целях лучшего сохранения нашего исторического наследия необходимо добиваться (требуя от производителей или проводя своими силами) паспортизации всех колоколов и бил, имеющихся в храмах и монастырях, с указанием не только веса, материала, основных размеров и внешнего вида, но и с регистрацией звуковых характеристик.

2.2.9. В случае одновременного использования нескольких колоколов и металлических бил (каждые в отдельности или вместе) полнозвучная звонница по традиции состоит из трех групп: большие (благовестники) -1-5 шт., средние (подзвонные) - 2 и более штук и малые (зазвонные) - 2-4 шт. Каждая из этих групп колоколов и/или бил имеет свою партию звучания, что и учитывается звонарями при составлении композиции звона.

2.2.10. В связи с ритмической основой православного звона звонница из колоколов и металлических бил подбирается не по нотам, а по благозвучию с учетом особенностей звучания каждого колокола или била.

2.2.11. Установка и оборудование и металлических бил должны вестись с учетом выбора основного направления звона, обеспечения условий для свободного выхода звука в окружающее пространство, удобства и безопасности работы звонаря, а также с принятием всех мер (технических и организационных) по достижению своевременности и синхронности звона с богослужением.

2.2.12. Перед использованием в церковном звоне колокола и била обязательно освящаются в соответствии с Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона, помещенным в Требнике.

2.3. О звонаре

2.3.1. К звонарскому делу допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. При этом начинающий звонарь должен получить не только первоначальные навыки практического звона, но и минимальные знания о богослужении и безопасности работы с колоколами и билами.

2.3.2. Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью.

2.3.3. Перед каждым богослужением звонарь обязан получить у настоятеля или служащего священника благословение на начало звона, а также, возможно, другие указания, связанные с его проведением.

2.3.4. Перед началом звона звонарь должен настроиться духовно и психологически, проверив подвеску и состояние колоколов и бил и продумав композицию звона от начала до конца. По традиции после крестного знамения церковный звон должен начинаться и сопровождаться чтением псалмов 118-го или 50-го (в соответствии с Типиконом) или по благословению настоятеля любой, соответствующей богослужению молитвы.

2.3.5. При совершении звонов звонарь должен руководствоваться уставными документами, существующими канонами, местными традициями, символом (внутренним смыслом) звона в каждом конкретном богослужении и, конечно, указаниями настоятеля или служащего священника.

2.3.6. Звонарю надо помнить, что он является как бы связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарю необходимо изучить не только основы православного звона, но и постоянно совершенствовать свое мастерство, хорошо знать богослужение, углублять духовное (внутреннее) содержание своих звонов, что немыслимо без воцерковленности звонаря и его постоянного окормления настоятелем или духовником.

2.3.7. В случае группового звона, для достижения его слаженности и красоты, всем звонарям еще до начала звона необходимо ознакомиться с особенностями звонницы, выбрать ведущего звонаря и договориться о размерности, композиции, динамике и других условностях в звоне.

2.3.8. Звонарь должен чувствовать себя на звоннице или колокольне заботливым хозяином, что предусматривает знание мер безопасности работы с колоколами и билами, регулярное наблюдение за ними и их подвеской, своевременное выявление и устранение всех недостатков.
Звонарь отвечает также за своевременность и синхронность звонов во время богослужений, для чего возможно использование позывного колокольчика (ясака, кандии) или технических средств: электролампочки, электрозвонка, радиотрансляции, рации и т. д.
Если в храме имеется несколько звонарей, то среди них назначается старший, отвечающий за порядок на звоннице и правильность совершения церковного звона.

2.3.9. Несмотря на определенную регламентацию, церковный звон в каждом храме или монастыре (в силу специфики звонниц, богослужений и традиций) разный. Поэтому в обязанности звонаря входит подробное описание своей колокольни или звонницы, всех колоколов и бил, обустройства звонниц и способа звона, а также сведения о звонарях, видах звона (желательно с их записью в любой форме) и Чине (Уставе) звона в своем храме или монастыре на весь год. Данная информация должна храниться в архиве храма или монастыря и служить основой для передачи традиций православного звона последующим поколениям звонарей.

2.4. Канонические звоны
2.4.1. Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием - им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о нашем Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и жизни вечной на Небесах.

Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

2.4.2. Полный Чин православного звона, возникший на Руси с древних времен и сохранившийся еще в некоторых монастырях, состоит из поочередного использования всех видов бил и колоколов в соответствии с их символом и торжественностью.

После получения благословения на проведение звона звонарь клеплет в малое (ручное) деревянное било, обходя с ним обычно вокруг храма, в котором будет проводиться богослужение, и делая короткие остановки с четырех сторон света для возглашения молитв.

Затем он подходит к большому (великому) деревянному билу и также ритмически ударяет в него, произнося единожды псалом 50-й или другую соответствующую богослужению молитву.

После этого начинается клепание в металлическое било (или била) с прочтением единожды псалма 50-го или другой молитвы. И, наконец, в праздничные и воскресные дни чин звона завершается звоном в колокола.
Такой Чин православного звона объединяет древнейшие традиции Православия и веяния новых времен. Приведенный выше порядок может видоизменяться в зависимости от наличия тех или иных средств звона, а также от местных традиций и традиций в каждой обители. И здесь не может быть никакого противопоставления между билами и колоколами. Вот, например, как выражали отцы Церкви смысл и единение бил и колоколов в православном звоне: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю исшедшее вещание Евангелия. А ударение в металлические била и колокола выражает нам будущий Суд и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к Суду общему».

2.4.3. В силу исторических причин сложилось так, что на Руси, начиная с XV века, колокола стали постепенно заменять била и в настоящее время в подавляющем большинстве храмов и монастырей используются только звонницы из колоколов и/или металлических бил.

При этом различают 4 вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

2.4.4. Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может совершаться и во время богослужения.
Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даваться также другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т. д. Как отдельный звон перед началом богослужения благовест начинается обычно тремя редкими (с достаточно длительными паузами) ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

В зависимости от богослужения благовест бывает обыкновенный (частый или в два края колокола) или постный (редкий или в один край колокола). В великие праздники благовест осуществляется с участием самого большого колокола в звоннице и сам звон, как правило, звучит чаще, громче и дольше. Помимо обычного благовеста в православном звоне существует еще так называемый валовой, или большой, благовест, когда удары в самый большой колокол или било перемежаются с другим большим колоколом или билом.

Время для благовеста определяется настоятелем в зависимости от вида службы и традиций: в соответствии с Типиконом единожды прочтение 118-го псалма или прочтение 12 раз 50-го псалма, определенное время (10-30 минут) или количество ударов: 12, 25, 30, 40, 50, 60 и т. д. (в зависимости от символа звона).

2.4.5. Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол или било от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся». При переборе одиночные удары в колокол или било обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (с учетом индивидуального звучания колоколов и бил) и сильного дружного удара «во вся».

2.4.6. Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощание» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения. Перезвон по одному разу в каждый колокол или било с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Чтобы скорбный звон, относящийся ко Господу, Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых, смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляют более быстрыми и равномерными ударами.

Перезвон по несколько раз в каждый колокол или било - обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, Крест (Страсти Господни) и Полноту Веры (Славу Божию) - совершается многократно и одновременный удар в несколько колоколов или бил (удар «во вся») выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Данный вид перезвона хотя и является скорбным, однако считается более торжественным и осуществляется по-разному в зависимости от праздника, местных традиций или как скажет настоятель.

2.4.7. Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.
Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов или бил, каждая из которых имеет свою партию. При этом по установившейся традиции в трезвоне используется обычно размерность такта три четверти (3/4) или четыре четверти (4/4) и может участвовать только тот самый большой благовестник (колокол или било), который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньше можно, но не больше).

При исполнении отдельно трезвона обычно имеются 3 отрезка: начало (затравка), собственно звон и окончание (концовка). Затравка обычно представляет собой три редких удара в благовестник, символизирующих Святую Троицу, или другие варианты. Основная часть трезвона (собственно звон) может совершаться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии), каждый из которых иногда оканчивается аккордом 1, 2 или 3 раза по номеру стиха. Причем каждая такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Заканчивается трезвон обычно троекратным аккордом или другим способом. Несомненно, трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность (т. е. избегая различных излишеств). Продолжительность трезвона определяется прочтением единожды псалма 50-го или определенным временем, исходя из характера праздника, конкретных условий или указаний настоятеля.

2.1. Общие положения

2.1.1. Церковный звон является неотъемлемой частью православного богослужения, и его отсутствие может быть оправдано только неимением технических средств для звона.

2.1.2. Православный звон предназначен для того, чтобы:

- созывать верующих к богослужению;

- выражать Торжество Церкви и ее богослужений;

- возвещать присутствующим и не присутствующим в храме о наиболее важных моментах богослужения;

- звуком его, срастворенным Божией благодатью, христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались; бессловесное творение Божие и стихии утишались и служили на пользу людям.

2.1.3. Наш традиционный церковный звон на протяжении многих столетий формировался и развивался на фоне использования бил и ритмического клепания в них. Поэтому основа нашего православного звона лежит не в мелодии, а в ритме с присущей ему динамикой и во взаимодействии тембров отдельных колоколов и бил.

2.1.4. Характерными чертами православного звона являются: духовность, благозвучие, умеренность, своевременность и синхронность с богослужением.

2.1.5. Любая электронная имитация, усиление звонов техническими средствами, извлечение звука нетрадиционными способами, замена звонаря автоматикой и использование фонограмм в православном звоне недопустимы, как не соответствующие литургической традиции Церкви.

2.1.6. Если колокольня или звонница оснащена часами-курантами, то следует избегать смешивания церковного звона с ними (особенно, если в курантах задействованы колокола и била, участвующие и в звонах для богослужения).

2.1.7. По согласованию с местными властями церковные колокола и била могут использоваться для экстренного созыва людей, предупреждения о стихийных бедствиях, приветствия особо важных персон, а также при других особых или чрезвычайных обстоятельствах.

2.2. Средства звона

2.2.1. Для совершения звона в Русской Православной Церкви могут использоваться следующие средства (в соответствии с возрастанием их торжественности):

Било ручное (малое) деревянное;

Било большое (великое) деревянное;

Била (клепала) металлические;

Колокола.

2.2.2. Места расположения колоколов и бил, их названия и порядок использования при богослужениях определяются звонарем под руководством настоятеля и в соответствии с уставом обители и Уставом церковного звона.

2.2.3. Имеются определенные традиции изготовления бил и колоколов, в том числе и в России; однако их материал, форма и звучание могут быть самые разные. Главное - не внешний вид и материал, а символ, духовная суть и намоленность.

2.2.4. Било деревянное ручное представляет собой доску в виде весла длиной 1-3 м, шириной 10-20 см и толщиной 10-30 мм (толщина может к концам уменьшаться на половину). На концах ручного била, как правило, сверлятся 3, 4 или 5 отверстий, символизирующих соответственно Святую Троицу, Крест Господень или Страсти Господни.

Деревянное било относится к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Требования к материалу била и молотка простые - дерево должно быть звонким, сухим, иметь минимум сучков и трещин.

Било обычно держится в левой руке. Звук извлекается путем ударения (клепания) по нему деревянным молотком и зависит от их материала и веса, а также силы и места удара (от центра к краям). Ручных бил в обители может быть несколько, но используется при богослужении, как правило, одно. Примеры ручных деревянных бил, используемых в православном звоне, показаны на рис. 1.

Рис. 1. Примеры малых (ручных) деревянных бил

2.2.5. Било деревянное большое, или великое, представляет собой доску длиной 2-4 м, шириной 25-50 см и толщиной 30-60 мм. На концах большого била также часто сверлятся 3, 4 или 5 отверстий.

Подвешивается оно стационарно при входе в храм, у трапезной, около келий, на колокольне или в другом месте. Звук извлекается ударом по нему деревянным молотком и зависит от их веса и материала, а также силы и места удара (от центра к краям).

Требования к материалу большого била и молотка такие же, как у ручного била.

Больших деревянных бил в обители может быть несколько, но при богослужении, как правило, используется одно.

Примеры больших деревянных бил, используемых в православном звоне, показаны на рис. 2. 2.2.6. Металлическое било (клепало) может иметь самые разные размеры, форму, материал и

способ изготовления.

Рис. 2. Примеры больших (великих) деревянных бил

Металлические била относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Звук извлекается металлическим, деревянным или пластмассовым молотком и зависит от формы била, материала и веса била и молотка, а также силы и места удара.

В зависимости от количества металлических бил они могут по-разному использоваться в звонах (как самостоятельно, так и вместе с колоколами) и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне и т. д.).

Примеры металлических бил (клепал), используемых в православном звоне, показаны на рис. 3.

Рис. 3. Примеры металлических бил (клепал)

2.2.7. Колокола могут иметь самые различные размеры, форму, материал и способ изготовления. Однако в России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определенные соотношения диаметра, толщины и высоты и дает богатый тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). При этом подточка колоколов, как правило, не практиковалась, но и не запрещалась.

Колокола относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. В старину для извлечения звука колокола использовался «очепной» способ звона, то есть путем качания самого колокола (такой способ еще остался в Пскове-Печерском монастыре и некоторых других обителях). Однако сегодня в большинстве случаев звон происходит традиционно русским, «язычным» способом, то есть качанием языка и ударением его о неподвижно висящий колокол.

В зависимости от количества колоколов они могут по-разному использоваться в звонах и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне или звоннице, в куполе храма и т. д.).

Примерный вид колокола с названием его основных частей дан на рис. 4.

Рис. 4. Примерный вид колокола и его основные части

В целях лучшего сохранения нашего исторического наследия необходимо добиваться (требуя от производителей или проводя своими силами) паспортизации всех колоколов и бил, имеющихся в храмах и монастырях, с указанием не только веса, материала, основных размеров и внешнего вида, но и с регистрацией звуковых характеристик.

2.2.8. В случае одновременного использования нескольких колоколов и металлических бил (каждые в отдельности или вместе) полнозвучная звонница по традиции состоит из трех групп: большие (благовестники) -1-5 шт., средние (подзвонные) - 2 и более штук и малые (зазвонные) - 2-4 шт.

Каждая из этих групп колоколов и/или бил имеет свою партию звучания, что и учитывается звонарями при составлении композиции звона.

2.2.10. В связи с ритмической основой православного звона звонница из колоколов и металлических бил подбирается не по нотам, а по благозвучию с учетом особенностей звучания каждого колокола или била.

2.2.11. Установка и оборудование звонниц из колоколов и металлических бил должны вестись с

учетом выбора основного направления звона, обеспечения условий для свободного выхода звука в окружающее пространство, удобства и безопасности работы звонаря, а также с принятием всех мер (технических и организационных) по достижению своевременности и синхронности звона с богослужением.

2.2.12. Перед использованием в церковном звонеколокола и била обязательно освящаются в соответствии с Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона, помещенным в Требнике.

2.3. О звонаре

2.3.1. К звонарскому делу допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. При этом начинающий звонарь должен получить не только первоначальные навыки практического звона, но и минимальные знания о богослужении и безопасности работы с колоколами и билами.

2.3.2. Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью.

2.3.3. Перед каждым богослужением звонарь обязан получить у настоятеля или служащего священника благословение на начало звона, а также, возможно, другие указания, связанные с его проведением.

2.3.4. Перед началом звона звонарь должен настроиться духовно и психологически, проверив подвеску и состояние колоколов и бил и продумав композицию звона от начала до конца. По традиции после крестного знамения церковный звон должен начинаться и сопровождаться чтением псалмов 118-го или 50-го (в соответствии с Типиконом) или по благословению настоятеля любой, соответствующей богослужению молитвы.

2.3.5. При выполнении звонов звонарь должен руководствоваться уставными документами, существующими канонами, местными традициями, символом внутренним смыслом) звона в каждом конкретном богослужении и, конечно, указаниями настоятеля или служащего священника.

2.3.6. Звонарю надо помнить, что он является как бы связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарю необходимо изучить не только основы православного звона, но и постоянно совершенствовать свое мастерство, хорошо знать богослужение, углублять духовное (внутреннее) содержание своих звонов, что немыслимо без воцерковленности звонаря и его постоянного окормления настоятелем или духовником.

2.3.7. В случае группового звона, для достижения его слаженности и красоты, всем звонарям еще до начала звона необходимо ознакомиться с особенностями звонницы, выбрать «ведущего» звонаря и договориться о размерности, композиции, динамике и других условностях в звоне.

2.3.8. Звонарь должен чувствовать себя на звоннице или колокольне заботливым хозяином, что предусматривает знание мер безопасности работы с колоколами и билами, регулярное наблюдение за ними и их подвеской, своевременное выявление и устранение всех недостатков.

Звонарь отвечает также за своевременность и синхронность звонов во время богослужений, для чего возможно использование позывного колокольчика (ясака, кандии) или технических средств: электролампочки, электрозвонка, радиотрансляции, рации и т. д.

Если в храме имеется несколько звонарей, то среди них назначается старший, отвечающий за порядок на звоннице и правильность исполнения церковного звона.

2.3.9. Несмотря на определенную регламентацию, церковный звон в каждом храме или монастыре (в силу специфики звонниц, богослужений и традиций) разный. Поэтому в обязанности звонаря входит подробное описание своей колокольни или звонницы, всех колоколов и бил, обустройства звонниц и способа звона, а также сведения о звонарях, видах звона (желательно с их записью в любой форме) и Чине (Уставе) звона в своем храме или монастыре на весь год.

Данная информация должна храниться в архиве храма или монастыря и служить основой для передачи традиций православного звона последующим поколениям звонарей.

2.4. Канонические звоны

2.4.1. Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием - им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о нашем Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и жизни вечной на Небесах.

Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

2.4.2. Полный Чин православного звона, возникший на Руси с древних времен и сохранившийся

еще в некоторых монастырях, состоит из поочередного использования всех видов бил и колоколов в соответствии с их символом и торжественностью.

После получения благословения на проведение звона звонарь клеплет в малое (ручное) деревянное било, обходя с ним обычно вокруг храма, в котором будет проводиться богослужение, и делая короткие остановки с четырех сторон света для возглашения молитв.

Затем он подходит к большому (великому) деревянному билу и также ритмически ударяет в него, произнося единожды псалом 50-й или другую соответствующую богослужению молитву.

После этого начинается клепание в металлическое било (или била) с прочтением единожды псалма 50-го или другой молитвы.

И, наконец, в праздничные и воскресные дни чин звона завершается звоном в колокола.

Такой Чин православного звона объединяет древнейшие традиции Православия и веяния новых времен. Приведенный выше порядок может видоизменяться в зависимости от наличия тех или иных средств звона, а также от местных традиций и традиций в каждой обители. И здесь не может быть никакого противопоставления между билами и колоколами. Вот, например, как выражали отцы Церкви смысл и единение бил и колоколов в православном звоне: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю исшедшее вещание Евангелия. А ударение в металлические била

и колокола выражает нам будущий Суд и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к Суду общему».

2.4.3. В силу исторических причин сложилось так, что на Руси, начиная с XV века, колокола стали посте пенно заменять била и в настоящее время в подавляющем большинстве храмов и монастырей используют ся только звонницы из колоколов и/или металлических бил.

При этом различают 4 вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

2.4.4. Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполняться

и во время богослужения.

Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даваться также другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т. д.

Как отдельный звон перед началом богослужения благовест начинается обычно тремя редкими (с достаточно длительными паузами) ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

В зависимости от богослужения благовест бывает обыкновенный (частый или в два края колокола) или постный (редкий или в один край колокола). В великие праздники благовест осуществляется с участием самого большого колокола в звоннице и сам звон, как правило, звучит чаще, громче и дольше.

Помимо обычного благовеста в православном звоне существует еще так называемый валовой, или большой, благовест, когда удары в самый большой колокол или било перемежаются с другим большим колоколом или билом.

Время для благовеста определяется настоятелем в зависимости от вида службы и традиций: в соответствии с Типиконом единожды прочтение 118-го псалма или прочтение 12 раз 50-го псалма, определенное время (10-30 минут) или количество ударов: 12, 25, 30, 40, 50, 60 и т. д. (в зависимости от символа звона).

2.4.5. Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти.

Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол или било от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

При переборе одиночные удары в колокол или било обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (е учетом индивидуального звучания колоколов и бил) и сильного дружного удара «во вся».

2.4.6. Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Перезвон по одному разу в каждый колокол или било с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Чтобы скорбный звон, относящийся ко Господу, Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых, смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляют более быстрыми и равномерными ударами.

Перезвон по несколько раз в каждый колокол или било - обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, Крест (Страсти Господни) и Полноту Веры (Славу Божию) - совершается многократно и одновременный удар в несколько колоколов или бил (удар «во вся») выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Данный вид перезвона хотя и является скорбным, однако считается более торжественным и осуществляется по-разному в зависимости от праздника, местных традиций или как скажет настоятель.

2.4.7. Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов или бил, каждая из которых имеет свою партию. При этом по установившейся традиции в трезвоне используется обычно размерность такта три четверти (3/4) или четыре четверти (4/4) и может участвовать только тот самый большой благовестник (колокол или било), который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньше можно, но не больше).

При исполнении отдельно трезвона обычно имеются 3 отрезка: начало (затравка), собственно звон и окончание (концовка). Затравка обычно представляет собой три редких удара в благовестник, символизирующих Святую Троицу, или другие варианты. Основная часть трезвона (собственно звон) может исполняться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии), каждый из которых иногда оканчивается аккордом 1, 2 или 3 раза по номеру стиха. Причем каждая такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Заканчивается трезвон обычно троекратным аккордом или другим способом.

Несомненно, трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность (т. е. избегая различных излишеств). Продолжительность трезвона определяется прочтением единожды псалма 50-го или определенным временем, исходя из характера праздника, конкретных условий или указаний настоятеля.

Цитата сообщения Православный колокольный звон

«Колокол - это молитва в звуке, икона звучащая»


Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.


Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала . Била кандии ) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками. И только в конце X века появились колокола.
Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.


Международный Центр Колокольного Искусства представляет уникальную архивную запись Праздничного звона в исполнении легендарного мастера Ивана Васильевича Данилова и его ученика Андрея Анатольевича Дьячкова. Архангельск, музей деревянного зодчества Малые Корелы, 1997 год.

Виды звонов и их названия

Колокольный звон разделился на три основных вида:

Благовест
Перезвон, перебор
Собственно звон

Благовест - это одиночные размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. В слове "бла говест" ударение ставится на первый слог! "Благовест" - это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется - благовестником!
Перезвон - это поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым, перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.

Благовест предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест "...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение" - говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники - в праздничный колокол, перед воскресными службами - в воскресный колокол.

Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

Должность звонаря исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. "Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю" (Типикон, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет примерно 10 минут.

В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве. Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия .


На сегодняшний день многие храмы до сих пор хранят уникальные подборы церковных колоколов. Троицо-Сергиева Лавра, Ново-Девичий московский монастырь, Кирилло-Белозерский вологодский монастырь, Архиерейский двор и Успенский собор в Ростове Великом - и этот список памятников российской истории можно перечислять ещё долго. Под понятием «подбор колоколов» понимается подбор определённого количества колоколов, собранных в конкретном монастыре или храме. Такой подбор создаёт полную музыкальную гармонию всех тонов и звуков, издаваемых различными по размерам колоколам. Бывали случаи, когда подбор конкретного храма собирался на протяжении длительного времени. Так подбор, существующий в Троице-Сергиевской Лавре, собирался целых 486 лет. В этом подборе до сих пор хранятся колокола, датируемые 1422 годом. Большинство уникальных колоколов не смогли пережить жуткую эпоху безбожия в России, когда советская власть варварски разоряла храмы и уничтожала их имущество. Правда, во время Великой Отечественной войны советское правительство предприняло попытку провести некоторое восстановление некоторых русских храмов с их колокольнями.


Целебный колокольный звон

В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определённый лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяют в лечении психосоматических заболеваний. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Это математически вычислили в научной лаборатории московского ЗИЛа при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Доктор технических наук Б. Н. Нюнин создал точную диаграмму направленности излучения колокола. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу. Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека. Один из питерских психиатров лечит психические заболевания именно колокольным звоном. Впрочем, мистическому звуку подвластны не только душевные недуги. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! Оказалось, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы энергии.Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Причём против каждой конкретной хвори - специальным звоном.

Недаром говорится: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал". Православный человек рождался, жил и умирал со звоном. Известны многочисленные случаи, когда внезапно раздавшийся удар колокола предотвращал преступление и самоубийство, приводил к раскаянию, призывал в храм отчаявшегося человека, который получал в нём успокоение и обретал жизненные силы и смысл существования.

Звоны северные.mp3 в исполнении Владимира Петровского

Название

время

объём

4.41

1650

3.00

1064

3.17

1159

4.27

1568

4.47

1687

5.55

2088

8.21

2939

5.50

2055

На правах рекламы Любите ли Вы Италию? Я Вас спрашиваю: любите ли Вы Италию, как люблю ее я? Побережье Лигурийского моря - Версилия отличается от других регионов Италии тем, что здесь Вас ждет очень демократичная роскошь. Желающих просто поваляться ждут роскошнейшие песчаные пляжи с зонтиками, шезлонгами, лежаками. Вам не придется тесниться на узенькой полосе у моря, так как расстояние между зонтами, а это значит Ваша территория, 4-5 метров, так что никто не заслонит Вам солнца. Персональные кабины для переодевания, где можно оставить одежду на все время, проводимое у моря, душ, кафе – это то, что делает Ваш отдых удобным и беззаботным. Для отдыхающих с детьми есть парк развлечений с аттракционами. Квалифицированные русскоговорящие няни займутся Вашим ребенком, если Вы захотите вечером пойти на дискотеку, которых здесь множество. Живая музыка, удивительные голоса, средиземноморская кухня оставят незабываемое впечатление о пребывании здесь, и Вам захочется возвращаться сюда снова и снова. И в этом Вы будете не одиноки, т.к. российская элита, звезды кино и эстрады давно облюбовали наше побережье. Тоскана это, по утверждению экспертов, красивейший регион Италии, насыщенный памятниками истории и культуры, как никакой другой регион в мире. Здесь Вас ждут и знаменитая падающая пизанская башня, и сокровища Флоренции, Лукки, Сиены, и множество памятников Древнего Рима. А если Вы захотите приобрести здесь апартаменты или виллу и постоянно наслаждаться всеми дарами природы и цивилизации, поможем Вам и в этом. Ну, и конечно же, находясь в Италии Вы совершите замечательный шопинг - одежда, обувь, аксессуары лучших итальянских производителей по самым низким цена! А в январе и в июле Вас ждут грандиозные сезонные распродажи. В ближайшее время я буду публиковать посты о нашем крае, его истории, культуре, мероприятиях (среди которых знаменитый карнавал в Виареджо, фестиваль музыки Пуччини) и почему Вы непременно должны побывать у нас. Так что всех заинтересовавшихся прошу ко мне на огонек, т.е. в блог, а с конкретными вопросами по поводу отдыха и приобретения недвижимости в личку. Сотрудничаем как с физическими, так и с юридическими лицами. Arrivederci, amici!