Первый Вселенский Собор: за что Арию дали пощечину. Первый Вселенский Собор: за что Арию дали пощечину Арий вернулся

Арий – один из известнейших еретиков; род. в 256 г., в Ливии (по другим, в Александрии); ум. в Константинополе. Он получил воспитание под руководством Лукиана, пресвитера в Антиохии, и занимал видное положение в качестве пресвитера в церкви александрийской, когда начался арианский спор с епископом Александром (в 318 г.) касательно вечного божества Христа и Его равенства с Отцом, которое он отрицал, думая, что Христос имел иную сущность и был созданием Отца, хотя и сотворен был раньше мира. По описанию, это был высокий, тощий человек, с нависшими бровями, весьма суровыми обычаями, обладал значительною ученостью и мягкою, заманчивою речью, но отличался сварливым характером. Молчание его противников положительно доказывает, что общий нравственный характер его был безупречен (подобно характеру Нестория и Пелагия); и если бы не его ересь, то он пользовался бы высоким уважением. Противники его говорили, что действительной причиной его противодействия Александру было личное недовольство на то, что его самого не избраны епископом; но его воззрения, воспринятые им в антиохийской школе, достаточно объясняют направление его мысли и течение его жизни. Осужденный собором александрийским (в 320 г.), он оставил город, но был любезно принят как Евсевием кесарийским, так и Евсевием никомидийским, и видимо его идеям сочувствовали довольно многие в Азии. Между ним и Александром достигнуто было примирение; но едва он возвратился в Александрию, как опять возгорелся спор, и с еще большим ожесточением, так что весь христианский мир был раздираем спорами. Оказалось необходимым созвать вселенский собор и на нем, не смотря на своих многих и сильных друзей, Арий был осужден (325 г.), и изгнан в Иллирию. Вскоре, однако, наступила реакция в его пользу. Евсевиева партия еще открытее стала на его сторону, и чрез Констанцию, сестру императора, он получил доступ ко двору. Он формально был возвращен из изгнания, и все вожди Евсевиевой партии собрались в Константинополе, чтобы обратно принять его в лоно церкви, когда он скоропостижно умер накануне этого торжества (в 336 г.), имея более 80 лет от рода, – в такое время и так, что православные не могли не видеть в этом прямого действия Промысла Божия и осуждения его учения, между тем как его сторонники приписывали его смерть яду. Афанасий Великий рассказывает об этом событии в одном письме к Серапиону на основании свидетельства одного священника, Макария константинопольского (De Моrte Аrii, Opera, изд. Бенедикт. т. И, стр. 1, 340), и Епифаний (Haer. 68, с. 7) сравнивает его смерть со смертью Иуды предателя. Сократ (Церк. Ист. 1, 38) дает следующий рассказ: «Выходя из императорского дворца, сопровождаемый толпой евсевиевых приверженцев, как телохранителями, Арий гордо проходил посреди города, обращая на себя внимание всего народа. По приближении к месту, называемому Константиновой площадью, где воздвигнута колонна из порфира, ужас, происходящий от сознания своего нечестия, охватил его, и сопровождался сильною болью в животе. Поэтому, он спросил, нет ли тут где по близости удобного места, и, когда ему указали заднюю часть Константиновой площади, он поспешил туда. Вскоре затем с ним сделался обморок, и вместе с испражнениями вышли его внутренности, сопровождаемые обильным геморроидальным истечением и выпадением малых кишок. Затем, вместе с излиянием крови вышли части его печени и селезенки, так что он почти немедленно умер». Созомен (Церк. Ист. 2, 30) передает подобный же рассказ, и прибавляет, что впоследствии долго все с ужасом избегали места, на котором умер Арий, пока один богатый арианин не купил этого общественного места, и не построил на нем дом, чтобы увековечить память о смерти Ария.

Главное сочинение Ария, под заглавием «Фалия» – «Пир», написанное им во время его пребывания у Евсевия никомидийского, представляет собою защиту его учения в занимательной популярной форме, полу-поэтической, полупрозаической; но за исключением нескольких фрагментов в творениях Афанасия Великого, оно не дошло до нас. Сохранились письмо его к Евсевию никомидийскому и письмо к Александру александрийскому. Его лжеучение о божестве Христа и отношении Его к Отцу приобрело ему известность, далеко превосходящую действительные его таланты и ученость. Неандер приписывает ему остроумие, но ограниченный ум без творчества. Главными источниками жизни и характера Ария, кроме фрагментов его собственных сочинений, служат творения Афанасия, 68 и 69 главы сочинения Епифания об ересях, церковные истории Сократа, Созомена, Феодорита и Филосторгия. См. также сочинения, указанные п. сл. Арианство.

От избранных Божиих по вере , богоразумных, святых чад, правоверных , приявших Святого Божия Духа, причастников премудрости, мужей образованных, богоучимых и во всем премудрых научился я сему. По их единомысленно шествуя следам, пришел я, оглашаемый всюду, много пострадавший за Божию славу, и, от Бога научившись мудрости, уведал я ведение (γνῶσιν έγ ώ ἔγνων ). <...> не всегда был Отцом, но было, когда Бог был один и не было еще Отца; впоследствии же соделался Он Отцом. Не всегда был Сын. Поскольку все произошло из не-сущего и все происшедшее есть тварь и произведение, то и самое Божие Слово произошло из не-сущего; и было, когда не было [Слова], и не было, пока не произошло, и Оно имело начало создания. Один был Бог, и не было еще Слова и Премудрости. Потом, восхотев сотворить нас, создал одного некоего и наименовал Его Словом, Премудростью и Сыном, чтобы посредством Его сотворить нас. <...> Две есть Премудрости: одна собственная и сосуществующая (τ ῇν ἰδἰαν καἰ συνυπαρχουσαν ) Богу; Сын же рожден этой Премудростью и, как причаствующий (μετέχοντα ) ей, лишь наименован Премудростью и Словом. Ибо Премудрость от Премудрости осуществилась волей премудрого Бога. В Боге есть другое Слово кроме Сына, и Сын, как причаствующий Его , наименован по благодати Словом и самим Сыном. <...> Много есть сил, и как одна по природе (φὐσει ) собственно (ὶδἰα ) есть Божия и вечная сила, так Христос есть не истинная Божия сила, но Он есть одна из названных сил, между которыми и жуки, и гусеницы называ ются не только силою, но и силою великою (). Есть много и других сил, и они подобны Сыну, о которых воспевает Давид, говоря: «Господь сил» (). И подобно всем этим силам, и само Слово по природе изменяемо, по собственной же свободе, пока хочет, пребывает совершенным; а если пожелает, может измениться, потому что Оно, как и мы, изменяемой природы. Потому Бог, предуведав, что Слово будет совершенным, предварительно даровал Ему ту славу, какую человек стал иметь впоследствии за добродетель; поэтому из-за дел Его, которые предуведал (προέγνω ) Бог, сотворил таковым, каким стало Оно ныне. <...> Слово – не истинный Бог; а если и называется Богом, то не истинным, а по причастности благодати; как все иные, так и Оно по имени только сказывается Богом. И как все чужды и неподобны (ἀνομοἰων ) Богу по сущности, так и Слово по всему неподобно Отчей сущности и свойств (ἰδιοτητὁς ); состоит же в свойстве (ἴδιος ) с произведенным и тварным и находится среди них. <...> То, как Отец существует (ὐπἀρχει ) невидимо (ἀὁρατος ) для Сына, и Слово не может совершенно и в точности ни видеть, ни знать Своего Отца; а что познаёт и видит, то знает и видит сообразно (ανἀλὁγως ) мерам Своим, как и мы познаём согласно собственным силам. Ибо и Сын не только не знает Отца в точности, ибо немощен, чтобы постигнуть (καταλαβεἴν ) [Его], но даже не знает Своей сущности Сын . <...> Разделены по природе, разобщены, разлучены, чужды и непричастны (ἀμέτοχοἰ ) одна другой сущности (αἰοὐσἰαι ) Отца, Сына и Святого Духа и до бесконечности (έπ ’ ἄπειρον ) во всем неподобны между собою по сущностям и по славам. По крайней мере, Слово, что касается подобия славы и сущности, совершенно чуждо тому и другому – и Отцу, и Духу Святому. <...> Сын существует отдельно (δι ῃρημένον ), Сам по себе, и совершенно непричастен (ἀμέτοχον ) Отцу.

Бог не всегда был Отцом, но стал Им впоследствии; не всегда был Сын, Его не было, пока не рожден. Он не есть от Отца, но произошел из не-сущего, не есть собственно от Отчей сущности, потому что тварь и произведение. Христос – не истинный Бог, но Он обожен (ἐθεοποι ήθη ) по причастности (μετοχ ῇ). Сын не знает в точности Отца; Слово не видит Отца в полноте; Слово не разумеет и не познает Отца в точности. [Христос] не есть истинное и единственное Отчее Слово, но по имени только нарицается Словом и Премудростью и по благодати нарицается Сыном и Силою. Он не есть неизменяем, как Отец, но изменяем по природе, как и твари, и немощен, чтобы совершенно постигать Отца.

Афанасий Александрийский.

Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской 15

Сам Бог, поскольку Он таков, для всех неизречен. Он один не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству; песнословим Его безначальным ради имеющего начало; чествуем Его вечным ради рожденного во времени. В начало созданного положил Сына Безначальный и, чадо-творив Его, приял Себе в Сына. Ему [Сыну] несвойственно ничто из ипостасно свойственного Богу (ἰδιὀτητος ), потому что не равен и не единосущен (ὁμοοὐσιος ) Ему. Премудрый же есть Бог, поскольку Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что невидим для всех, есть то, что Он невидим и для тех, что через Сына, и для Самого Сына. Скажу точнее о том, как Невидимый бывает видим Сыном: по той же силе, по какой может видеть Бог, в своей мере доступно Сыну видеть Отца, сколь позволительно. Таким образом, есть Троица, но славы неподобны, и несмесны (ἀνεπἰμικτοι ) между собою их ипостаси, одна до бесконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сыну (ξένος τοῦ υιοῦ κατ ’ οὐσιαν ), потому что существует безначально. Разумей, что была Монада, Диады же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог-Отец. Потому Сын, не быв (ибо Он осуществился по Отчему изволению), есть Единородный Бог (μονογενἡς θεος ) и чужд тому и другому (έκατέρων ἀλλὁτριος ). Премудрость осуществилась как Премудрость по изволению премудрого Бога. И таким образом примышляется под многими таковыми примышлениями – Духом, Силою, Премудростию, Славою Божиею, Истиною, Образом, Словом. Разумей также, что примышляется и Сиянием, и Светом. Совершенный может родить равного Сына; но превосходнейшего, или более совершенного, или большего не может. Каков Сын, как велик, с какого мгновения, из чего и как скоро произошел от Бога – Он есть по Божиему изволению; сый крепкий прославляет в Свою меру Совершенного. Кратко сказать: Бог существует неизреченным для Сына, потому что несказанно то, что есть Он Сам для Себя; и потому ни единого из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему исследовать Отца, каков Он Сам в Себе. Ибо Сын не знает и Своей сущности: будучи Сыном, истинно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца знал Породившего через постижение? Явно, что имеющему начало невозможно ухватить или объять умом Безначального, каков Он есть.

Афанасий Александрийский.

К епископам Египта и Ливии (окружное послание против ариан) 12

Бог не всегда был Отцем; не всегда был Сын; но как все сущие из не-сущего, так и Сын Божий из не-сущего; и как все сущие суть твари, так и Он – тварь и произведение. Как все сущие не были прежде, но появились, так было некогда, что и само Божие Слово не было, и Оно не было, пока не рождено, и имеет начало бытия. Ибо тогда появилось, когда угодно стало Богу сотворить Его; ибо и Оно – в числе остальных дел [Божиих]. И хотя Оно – изменяемо по природе (τ ῇ μέν φὐσει τρεπτὁς ), но, по собственной свободе, насколько хочет, пребывает совершенным. Но если бы пожелало, то может и Оно измениться, как и все прочее. Потому-то по предуведению, что Оно будет совершенным, предварительно даровал Ему ту славу, какую впоследствии стало бы иметь за добродетель; посему за дела Свои, которые предуведал Бог, и стало Оно ныне таковым. <...> Христос – не истинный Бог, но Он, как и все другие, именуется Богом по причастности (μετοχ ῇ). <...> [Сын] не есть по природе во Отце, и собственное Слово Его сущности, и собственная Его Премудрость, Которою и этот мир сотворен 2 , но иное есть в Отце собственное Его Слово, и иная есть в Отце собственная Его Премудрость, каковою Премудростью сотворил и Слово сие. Сам же Господь сей называется

Послание Ария к Александру Александрийскому .

Афанасий Александрийский. Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской 16 .

Блаженному Папе и Епископу нашему Александру пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться.

Вера наша, приятая от предков, какой научились и от тебя, блаженный Папа, такова: ведаем единого Бога, единого Нерожденного, единого Вечного, единого Безначального, единого Истинного , единого Имеющего бессмертие , единого Премудрого , единого Благого , единого Властителя, всех Судию , Правителя, Домостроителя; Непреложного и Неизменяемого, Праведного и Благого, – сего Бога Закона, Пророков и Нового Завета, прежде времен вечных породившего Единородного Сына, Которым Он сотворил и веки, и всяческая, породившего же не мнимо (δοκ ήσει ), но истинно. Собственным изволением поставившего (ὐτ ήσαντα ) непреложную, неизменяемую (ἄτρεπτον ) тварь Божию совершенную, но не как одну из тварей; рождение (γέννημα ), но не как одного из рожденных (τῶν γεγεννημἐνων ); не исторжение (προβολἡν ), каково Отчее рождение по учению Валентина; не единосущную часть (μέρος ὁμοοὐσιον ), каково Отчее рождение по изъяснению манихея; не Сыноотца, как наименовал Савеллий, разделяя Монаду; не светильник от светильника или свеча, разделенная на две, как говорил Иеракас, и не прежде сущего, впоследствии же рожденного или возведенного в Сына – как и сам ты, блаженный Папа, среди церкви и на Соборе многократно осуждал дающих эти толкования; но, как мы говорим, по воле Божией прежде времен и веков сотворенного и жизнь и бытие приявшего от Отца, Который поставил (συνυποστ ήσαντος ) вместе с Ним и Его славу. Ибо Отец, дав Ему все в наследие, не лишил Себя того, что имеет в Себе нерожденно, потому что есть источник всего. Посему три Ипостаси.

И как Бог, Причина всего, единственно безначален (ἄναρχος ), так Сын, вне времени (ἀχρἀνως ) рожденный от Отца, и прежде веков сотворенный, и положенный в основание (θεμελιωθεὶς ), не был, пока не рожден, но вне времени рожденный прежде всего один есть от Отца. Ибо Он не вечен, или не совечен, или не сонерожден со Отцом; и не вкупе со Отцом имеет бытие, как отношение(τἀ πρὀς τι ) , что утверждают иные, вводя два нерожденных начала; напротив того, есть как Монада и начало всего, так же и до всего, а потому и до Сына, как мы научены этому тобою, проповедавшим среди церкви. Поскольку [Сын] от Бога имеет бытие, от Бога преданы Ему и слава, и жизнь, и все, поскольку Бог Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и сущий прежде Его. Если же сказанное: «из Него» (Рим11: 36), «из чрева» (), «исшел от Отца и иду ко Отцу» () иными разумеется так, что Сын есть часть единосущного и исторжение, то Отец будет, согласно им, сложным(σὐνθετος ), делимым(διαιρετὁς ), изменяемым; бесплотный Бог, вследствие положения их, потерпит все сообразное телу.

Афанасий Александрийский.Послание к брату Серапиону (о смерти Ария)

Афанасий брату и сослужителю Серапиону желает о Господе радоваться. Прочел я писанное твоим благоговением, где убеждаешь меня известить тебя и о касающемся до меня, и о настоящих событиях, и о нечестивейшей ереси ариан, за которую потерпел я все это, также о том, какой конец жизни имел Арий. Из трех этих требований два исполнил я охотно и послал к твоему благочестию писанное мною к монахам, потому что из этого можешь узнать касающееся и до меня, и до ереси. Писать же о последнем, то есть о смерти, долго не решался я, опасаясь, чтобы не подумал кто, будто бы насмехаюсь над человека сего. Но Поелику – при бывшем у вас рассуждении об ереси, вопрос остановился на том, вступив ли в общение с , кончил жизнь Арий, – повествованием о смерти как бы решается этот вопрос, то по необходимости принял я на себя труд рассказать об этом, рассуждая, что сделать это известным значит то же, что заставить наконец молчать охотников до спора. Ибо, как думаю, узнав о чуде, бывшем при смерти, и сами предлагавшие прежде вопросы не осмелятся сомневаться в том, что богоненавистна арианская ересь.

Меня не было в Константинополе, когда Арий кончил жизнь, но был там пресвитер Макарий, и я слышал, что им было рассказано. Арий, по настоянию Евсевиевых приверженцев, призван был царем Константином, и, когда явился, царь

спросил его: содержит ли он веру вселенской Церкви? Арий поклялся, что верует право, и подал письменное исповедание веры, не сказав в нем, за что извергнут был из Церкви епископом Александром, и вместе прикрываясь изречениями Писания. Посему, когда клятвенно подтвердил, что не держался тех мыслей, за которые изверг его Александр 1 , тогда царь отпустил его, сказав: «Если вера твоя правая, то хорошо сделал, что поклялся. Если же вера твоя нечестива и ты поклялся, то по клятве твоей будет судить дело твое». Когда же, таким образом, вышел он от царя, Евсевиевы приверженцы хотели ввести его в церковь, с обыкновенным для них насилием. Но Константинопольский епископ, блаженной памяти Александр, воспротивился этому, говоря, что изобретателя ереси не должно принимать в общение. Наконец Евсевиевы приверженцы стали говорить с угрозою: «Как без вашего соизволения сделали мы, что царь призвал его к себе, так и наутро – хотя и не будет на это согласия твоего – Арий будет с нами присутствовать при богослужении в этой церкви». День же, когда говорили это, был субботний.

Епископ Александр, выслушав это и весьма опечалившись, входит в церковь, воздевает руки к Богу, заливается слезами и, повергшись на лице свое в святилище, простертый на полу, молится. С ним был и Макарий, вместе молился и выслушал произносимые им слова. епископа заключалась в этих двух прошениях: «Если Арий наутро будет с нами при богослужении, то разреши меня, раба Твоего, и вместе с нечестивым не погуби благочестивого. А если щадишь Церковь Свою (знаю же, что пощадишь ее), то призри на слова Евсевиевых приверженцев и наследия Твоего не предай на истребление и поругание; изми от нас Ария, чтобы, когда войдет он в церковь, не казалось, что входит с ним и ересь, и нечестие не было уже признаваемо благочестием». Так молился епископ и с великою заботою вышел из храма. И случилось нечто чудное и необычайное. Когда Евсевиевы приверженцы делали угрозы, тогда епископ молился, Арий же твердо полагался на Евсевиевых сообщников. И, много суесловив, идет он в нечистое место для удовлетворения нужды и внезапно, по Писанию, «ниц быв, проседесе посреде»

Для «обиженных епископов» арианские споры стали просто поводом самоутвердиться, Арий был им нужен только как знамя. Сократ Схоластик отмечает, что увлекшиеся политикой владыки «наделали миру еще более беспокойства, чем прежде» - арианские споры разгорелись с новой силой...

Арий, 1493 г.

Для начала Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский начали хлопотать о возвращении Ария в Александрийскую Церковь. Таким образом «обиженные епископы» думали отомстить александрийскому владыке Александру за своё унизительное поражение на Никейском Соборе. Кроме того, введение Ария в Александрийскую Церковь означало бы окончательный крах политики противников учения мятежного пресвитера, означало бы, что арианство и ортодоксальная, православная ветвь христианства стали как минимум равноправными. А от равноправия до полного и окончательного торжества - один шаг. И этот шаг было не так и сложно сделать - учитывая выдающиеся способности лидеров арианства к политическим интригам.

Евсевий и Феогнис тем более были уверены в успехе, что один из самых авторитетных их противников - святитель Александр Александрийский - скончался.

Святитель Александр Александрийский

Однако, попытки вернуть в Александрию Ария натолкнулись на упорное сопротивление преемника святителя Александра, нового епископа Александрии - Афанасия.

Новый непреклонный епископ Александрии - Афанасий

О епископе Афанасии читаем в книге Сократа Схоластика: «Руфин рассказывает, что, будучи еще ребенком, Афанасий со своими сверстниками уже играл в священную игру: это было подражание священству и сословию посвященных. В сей игре Афанасий получал престол епископа, а из прочих детей каждый представлял либо пресвитера, либо диакона. Такую игру дети повторяли всякий раз в тот день, когда совершаема была память мученикам и епископа Петра. В это время александрийский епископ Александр, проходя мимо, увидел игру детей и, призвав к себе их, спрашивал у каждого, которое лицо кто из них представлял в игре, и по игре старался предузнать что-нибудь касательно их особенностей. Он приказал также водить этих детей в церковь и учить их, особенно же Афанасия. Последнего, когда он пришел в совершенный возраст, Александр рукоположил в диакона и взял с собою в Никею как помощника себе на тамошнем Соборе».

Святитель Афанасий Великий

Епископ Афанасий, который войдёт в историю как святитель Афанасий Великий, оказался таким же непреклонным, как и его предшественник на александрийской кафедре. Эрмий Созомен Саламинский рассказывает о спорах Афанасия с Евсевием Никомедийским: «Сперва писал к нему Евсевий и в своих письмах старался расположить его к принятию последователей Ария; если же не послушается, то грозился неписьменно сделать ему зло. Но (Афанасий) не соглашался на это, утверждая, что изобретатели ереси для искажения истины, - люди, низверженные никейским Собором, приняты быть не могут». И все старания принудить владыку Афанасия принять Ария в свою Церковь оставались напрасными.

Владыка продолжал настаивать: негоже православным принимать в общение заведомых еретиков. Стало понятно, что вернуть Ария в Александрию можно только если убрать из Александрии епископа Афанасия. Ариане снова прибегли к своему излюбленному оружию - к политическим интригам.

Очередные политические интриги ариан

Против александрийского владыки объединились епископы Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Марис Халкидонский, Евсевий Кесарийский, Урзакий Сингидонский и Валент Мурсийский. Сократ Схоластик повествует о кознях, которые строили Афанасию ариане: «Сперва стали нападать на рукоположение его и утверждали, что он не заслуживал епископства и избран людьми не достоверными. Но с этой стороны Афанасий был явно выше клеветы, потому что с жаром подвизался за никейскую веру, быв к тому уполномочен александрийской Церковью... Итак, Евсевий писал Афанасию и просил его принять Ария с единомышленниками. Но в послании его излагались просьбы, а во услышание всех - угрозы. Видя однако же, что Афанасий никак не слушается, Евсевий решился уговорить царя, чтобы он позволил Арию явиться пред ним и потом дал ему права ехать в Александрию».

Император Константин Великий поверил интриганам и отдал соответствующие распоряжения: Арий получил право вернуться в Александрию и начать проповедь. Однако, святитель Афанасий отказался подчиниться даже самому императору. По свидетельству Сократа Схоластика, не взирая на приказы, «Афанасий не принимал приехавшего в Александрию и отвращался от него, как от скверны» . Таким образом Афанасий рисковал навлечь на себя царский гнев. Письма Константина александрийскому владыке становились всё более грозными: «Имея доказательство моей воли, ты должен позволять беспрепятственно вступать в Церковь всем, кто желает вступить в нее. Если я узнаю, что ты воспрепятствовал кому-нибудь присоединиться к Церкви, или возбранил вход в нее, тотчас пошлю низложить тебя, по моему приказанию, и вывести из тех мест».

Арий вернулся. Арий продолжает вносить распри

Арий

Тем временем, Арий продолжал распространять своё учение, которое вносило распри в христианское сообщество. Эрмий Созомен свидетельствует: «Арианство снова сделалось причиною смятений: народ и клир начали прерывать взаимное общение,- и вражда за Ариевы мнения возгорелась не только в Александрии, но и в других городах, особенно же в Вифинии, Геллеспонте и Константинополе» . При этом ариане убеждали императора в том, что главные причины раздоров - «упрямство и несговорчивость Афанасия» . Заключив союз с другими еретиками, мелетианами, «начали они клеветать Константину, будто Афанасий - причина всех беспокойств и смятений в обществе верующих, потому что он отвергает желающих вступить в Церковь; между тем как, если бы это было дозволено,- все пришли бы к единомыслию. Истину такой клеветы на него подтверждали равным образом многие из епископов и клириков (преемника Мелетиева) Иоанна. Часто приходя к царю, себя выдавали они за православных, а Афанасия и его епископов обвиняли в убийствах, узах, несправедливых побоях, ранах, и сожжении церквей». Интересные параллели с нашим временем провести можно, кстати...

В конце концов, владыка Афанасий был вынужден оставить Александрию и, по императорскому указу, отправился в ссылку, в Галлию. Арий со своими единомышленниками немедленно въехал в Александрию и - слово Сократу Схоластику - «Возмутил всех, тем более, что народ александрийский тогда очень сильно бедствовал - и от прибытия Ария с его сообщниками, и от отъезда в ссылку епископа Афанасия. Вскоре царь, услышав, что Арий извратил свой образ мыслей, велел ему опять явиться в Константинополь и дать отчет в новом, происходившем от того волнении».

Перед императором Арий снова оправдался. И, кроме того, получил весьма приятное известие: собор, проходивший в Иерусалиме, принял официальное решение о принятии мятежного пресвитера обратно в Церковь. Торжественную церемонию «воссоединения» ересиарха с Церковью было решено провести в одном из храмов Константинополя. Была назначена дата «триумфа» Ария.

Сократ Схоластик пишет: «В Константинополе предстоятелем Церкви случилось в то время быть Александру, давнему преемнику Митрофана. Богоугодность сего мужа открылась из теперешнего прения его с Арием, ибо, как скоро Арий прибыл, народ разделился опять на две стороны и в городе произошло смятение: одни говорили, что никейской веры колебать никак не должно, а другие спорили, что мнение Ария справедливо, и Александр находился в самых затруднительных, обстоятельствах - тем более, что Евсевий Никомедийский много раз грозился тотчас низложить его, если он не примет Ария и его единомышленников в общение. Александра не столько беспокоила опасность быть низложенным, сколько ужасало стремление противников извратить догмат. Почитая себя стражем соборных определений, он употреблял все меры, чтобы никто не выступал из их смысла. Находясь в столь тесных обстоятельствах, Александр оставил в покое диалектику и прибег к Богу - начал провождать время в непрестанных постах и никаким образом не опускал молитвы. Намерение его состояло в том, чтобы задуманное совершить втайне. Запершись один в церкви, соименной миру, и вошедши в алтарь, он повергся лицем вниз под священную трапезу и слезно молился; проведши же в этом много дней и ночей сряду, чего просил от Бога, то и получил. А прошение его было следующее: если учение Ария истинно, то пусть сам епископ не увидит дня, назначенного для состязания, а когда истинная вера есть вера содержимая епископом, то пусть Арий, как виновник всех бед, получит наказание за свое нечестие».

«Триумф» Ария и скоропостижная «обличительная» смерть

И буквально на следующий день происходит неожиданное событие. Профессор М.Э. Поснов излагает суть дела следующим образом: «Арий, бывший стариком, не перенес волнений и скоропостижно скончался ранее совершения акта введения».

Эрмий Созомен описывает события так: «Арий куда-то вышел и вдруг почувствовав расстройство в своем чреве и естественную нужду, уклонился в отведенное для этого публичное место. Так как он долго не выходил, то дожидавшиеся его вошли туда и увидели, что он сидит мертвый. Когда сделалось это известным, то стали не одинаково заключать о его смерти: одни думали, что с ним случилась внезапная болезнь в сердце, или что он умер от удовольствия, достигнув желаемого; а другие полагали, что он наказан за нечестие. Единомышленники же Ария утверждали, будто он умерщвлен волшебством».

Сократ Схоластик и вовсе предлагает читателю сцену, достойную фильма ужасов: «Поверив Арию, царь приказал константинопольскому епископу Александру принять его в общение. Это был день субботний, а в следующий Арий надеялся вступить в Церковь. Но наказание шло уже по пятам за дерзкими его поступками. Вышедши из царского дворца, Арий в сопровождении телохранителей своих, евсевиан, шествовал по самой середине тогдашнего города и обращал на себя взоры всех. Когда он находился уже близ так называемой площади Константина, на которой воздвигнута порфировая колонна, какой-то страх совести овладел им, а вместе с страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Поэтому он спросил, есть ли где вблизи афедрон101 и, узнав, что есть позади Константиновой площади, пошел туда и впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тончайшие внутренности, с кровью же выпали селезенка и печень, и он тут же умер. Этот афедрон в Константинополе показывают и доныне; он находится, как я сказал, позади Константиновой площади и рынка в портике. Все проходящие, указывая на него пальцем, тем самым напоминают, какого рода смерть постигла Ария» .

Никейский собор и смерть Ария, иллюстрация к Speculum historiale Винсента из Бове

Профессор А.А. Спасский считает, что Созомен и Сократ Схоластик рассказывают о смерти Ария «с большими прикрасами», а фактическую сторону дела «передает Афанасий». Святитель Афанасий Великий пишет: «Общий конец жизни для всех людей есть смерть,- и не должно порицать никого за то, что он умер, хотя бы это был враг; ибо неизвестно, не постигнет ли то же и нас до вечера. Но кончина Ария произошла не просто, и потому достойна рассказа. Когда евсевиане грозились ввести его в Церковь; то константинопольский епископ Александр противился этому, а Арий полагался на силу и угрозы Евсевия. Наступила суббота,- и в следующий день он надеялся быть введенным в церковное собрание. Борьба была велика: те грозились, а Александр молился. Но Господь сам явился судьею и решил дело против неправедных. Еще не закатилось солнце, как Арий, побуждаемый нуждою, пришел в известное место и там упал, лишившись вдруг того и другого,- и общения, и жизни. Узнав об этом, блаженный Константин удивился и увидел, что клятвопреступник обличен. Тогда всем стало ясно, как бессильны угрозы евсевиан, и сколь суетна была надежда Ария. А вместе ясно стало и то, что арианское безумие лишено Спасителем общения и здесь, и в Церкви первородных».

Кому смерть Ария была на руку?

Так или иначе, ясно: смерть Ария была скоропостижной и неожиданной для всех. Ариане, ясное дело, немедленно обвинили православных в убийстве Ария. Однако обвинения эти совершенно лишены логики. Помимо всего прочего, у православных не было никакого мотива организовывать покушение на Ария. Арий был совершенно несамостоятельной фигурой.

Как справедливо подметил профессор А.А. Спасский, «Ария нельзя назвать ни единственным виновником спора, поднятого им, ни основателем того учения, которое навсегда осталось тесно связанным с его именем. Он был лишь одним из многих представителей лукиановского кружка, возникшего к началу IV века, богословское направление, которого сложилось независимо от него и ранее, чем своим противоречием Александру он привлек на себя общее внимание. Все, что сделал Арий, состояло в том, что в лице именно его это новое направление в первый раз столкнулось с противоположным александрийским направлением, и вследствие этого начался спор, который рано или поздно, но необходимо возгорелся бы и помимо Ария. Поэтому-то в рядах прочих деятелей арианства Арий никогда не занимал положения главы или руководителя их. Обстоятельства выдвинули его вперед и поставили в центре событий, наполняющих начальную стадию арианских движений, так что, по-видимому, весь вопрос сводился к его личности. Но когда, после никейского собора, условия спорящих партий изменились, то вместе с ними сошел с передовой сцены и Арий и его личная судьба не оказала никакого влияния на дальнейшее развитие движения».

Собственно, с его смертью для православных ничего не изменилось. Но существовала группа людей, которым смерть Ария как раз была очень на руку - евсевиане, сторонники неугомонного никомедийского епископа, боровшиеся против Никейского Символа под знамёнами арианства. Этой группе Арий мешал - своей непримиримостью и своим упрямством. Ересиарх не соглашался поступиться ни единой строчкой своего «учения», мешал привлекать в сторонники людей, для которых «строгое арианство» было уж чересчур «революционным». Группа евсевиан, по словам Спасского, «первоначальное арианство отвергала более энергично, чем единосущие»... Впрочем, никак нельзя списывать со счетов и банальную версию, что Арий просто умер от волнений, которых на его долю - с начала арианских споров - выпало немало.

Дело Ария - его ли личное дело?

Святитель Афанасий Великий подводит итог жизни ересиарха: «Такова, говорят, была смерть Ария. Есть сказание, что долго никто не употреблял того стула, на котором он умер. И когда многие входили в упомянутое общественное место для нужды,- что обыкновенно делается простым народом,- входившие предостерегали друг друга от того стула. Таким образом к месту, в котором Арий получил наказание за свое нечестие, и последующие люди имели какое-то отвращение. Впрочем, чрез несколько времени, некто из единомышленников Ария, человек богатый и сильный, постарался купить его у казны и, построив на нем дом, изменил прежний его вид; так что оно изгладилось из памяти народа и преемственное предание уже не воспоминает насмешливо о смерти Ария».

Отождествление «безумного Ария» из видения Петра Александрийского с ересиархом берёт своё начало с Созомена. Фреска братьев Зографи, 1750 г.

Вот так же и на месте учения Ария создавали новую ересь, которая во многом не совпадала со «строгим арианством» по букве, зато почти полностью совпадала с ним по духу. А отца арианства постарались как можно быстрее забыть. Профессор А.А. Спасский пишет: «В сороковых годах четвертого века, т. е., всего лет двадцать спустя после нaчaлa споров, на соборе антиохийском, сами ближайшие сотрудники Ария отреклись от него. Изданная этим собором первая вероисповедная формула открывается таким заявлением: «мы не были последователями Ария, ибо, как, будучи епископами, мы могли бы следовать за пресвитером?», - а между тем во главе собора стоял тот же самый Евсевий, который первым из восточных епископов принял сторону Ария. И эта судьба Ария в арианских спорах понятна: дело Ария не было его личным делом, - оно затрагивало интересы более глубокие и общие, интересы обширного и влиятельного кружка ученых богословов, которые с течением времени и взяли ведение его в свои руки»...

Окончание следует.

Список использованной литературы:

Спасский А.А. «История догматического движения в эпоху вселенских соборов». Издание второе. - Сергиев Посад, 1914.

Эрмий Созомен «Церковная история». - СПб., 1851.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. http://www.pravenc.ru/

Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены к истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. - Спб., 2006.

Поснов М.Э. «История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054)». - София, 1937. (электронная версия)

Сократ Схоластик. Церковная история. - М., 1996.

Служил пресвитером в Александрии, был прекрасным оратором, писал стихи. Полагал, что Сын Божий был лишь совершенным творением, но не Богом. Арий и арианство были осуждены на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году . Из литературного наследия Ария сохранилось только небольшое произведение, написанное частично стихами, частично прозой под названием «Пир», отражающее его религиозные убеждения.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 118.

Арий (256-336) - ранневизантийский философ и богослов, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия, собезначальности и равночестности» второго лица Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу). Сочинения А. дошли до нас в отрывках; главное произведение «Фалия», в котором стихи перемежались с прозой, некогда пользовалось значительной популярностью. Уцелело также несколько его писем.

Согласно его доктрине. Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. Он утверждал, что Сын был сотворен во времени и «было время, когда Сына не было». Неравенство Бога и Сына - основное положение арианства: только Бог «не рожден». Сын-Логос имел начало своего бытия, иначе Он не был бы Сыном; он создан из ничего по воле Отца; Он есть тварь. После Бога Он обладает высшим достоинством, Его воля первоначально была расположена и к добру, и ко злу. И только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим.

Арианство не без успеха боролось с ортодоксальным христианством за положение господствующей религии империи. Арианский спор длился шестьдесят лет и привел к определению Тринитарного догмата (догмата о Св. Троице). А. был осужден церковью, но его учение, арианство, нашло множество последователей среди городских средних слоев (ремесленников, торговцев).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 14-15.

Арий, (256, Ливия /?/ - 336, Константинополь) - александрийский пресвитер, еретик; с его именем связано возникновение арианства, главной ереси IV века. А. стал известен в Александрии во время гонений на христиан при императоре Галерии (305-311). По одним источникам, А. был рукоположен во диакона епископом Мелегием, по другим - архиепископом Петром, который впоследствии отлучил его от церкви.

После мученической кончины архиепископа Петра (311) А. соединился с Александрийской церковью. Александр, епископ Ахила рукоположил его во пресвитера. А. принадлежал к школе антиохийского экзегета и богослова прмч. Лукиана. Он не был оригинальным мыслителем и в значительной степени опирался на богословие своею учителя, поэтому в строгом смысле его нельзя считать основателем арианства. Помимо лукиановских элементов, арианская доктрина отчасти испытывала влияние оригеновских взглядов. Арианство вносит иерархичность отношений между ипостасями Пресв. Троицы. Оно исходит из понятия о Боге как о совершенном единстве. Все остальное, что действительно существует, чуждо Богу но сущности, имеет иную, свою собственную сущность, поэтому Сын Божий как ипостась, безусловно и всецело не-подобен Отцу.

Причиной для возникновения арианских споров стало столкновение А. с епископом Александрийским Александром (в 318) относительно вопроса о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом, которое А. отрицал, считая, что Христос был творением Отца, хотя и сотворен был раньше мира. За А. последовала греть александрийского клира. Для разрешения спора императором Константином I Великим был созван I Вселенский собор в Никее (325). На Соборе А. был осужден и изгнан в Иллирию. Вскоре после Собора епископ Евсевий Кесарийский открыто встал на сторону А. и сумел добиться его возвращения из изгнания. А. внезапно скончался в Константинополе. Арианство было воспринято готами и сохранялось у них дольше, чем в греко-римском мире, хотя есть сведения, что арианствующие оставались в Константинополе вплоть до VI века. Главное сочинение А. - «Талия» представляло собой апологию его учения в популярной, наполовину поэтической, наполовину прозаической, форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях св. Афанасия Великого, оно не сохранилось. Известны письма А. к епископам Евсевию Никомидийскому и Александру Александрийскому.

Арий (256 - 336 гг . н . э . ) - выдающийся богослов греко-египетского либо берберского происхождения. О его родословной мы почти ничего не знаем, но известно, например, что его отца звали Аммоний. Он обучался в духовном училище (пресвитериуме) в Антиохи (теперь это турецкая Антакья) под руководством известнейшего греческого богослова-антитринитария, пресвитера и мученика Лукиана Антиохийского. Ария часто считают основателем «арианства» как некоего «еретического» учения, нового для христианского мира и впоследствии опровергнутого Первым Вселенским Собором в Нике в 325 году. Однако учения Ария ни в коей мере не было в новинку для христианства; более того - система Ария во многом подытоживала многие тенденции богословской мысли I - III вв., восходящие так или иначе ещё к апостольским временам. Арий и его единомышленники старались предотвратить еретические тенденции,чуждые для христианской апостольской веры, но усилия императора Константина Великого, до конца жизни остававшегося «великим понтификом» (т.е., по сути дела, языческим первосвященником) и по иронии судьбы крещёного на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомедийским фактически увели истинную апостольскую веру в подполье, заменив её некоей химерой «имперского христианства», явившегося на самом деле христоязыческой сектой.

Уже к началу IV в. Арий стал хорошо известен благодаря своим твердым и бескомпромиссным богословским взглядам. Его имя тесно ассоциировалось с Лукианом Антиохийским и с Мелетием, египетским епископом, возглавившим церковное диссидентское движение против александрийского архиепископа Петра I и, хотя впоследствии принявшего Никейский Символ Веры, но оставшимся непризнанным Александрией и Римом. В ходе дальнейших богогсловских диспутов Арий был лишён церковного общения архиепископом Петром I , но впоследствии сблизился с преемником Петра Ахиллесом. Позже Арий был восстановлен в церковном общении и рукоположен в пресвитеры Ахиллесом, который занимал архиепископскую кафедру один год (312-313 гг.) Находясь в сане пресвитера, Арий был поставлен благочинным для округа Баукалис в Александрийской епархии, но вскоре Ахиллес умер, и Арий снова стал объектом ожесточенных нападок - на этот раз уже со стороны новоизбранного Архиепископа Александрийского Александра I , в котором сторонники Ария справедливо усматривали скрытого последователя савеллианской ереси.

Самым главным произведением Ария была поэма «Талия» (что можно перевести как «Пир»), нечто среднее между богословским трактатом, беллетристическим повествованием и поэмой. В «Талии» чередовалась как проза, так и поэзия, однако сделать хоть сколько-нибудь чёткие выводы относительно композиции, структуры и поэтики «Талии» практически невозможно, поскольку до нас дошли лишь абсолютно нерепрезентативные фрагменты в пересказе противников Ария, а все экземпляры «Талии» были преданы сожжению на Никейском Соборе

Несмотря на осуждение Первого Вселенского Собора (который по своему содержанию не был Вселенским - на нём съехалось по самым оптимистическим подсчётам не более 318-322-х епископов, причём это были епископы только лишь Восточной половины Римской Империи, да и то не все), Арий продолжил свою борьбу против еретических новшеств, которые несла в себе тринитарная доктрина. Его лишение сана было в Египте в 321 г. не было признано подавляющим большинством восточных епископов, и в частности, его взгляды были признаны православными в Малой Азии, где Арий побывал в 323 г., причём этому признанию не помешала ни анафема Вселенского Собора, ни осуждение со стороны императора Константина I в том же 325 году. Более того, посленикейское признание Ария и последующий реванш арианства как на Востоке, так и на Западе Империи (напомним, что из западных епископов на Никейском Соборе присутствовали лишь единицы) привёл к тому, что число последователей Ария среди клириков и мирян по всей империи даже превысило число поборников новопровозглашенной никейской «ортодоксии». Все это послужило причиной того, что к Арию и арианству стали проявлять интерес даже члены императорской семьи, а впоследствии и сам император. Вскоре Константин приказал Афанасию Александрийскому - главному противнику Ария на Востоке - в срочном порядке примириться с Арием и восстановить с ним общение. Однако почти сразу после аудиенции, которой Арий удостоился у Константина в императорском дворце, опальный александрийский пресвитер скоропостижно скончался по пути домой. Последователи Ария не без основания полагали, что их духовный учитель на самом деле был отравлен.

Несмотря на вторичное осуждение арианства, а также его вторичного извода - македонианства - на Констнантинопольском соборе 381 года (ставшем впоследствии Вторым Вселенским) наследие Ария продолжало жить и пользоваться популярностью - как среди мирян и низшего духовенства, так и среди высшего епископата и самих императоров. В некотором смысле арианство было реабилитировано уже одним из его фактических гонителей - императором Константином I Великим, который, уже находясь на смертном одре, был крещён арианским епископом. Впоследствии арианство было поддержано его сыном и преемником - императором Констанцием II , который даже утвердил возведение папы Феликса II в качестве арианского епископа Рима. В общем и целом, арианские споры длились в течение 250 лет - до тех пор, пока арианство, будучи на официальном уровне уничтоженным и изжитым, не ушло в подполье. На протяжении «тёмных веков» средневековья на исторической арене появлялись всё новые и новые наследники арианской веры и фактические духовные преемники Ария в борьбе за возвращение Церкви её первноначального, апостольского облика. Тринитарии неоднократно делали попытку положить конец всяким пережиткам арианства, но даже испанской инквизиции не удалось уничтожить тех, кому в непростых условиях суждено было стать духовными наследниками Ария. Когда Римо-Католическая Церковь стала испытывать сильный организационный кризис и начала утрачивать свои позиции в Центральной и Северной Европе, арианство возродилось подобно мифическому Фениксу; на этот раз - в Английской Церкви. В настоящее время протагонистом современного арианского движения в христианстве является Арианская Католическая Церковь, которую возглавляет Архиепископ Primus Inter Pares (Первый Среди Равных) Преподобный Брайан Майкл-Джон Макензи-Хэнсон.

Арий почитается Арианской Католической Церковью как святой и мученик. Прославление Ария имело место 16 июня 2006 года, и теперь этот день считается днём его памяти.

Арий никогда не был еретиком на официальном уровне! Эта интересная деталь часто никем не принимается во внимание, но, тем не менее, Арий был официально восстановлен в церковном общении незадолго до своей смерти в 336 г. в результате соотвутсвующей санкции императора Константина I .

Несмотря на яростное давление со стороны Римо-Католической Церкви арианство не теряло свои позиции в течение почти 250 лет и продолжило существовать в полном либо частичном подполье, в стороне от церковного «мейнстрима», среди так называемых «церковных маргиналов» - до тех пор, пока оно снова не обрело силу благодаря честным и беспристрастным поискам Истины среди неравнодушных христиан, для которых самым важным в духовной жизни было не подчинение официально установленной иерархии, а поиск живого Слова.

Св. Арий Александрийский (256-336 гг. н.э.)

родился : 256 г ., Ливия ..
умер : 336 г., Константинополь.
канонизирован: 2006 г., Англия.

Беатификация Св . Ария Арианской Католической Церковью произошла 1 июля 2005 г. Канонизирован в лике святых Арий был менее года спустя, 16 июня 2006 года. С этого дня его официальное именование - Святой Арий Александрийский, пресвитер и мученик.