"от бога ничем не откупишься…" интервью с главой курганской епархии митрополитом иосифом (балабановым). Высокодуховные православные, какие они? Митрополит курганский и белозерский иосиф биография

Сегодня, 16 марта, губернатор Курганской области Алексей Кокорин провел совещание, в котором приняли участие митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, епископ Шадринский и Далматовский Владимир, члены правительства области, сообщили в пресс-центре Курганской епархии. Совещание прошло в закрытом режиме, но некоторые подробности – в материале «ФедералПресс».

Информированные источники сообщили, что темой разговора была подготовка к празднованию 200-летия нашего земляка архимандрита Антонина (Капустина). Он родился в селе Батурино Шадринского района. В истории православия архимандрит известен как «строитель Русской Палестины» (части территорий современного государства Израиль).

В Зауралье 2017 год объявлен Годом архимандрита Антонина. На его родине в селе Батурино в конце августа – начале сентября планируют провести православный фестиваль «Батуринская святыня». Идет сбор средств на восстановление Спасо-Преображенского храма в селе Батурино и памятник архимандриту Антонину (Капустину).

Как сообщало РИА «ФедералПресс», еще в июне 2016 года президент православного благотворительного фонда «Батуринская святыня» Михаил Харлов говорил о том, что «фонд сотрудничает в организации торжеств и подготовке к ним с Императорским православным палестинским обществом, комитет почетных членов которого возглавляет святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл». Недавно объявлено о намеченном визите патриарха Кирилла на торжества в Зауралье.

Поводом для оперативного совещания у губернатора стало, как отмечают некоторые наблюдатели, озабоченность митрополита Курганского и Белозерского Иосифа по подготовке к торжествам и визиту патриарха, и эту озабоченность он откровенно высказал на прошедшей вчера, 15 марта, рабочей встрече глав митрополий и епархиальных архиереев Уральского федерального округа с полномочным представителем президента РФ в УрФО Игорем Холманских.

На этой встрече, как сообщили очевидцы, митрополит Иосиф заявил, что его «удивило, что управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий анонсировал визит патриарха в регион».

«Мы к визиту не готовы, – сказал владыка, отметив, что в некоторых храмах не закончены плановые работы. – Принимать там патриарха мне будет стыдно. Богоявленский собор еще не завершен в строительстве и не сдан в эксплуатацию».

«Моя оценка состояния курганской епархии: она остановилась в середине 90-х годов. Это вызывает озабоченность. Второй аспект – моральное состояние духовенства епархии. На протяжение целого ряда лет курганскую епархию сотрясали противоречия между архиереями и духовенством. В ряде СМИ были опубликованы откровенно клеветнические материалы в отношении архиерея», – посетовал руководитель митрополии.

«До визита остаются считанные месяцы. Что-то, конечно, можно сделать, чтобы не ударить лицом в грязь, но нужно сегодня объединить все возможности. Завтра встречаемся с губернатором, обсудим шаги, которые нужны», – сказал Иосиф.

Игорь Холманских в ответ на это отметил: «Думаю, вы правильно характеризовали состояние дел в курганской митрополии, думаю, поэтому патриарх к вам и едет: и вас мобилизовать на подготовку встречи, и органы власти, чтобы Курганская область выглядела достойно. Картину вы нарисовали мрачную, но вы видите, какие задачи стоят, и, думаю, это поможет вам мобилизоваться и решить задачи. Нужна помощь, поддержка – можете нас просить».

Позиция митрополита Иосифа очень удивила депутата Госдумы от Зауралья Александра Ильтякова , который принял самое активное участие в сооружении Богоявленского храма в Кургане. «Мы все сделаем в срок, обязательно, ведь еще март. Работы начнем в апреле, и все будет сделано как подобает. Мы привыкли держать слово», – подчеркнул Александр Ильтяков в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».

Официальной информации о результатах сегодняшнего совещания пока нет, но отметим, что губернатор Курганской области Алексей Кокорин неоднократно заявлял, что приоритетом в подготовке к юбилею архимандрита Антонина (Капустина) является реставрация церкви Преображения Господня на его родине и благоустройство территории вокруг нее. «Общими усилиями мы обязательно отреставрируем храм. Наша задача – сделать село Батурино местом паломничества», – говорит губернатор.

А рядовые курганцы при опросе сегодня, оценивая возникшую ситуацию, говорили, что «визит патриарха не нужно превращать в парад», «пусть патриарх Кирилл увидит, как на самом деле живет епархия», «главное – отметить достойно память архимандрита в душе», «не стены важны, а общее желание воздать должное достойному человеку». И с этим трудно не согласиться.

Некоторые также считают, что митрополит Иосиф сопротивляется визиту патриарха Кирилла потому, что у епархии возник конфликт с властями Кургана по поводу самовольного строительства в самом центре города гаража возле памятника истории и архитектуры – Александро-Невского кафедрального собора. Эта история получила широкую огласку и не красит руководство епархии, считают жители города.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

С приездом в 2014 году митрополита Иосифа в Зауралье обострились конфликты внутри православной епархии. После недавнего визита патриарха Кирилла скандал разгорелся с новой силой. Священники обратились к предстоятелю церкви с письмом, в котором обвиняют ближайших сподвижников митрополита в педофилии и распространении наркотиков. Кроме того, они утверждают, что настоятель Богоявленского храма в Кургане архимандрит Иннокентий (Косарихин), который скончался весной 2017 года, жив и скрывается от правосудия.

По словам инсайдера, письмо от 1 сентября подписало более 60 священников (в редакции имеется только его текст — служители отказываются предоставлять подписи, якобы опасаясь раскрывать свои имена). В обращении патриарха просят навести порядок в курганской епархии. Повторяются уже звучавшие ранее обвинения в адрес митрополита в том, что он распоряжается церковными ценностями на свое усмотрение, приближает к себе сомнительных священнослужителей в ущерб тем, которые пользуются популярностью у паствы, ведет себя грубо, чем распугивает прихожан.

Неожиданностью стало новое обвинение — в содействии в распространении наркотиков и связях с педофилами. Как удалось выяснить «URA.RU», основывается оно на том, что два служителя епархии были замешаны в уголовных делах. В мае 2016 года был осужден студент Иван Лян, который работал при храме Александра Невского в Кургане. Его признали виновным в незаконном хранении наркотиков в крупном размере и грабеже. В феврале 2017 года за решеткой оказался администратор прихода Богоявленского собора Борис Орлов. Ранее он был судим за вымогательство и изнасилование несовершеннолетнего. В 2014 году Ленинский районный суд Еврейской автономной области назначил Орлову три года лишения свободы условно за хранение наркотиков в крупном размере. Осужденный не соблюдал условия наказания, а в ноябре 2016 года стал фигурантом нового уголовного дела, поэтому суд принял решение о замене условного наказания реальным.

Борис Орлов приехал в Курган вслед за митрополитом Иосифом и архимандритом Иннокентием (был настоятелем Богоявленского храма, секретарем епархии). Последний принимал деятельное участие в судьбе Орлова и даже выступал в его защиту в суде. Архимандрит Иннокентий внезапно скончался на 40-м году жизни, в этот момент он находился за пределами Курганской области в Серпухове. Однако источники, знакомые с ситуацией, утверждают — священник спешно покинул Курган после того, как узнал, что к нему появились вопросы у правоохранительных органов. По данным собеседников агентства, сразу несколько свидетелей заявило, что смерть архимандрита Иннокентия была инсценирована. Распространяются слухи, что могилу священника хотят эксгумировать.

«Навряд ли найдутся верующие, которые захотели бы довериться таким духовным лицам», — говорится в письме к патриарху. Кроме того, зауральские священники отмечают, что боятся преследований и мести со стороны митрополита Иосифа. «Имеются случаи, когда после обращений прихожан в пользу священнослужителей митрополит своим единоличным решением отстранял от служения либо отправлял в ссылку в заброшенный и практически непосещаемый храм», — пишут священники-анонимы.

Циркуляр № 27 от 27 декабря 2017 года "О крещенских купаниях" Курганская епархия Русской Православной Церкви...

В последнее время стали довольно распространенным явлением так называемые "крещенские купания". Массовое купание в крещенской проруби отнюдь не является религиозным предписанием, а всего лишь недавно с помощью СМИ вошедшим в широкий оборот народным обычаем, а поэтому не может быть названо, как выражаются светские чиновники, "культовым мероприятием". Это скорее светское развлечение.

В "Настольной книге для священно-церковно-служителей" протоиерея Сергия Булгакова (Харьков, 1900 г., стр. 17, примечание 2), переизданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Санкт-Петербурге в 2010 г., говорится следующее:

"В некоторых местах существует обычай в праздник Крещения Господня купаться в реках; купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов.

Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой, значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены".

Как указано в самом чине Великого освящения воды, "да вси черпающии и причащающиеся, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну". То есть церковный Устав предполагает освященную воду уносить в свои дома для употребления, но не купаться в ней.

В праздник Крещения Господня церковный Устав предписывает только совершение Великого освящения воды в храмах, и там, где это возможно по нормам санитарно-эпидемиологических правил, на водоемах (реках, озерах, прудах, источниках, колодцах), чтобы в память о Крещении Господа освятить естество воды, но, как мы видели выше, Церковь не призывает к "крещенским купаниям" и относиться к ним неодобрительно.

***

Томские городские крещенские купания в 2014 году на Белом озере

***

Тем не менее, во многих местах уже установился обычай таких народных купаний. Епархиальный Совет Курганской епархии обсудил сложившуюся ситуацию и принял решение, что в случае, если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь. Самим же приходам и духовенству не следует выступать инициаторами и организаторами подобных, не имеющих основания в церковном Уставе мероприятий.

16 мая 2015 года архиепископ Курганский и Белозерский Иосиф, глава Курганской митрополии, прибыл на место своего служения в Курган. В кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского Владыку Иосифа встретила паства, священнослужители новообразованной Курганской и Белозерской епархии и архиепископ Константин, служивший Управляющим ныне разделенной Курганской и Шадринской епархии почти 7 лет и назначенный Священным Синодом главой Карельской митрополии.

Архиепископ Константин горячо приветствовал архипастыря и обратился к пастве, представив нового Управляющего епархией, главу Курганской митрополии, Владыку Иосифа: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой и возлюбленный архипастырь, Владыка архиепископ Курганский и Белозерский Иосиф, глава Курганской митрополии! Дорогие отцы, братья и сестры! Наступил торжественный момент, когда паства встречает своего архипастыря, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая сего года назначен Управляющим новообразованной Курганской митрополии. Владыка Иосиф много лет потрудился в Биробиджанской епархии, в очень непростых условиях созидал, налаживал церковную жизнь.

С 5 мая зауральцы ожидали нового Владыку, и я здесь уже совершил прощальную Литургию 10 мая, так же как и вы, Владыка Иосиф, прощались со своей паствой, которая вас очень полюбила за много лет вашего самоотверженного служения в Биробиджане. Также и здесь, верующие зауральцы окружат вас, дорогой Владыка, христианской любовью, заботой и теплом», - заключил Владыка Константин.

Архиепископ Курганский и Белозерский Иосиф перед молебном на начало доброго дела обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом: “Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Константин, и у меня, и у вас начинается новый и непростой период жизни, когда придется совершать свое архиерейское служение в ином качестве и осуществлять более широкую деятельность по возрождению церковной жизни. Конечно мы привыкаем к тому месту, на котором живем и служим, и я пробыл на Дальнем Востоке двенадцать с половиной лет, начинал возрождение епархии с одного деревянного храма. На Дальнем Востоке в советское время не щадили никакие храмы и святыни, и раньше на территории, которую сегодня охватывает Биробиджанская епархия, было более тридцати храмов, когда только этот край был присоединен к России. После революции же не осталось ни одного храма, и когда я в 2002 году приехал в Биробиджан, меня ожидал один небольшой деревенный храм, и больше ничего. Когда же спустя двенадцать лет, в прошлом году Святейшим Патриарх Кирилл побывал в Биробиджанской епархии, он отметил, что это небольшая, но одна из лучших епархии в Русской Православной Церкви.

Здесь, в Зауралье, потенциал конечно больше, больше возможностей, и я уже принимаю благоустроенную епархию, где потрудился Владыка Михаил, положивший начало возрождению церковной жизни. Очень много потрудились вы, дорогой Владыка Константин, очень много сделано вашими руками, и вы вложили весь свой большой архипастырский опыт, любовь, веру, силы, чтобы возрождать церковную жизнь здесь, в Зауралье. Я ещё будучи иеродиаконом Троице-Сергиевой Лавры был знаком с Курганской и Шадринской епархией, но меня до сих пор ничего не связывало с Уралом, Зауральем, но когда меня назначили Управляющим этой епархией и я стал знакомиться в интернете с жизнью епархии, то с удивлением обнаружил, что здесь, в Кургане, построен храм Богоявления Господня, который является точной копией храма святого Иоанна Предтечи на Волге в Угличе. В 1999 году я стал епископом Угличским, викарием Ярославской епархии, и я открывал этот храм святого Иоанна Предтечи, его было очень сложно получить Русской Православной Церкви обратно, потому что это уникальный памятник федерального значения, исторический памятник, с которым связана трагическая история мученической кончины местночтимого святого мученика младенца Иоанна. Нам с большим трудом удалось отвоевать этот храм, и вдруг, сейчас я узнаю, что точная копия этого храма стоит здесь, в Кургане, для меня это удивительно.

Дорогие отцы, братья и сестры, конечно же, всех нас связывает общая любовь ко Христу, общее почитание Матери Божией и наших российских святынь, и святых. Я очень надеюсь, что мы с вами вместе, общими усилиями, продолжим те труды, которые положил здесь для возрождения церковной жизни Владыка Константин. Я надеюсь, что Владыка в дальнейшем будет молиться за нас, также как и мы будем постоянно возносить о нем наши молитвы, молитвы любви. Я надеюсь, что вы, дорогой Владыка Константин, будете помогать мне своими братскими советами, и что мы все с вами будем добрыми соработниками, а миряне не будут лишь пассивными созерцателями того, как протекает церковная жизнь, но вместе мы будем ее активно налаживать и утверждать, и об этом сегодня вознесем молитвы к Престолу Благодати Божией и испросим Божие благословение на предстоящие труды», - заключил Правящий Владыка.