Опять из Переславля - KALAKAZO — LiveJournal. Феодор, митрополит Волгоградский и Камышинский (Казанов Николай Львович) Как владыка был добр к другим и строг к себе

25 декабря исполнился год со дня основания Переславской епархии. Какие были трудности и радости в прошедшем году, что мешает современному человеку прийти в Церковь, а также об опасности подмены в духовной жизни рассказал правящий архиерей епископ Переславский и Угличский Феодор.

Ваше Преосвященство, приближается первая годовщина со дня вашей архиерейской хиротонии. Оглядываясь назад, наверное, вы уже анализируете свое служение. Скажите, пожалуйста, что вы считали самым трудным в епископском служении до вашей хиротонии и что оказалось таковым в действительности?

Самое сложное - понять волю Божию о себе и о своей пастве и исполнить ее в данный момент и во всей своей жизни. Так считал ранее, и сейчас мнение мое не изменилось. Иногда бывает нужнее ничего не делать, чем действовать. Просто потерпеть, помолиться, помолчать, хотя это как раз бывает намного сложнее. Или, наоборот, как писал Киплинг, «принудить сердце, нервы, тело тебе служить», чтобы вперед идти. Очень трудно соответствовать своему высокому назначению и не превратиться из Ангела церкви в князя, быть всем отцом, иногда даже матерью, а не чиновником в рясе.

- Вы объехали за год почти все приходы епархии, какое у вас впечатление от прихожан и от священников?

Впечатление разное, в основном хорошее. В подавляющем большинстве это добрые, чуткие люди, что самое главное - искренне верующие в Бога. Говорю не только о пастырях, но и о прихожанах, и о власть имущих, с которыми мне приходилось вместе работать и молиться. Нам, священнослужителям, есть, чему поучиться у простого народа. Иногда видишь разруху, но крепкую церковную семью - это очень важно. Когда у батюшки дух уныния или праздности, не будет ни прихода, ни дохода.

- Могли бы вы нарисовать портрет современного священника Переславской епархии?

Помните, как изобрели универсальный компьютер и решили протестировать. Спрашивают: «Все ли грибы можно кушать?» Ответ: «Все, но некоторые только однажды». Что мне сказать? Давайте не будем ставить штампы и равнять всех под одну черту. Все они уникальные и удивительно разные. Самое главное, что они служат Богу и молятся за мир во всем мире. И еще они очень добрые.

В любом случае, все они - моя семья. А в семье как в семье… Я за них всегда молюсь и благодарю Бога.

Случалось ли встретить неприязнь, претензии к Церкви и ее служителям со стороны малоцерковных и нецерковных жителей?

Приходилось, к сожалению, это не редкость. Где-то, конечно, и батюшка может поддать жару, но в основном неприязнь является следствием неправильной жизненной позиции самого человека - Церковь ему обязана всем, а он ей ничем. Казалось бы, есть желание общаться, но нет желания делать это правильно и с уважением. Отсюда возникают претензии как производная мировоззрения потребленца.

Достаточно ли ведется миссионерская работа? Как обстоят дела с катехизацией на приходах и какие планы по ее развитию?

Миссия - это одна из основных форм служение Церкви. «Идите и научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча всему, что Я заповедал вам» (Мф. 28,16-20). Ее необходимо выстраивать не только среди коренных нехристианских народов, но и здесь, в русской глубинке, среди местного населения. С детства крещеные, но не просвещенные, или вовсе не крещеные, но исторически и онтологически принадлежащие к православной вере, они, хотя и не облеклись еще своей жизнью во Христа Спасителя, но где-то в глубине своей души ищут с Ним встречи. Миссионерскую работу необходимо выстраивать системно и планомерно. Сегодня создан епархиальный Совет по координации церковной миссии со всеми направлениями церковного служения. Поэтому в него входят все епархиальные отделы, в том числе молодежный, образовательный, социальный, отдел по культуре и пр. На приходах все батюшки знают, что прежде, чем крестить или венчать, необходимо с людьми провести духовную беседу на предмет веры и совершаемого таинства, подготовить к великому событию в их жизни - к встрече с Богом и к принятию благодати Святого Духа. И еще одно очень важное направление миссионерского служения - просвещение от тьмы языческого зловерия и идолослужения, которое приобретает сейчас популярность среди тех людей, которые не стремятся к совершенству, а желают оправдать и реализовать свои самые буйные, животные страсти.

- Расскажите о вашем видении духовного образования священников и мирян и о планах в этом направлении.

На сегодняшний день у нас в епархии примерно две трети духовенства нуждаются в дополнительном образовании. Для этого мы готовим специальную программу по примеру Московской епархии. Обучение должны пройти все, кто не получил богословского образования, или у кого прошло более пяти лет со дня окончания духовной школы. Это относится к клирикам до 60 лет. Некоторые дисциплины будут читаться нашими специалистами, но преподавательскую основу составит профессура из Московской духовной Академии и семинарии, благо до нас недалеко.

В Угличе для мирян открыты богословские курсы, в Переславле духовно-просветительский центр «Аксиос» на базе православной гимназии им. Александра Невского. Задача - на всех этапах развития и становления личности помочь человеку не только приобрести некую сумму знаний и навыков, необходимых в социуме, но четко и правильно выстроить систему жизненных ценностей. В этой системе мы работаем на уровне дошкольного, дополнительного образования, планируется проводить курсы повышения квалификации для педагогов и, конечно, особое внимание уделяется родителям. Необходимо, чтобы семья, школа и досуговая среда создавали единую систему по воспитанию полноценной личности и достойного гражданина своего Отечества.

На приходах проводится аттестация воскресных школ. Хотя мы имеем в епархии четыре полноценные общеобразовательные православные школы-гимназии, но на общеприходском уровне положение дел оставляет желать лучшего.

- Как бороться с формальностью в вере, ритуальным отношением к богослужению, обрядовостью?

Наверное, это один из самых непростых и самых важных моментов в религиозной жизни - подмена ценностей. Можно есть, чтобы жить, а можно жить, чтобы есть. Еда - это форма, средство, которое служит для достижения цели - продолжение жизнедеятельности. Если произошло смещение ценностей, то средство может стать целью. Святые отцы всегда учат проверять себя, сравнивать, на каком месте духовного пути ты находишься, не изменилась ли у тебя цель жизни. Потому и апостол Павел писал в послании к Филиппийцам: «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фп.1,21). Все средства для достижения одной цели - Бога. Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге. Любовь выше закона, и Дух дышит, где хочет. Обряд и ритуал как некая форма помогают нам общаться с Богом, но никогда не заменят Его.

- На ваш взгляд, почему, хотя храмы год от года наполняются, некоторые люди отходят от Церкви?

Однажды к Сократу подошла гетера и сказала: «Философ, ты все чему-то учишь этих юношей, но стоит мне только моргнуть глазом, и они тут же оставят тебя и пойдут за мной!» «Ничего удивительного, - отвечал учитель, - путь вниз всегда легче». Церковь зовет через тернии к звездам. А современному человеку не хочется идти через тернии, да, в общем-то, и свет Вифлеемской звезды становится далеким и призрачным в призме сытой жизни, лжесвободы и множества соблазнов.

Люди теряют смысл хождения в храм, им непонятно, зачем это нужно, если и так все неплохо. Вот когда прижмет - другое дело. Нет понимания причинно-следственной связи. Свечку поставил, а денег не прибавилось. Обидно! Современный человек - это человек-потребитель, который привык брать и не привык отдавать. Бог и Церковь для него только средство реализации своих желаний. Нечто среднее между оккультизмом и сказкой. А если жизнь удалась, вообще непонятно, что в храме делать, если только ты не фанатик.

Есть христоцентричная система ценностей и есть эгоцентричная. В первом случае - все для Бога и ради Христа, во втором - для себя любимого. Мир живет по второй системе, и она как антипод первой не просто не вмещает ее, а стремится разрушить. Христианство для них юродство есть. Мы помним, что и от Христа отступали ученики, потому, что Его учение шло вразрез с их жизнью и было непонятно. Вот и сегодня среди нас есть и Петры, и Иуды. А если хотим знать, кто же мы, то надо спросить себя, для чего мы живем и как мы живем.

- Что вы могли бы выделить среди самых заметных дел, начатых в епархии?

Мы прославили юбилейную память наших епархиальных святых: великого князя Александра Невского, царевича Димитрия Угличского, преподобного Иринарха Затворника. Все они прошли в свете торжественных богослужений, крестных ходов и праздничных мероприятий. Удалось возобновить крестный ход по воде на Плещеевом озере в память прп. Евфросинии и в Угличе в честь прп. Паисия. Провели Первый Международный православный детско-юношеский фестиваль-конкурс «Александр Невский», участниками которого стали около четырехсот детей, прошел епархиальный фестиваль «Пасхальный Переславль». Кроме того, епархия стала соорганизатором I Межрегионального молодежного форума «Александрова гора» в Переславле. Начали свою работу клуб юных дипломатов и школа иностранного языка, возобновил деятельность военно-патриотический клуб «Фанагорийцы». Прошел Первый фестиваль православно-патриотической песни в честь прп. Иринарха. Кстати, этому же святому была посвящена научная конференция в Институте этнологии и антропологии РАН. При социальном отделе епархии сегодня открыты два центра гуманитарной помощи в Переславле и в Угличе.

Кроме того, удалось совершить Литургии в самых отдаленных уголках епархии, там, где никогда не было епископа или больше ста лет не проводилось архиерейских богослужений.

Много других мероприятий прошло за ушедший год, но все вспомнить и перечислить, наверное, невозможно. Главное, чтобы все они принесли плоды и оставили добрый след в сердцах людей.

И каждый из нас в своей жизни переживал желание сделать что-то необходимое побыстрее, кое-как, чтобы наконец перейти к тому делу, от которого ты получаешь удовольствие. Основа формализма заложена в нелюбви к делу, которым ты занимаешься. Следовательно, чтобы нам уйти от формального отношения, нужно это дело полюбить.

Печально, если у пастыря есть такие тенденции. Они свидетельствуют, что он охладевает или уже охладел к своему служению.

Мы понимаем, что есть форма, которую мы должны соблюдать, но есть и содержание. Внешняя молитва — она признана нас лишь начить, привить навык Богообщения. И когда мы только внешне перебираем устами слова Священного Писания или молитвословий, а сердце наше, как говорит Христос в Евангелии, «далеко отстоит от Бога »(Мк. 7, 6) — это признак охлаждения и начала внутреннего разрушения, деструкции личности пастыря.

Здесь надо соблюдать принцип: лучше мало, но лучше.

Господь смотрит не на количество, а на качество нашего с Ним общения. Он обращается к нам со страниц святого Евангелия о том, чтобы мы не многословили. И что прежде нашего прошения Он всё знает и о нас, и нашей ситуации, о нашем сердце. Премудрый Сирах акцентирует внимание на том, что Богу от нас нужно: «Даждь Ми, сыне, твое сердце »(Притч. 23, 26)

В сердце и заключается наше богатство. И если мы вдруг видим, что оно не стремится в церковь, не стремится на молитву; что оно скорбит о постах, о воздержании, или церковное послушание воспринимает как повинность — значит, это сердце расточило духовное богатство. Там появились новые ценности, которые диссонируют и конфликтуют с ценностями истинными.

Нужно начинать с того, чтобы как-бы остановиться во внутреннем движении жизни, и как говорят святые отцы, постараться оценить своё внутреннее состояние, состояние ума, сердца. Понять направление: куда же мы всё-таки идём? к чему мы стремимся? что мы собираем, и что расточаем?

Чтобы этот дух хладности развеять и снова затеплить лампаду нашей молитвы, нужно начать собирать внимание. И всё, что мы собираемся делать — делать со вниманием. Когда мы читаем утренние молитвы, то первые строчки нас побуждают к тому, чтобы мы собрали свой ум, свои чувства, и мысленно представили себя перед Всемогущим и Всевидящим Богом. И уже перед Его Лицом мы начинаем наш разговор, молитвенное обращение.

Также мы должны вести себя и в церкви, в алтаре. Даже перед тем, как переступить церковный порог — остановиться, перекреститься, внутренне собраться. Куда мы входим? В Дом Божий. Мы пришли к Богу, где Его присутствие непосредственно. И горе тем священнослужителям, которые переступают этот порог по привычке, которые входят в алтарь, как на работу.

Это страшное состояние, которое свидетельствует о дыхании духовной смерти, которой пастырь приблизился.

Не случайно мы знаем истории из жизни, когда наши собратья теряют зрение прямо во время Божественной службы или вовсе умирают именно оттого, что потеряли дух благоговения. Во-первых, чувство живого присутствия Бога; а во-вторых, чувство дистанции, того расстояния сердца, которое не позволяет нам, с одной стороны, дерзко приблизиться к Божеству, а с другой — остыть, удаляясь от Него.

Следствием этой формальной жизни является внутренняя раздвоенность, когда священник начинает вести себя по-разному: один он в храме, другой — в обществе, в социальной среде, третий — в семье.

Многие из нас это переживали на себе. В храме мы являем пример молитвенного устроения, у нас прямо всё лицо превращается в лик, движения плавны, сосредоточены. Но стоит выйти из храма — и наши жесты приобретают некую порывистость, фразы — не всегда уместную весёлость. Как актёр, который по смене декораций меняет и свое поведение. И это очень опасное состояние, которое в наше время, к сожалению, не редкость.

Мне известны случаи, когда люди, укоренившиеся в такой двойственной жизни, в дальнейшем встречались с психическими расстройствами, вплоть до госпитализации. Либо же он просто , или вообще церковную жизнь, и выбирает то, с чем уже сроднилось его сердце. Такие примеры мы тоже знаем.

Вспомним опыт и отца Иоанна Кронштадтского, и отцов Алексия и Сергия Мечевых: когда пастырь переживает формализм, духовную опустошенность, он обязан возгревать тот дар Божий, который дан ему в Таинстве Хиротонии. Через труды, через подвиг, порой через насилие к себе.

Одним из лучших лекарств во всех этих пастырских искушениях, по словам святых отцов, является память смертная. Всегда иметь себя перед живым Богом, Творцом и Судьёй, и помнить о том, что давший нам сегодняшний день не связал Себя обязательством дать нам и завтрашнее утро.

И ещё, как говорил отец Иоанн Крестьянкин про одного иеромонаха в Печерах: он настоящий монах, потому что всегда читал правило. Как бы он ни уставал, в каком усталом состоянии он ни находился — для него это был принцип. И для нас это тоже немаловажно, чтобы был какой-то хотя бы минимальный принцип. Ведь почему называется« правило»? Потому что всегда, в любом состоянии мы должны его исполнять.

Наш город хотя и не большой, но его можно назвать православной жемчужиной. На его территории находятся пять монастырей и семь приходов, не говоря уже о районных. А один храм не закрывался и во времена гонений. В общем можно сказать, что молитвенная жизнь у нас не прекращалась. Прихожане разных приходов в общей своей массе друг с другом знакомы и можно сказать есть своя православная общественность. Весть о образовании новой епархии и назначении своего епископа была воспринята положительно, потому что многие еще помнили нашего переславского Владыку Анатолия, который зарекомендовал себя настоящим Архиерем с большой буквы. Для нас он был Пастырем и любящим отцом. Поэтому, когда мы узнали что у нас в городе снова появится свой архиерей, мы были по хорошему горды этим и ждали Владыку Феодора с нетерпением, потому как слышали что он был когда то воспитанником Владыки Анатолия. Конечно, до некоторых из нас долетали нелицеприятные отзывы о Владыке Феодоре в бытность его наместником монастыря, но тогда мы не придавали этим слухам значения. И вот, уже в прошлую Пасху в Соборе Владыко показал свое отношение к нам, простым прихожанам.Во время поздравления он начал кидаться в нас деревянными яйцами, многие уворачивались, но одному пенсионеру он все таки смог попасть в лицо. Со стороны это наверное могло бы показаться шуткой, но мы к таким шуткам не привыкли и не хотим привыкать. Мы помним многих архиереев, но ни один из них не позволял себе такого. Следующий случай заставил нас еще пристальнее обратить внимание на его адекватность- в прошлом году он был приглашен на освящение престола в Троицкий храм. Не знаем, что руководило действиями Владыки,может быть он хотел показать свою молодецкую удаль или покрасоваться перед кем-нибудь, все это так странно и неожиданно- он начал шатать и толкать престол храма! И через какое то время все таки выдернул его из бетонного пола. После этого, заявив, что престол не зафиксирован повернулся и уехал! Люди шокированы подобным поведением, этому нет объяснения, многие спрашивали что происходит? Но больше всего возмутил последний его подвиг. Второго сентября, сразу после Евхаристического Канона Владыка на глазах у всех в раздражении сдул пепел из кадила на престол, на Святые Дары! Царские Врата были открыты и всем все было видно очень хорошо! Не знаем почему сослужащее священство не отреагировало, потому что если облако пыли было видно нам, священники не могли этого не заметить. Но видимо они боятся архиерея, мы объясняем это для себя так. Архиерей у нас что, вообще не верующий? Этоже богохульство! Если у епископа нет благоговения перед Святыней, если перед Телом Господним он ведет себя возмутительно, как он может подавать пример нам, прихожанам? Кем он себя возомнил, что позволяет себе такое, на глазах у народа! Кто мы для архиерея- массовка или декорации? Он будет считаться с нами, или мы уже не люди? Мы будем собирать подписи и писать письмо в патриархию. Не допустим на нашей земле таких фокусов! Пусть возвращается к себе домой и научится сначала видеть вокруг себя людей, прежде чем становится Пастырем.

  • 6 сентября 2017

Уважаемые люди добрые, позвольте и мне внести свою толику грусти и в без того печальную историю современной церкви. Как это часто бывает, раньше не верилось в рассказы из других епархий про издевательства над духовенством со стороны правящих епископов. Ну думаешь, не может быть, поклёп недоброжелателей, бредни завистников. И вот, дождалИся... Складывается впечатление, что ведется кампания по развалу церкви изнутри. Ну ладно, пора переходить к повествованию.
Уже почти два года, как состоялся раздел Ярославской митрополии на три части: Рыбинскую, Ярославскую и Переславскую. Речь пойдет о ныне многострадальной Переславской епархии. Да, уже многострадальной! Управленцем в новоскроенной епархии был поставлен новорукоположенный Феодор (Казанов). Человек родившийся в Ярославле, закончивший ЯрДУ, постриженный в монашество и принявший сан тоже, так сказать, не отходя от кассы. Короче до мозга костей был «свой» человек. Большинство восприняло его назначение с превеликой радостью, ибо знали его лично, как хорошего человека. При явлении его преосвященства в новооткрытую епархию с него пылинки сдували (в прямом смысле). Из Ярославля был прислан опытный протодиакон, знающий все тонкости архиерейского этикета. Так же некий митрополит в качестве помощи новому владыченьке снабдил того всеми необходимыми шмотками и цацками. Казалось бы, живи и радуйся. Но......первым не выдержал протодиакон. Человек обладающий веселым и общительным характером, в один прекрасный момент просто взорвался - Сдали нервы, ибо его преосвященство оказался той еще бессердечной скотиной. Выяснилось, что основной чертой его политики является «заездить» человека и выжать из него все соки. Постоянные придирки по любому поводу, все зависит от того с какой стороны возжа под хвост попала. Был, например, в прошлом году такой случай: поцапалось его величество со своим фотографом, тот психанул и ушел. ФеодОр повернувшись к рядом стоящему священнику заявил: «вперед подорвался, догнал, а не успеешь крест сниму». Замечательным было его слово к духовенству на первом епархиальном собрании: (ПАБАМ) Мы, епископы - Церковь (небольшая пауза) ну и вы немного тоже. Тогда этому никто не придал значения. Как впоследствии оказалось, напрасно. Желание строить и озадачивать священство со временем прогрессировало с завидной скоростью. Устные запреты и всякие там сорокоусты и постоянные угрозы, начали давать свои плоды: среди духовенства во всю витают думы о смене епархии, кто-то уже и сбежал, оставив неплохой приход в центре города. Немаловажную роль играет и то, что владыко не хочет никому платить. Заметный показатель любви и щедрости данного сатрапа в том, что от него бегут даже ипподиаконы. Поначалу в его окружении было трое нормальных парней, (не подумайте ничего плохого - все женатые), так двое из них уже дали дёру, третий пока держится, но это пока. А ведь ребята мечтали о рукоположении, терпели архикапризы, смирялись, кто сколько мог.
Кстати, сей преосвященный индивид никого не хочет рукопологать, за время своего царствования возвел в дьяконы одного старого дедулю. И вообще, к дьяконскому чину владыченька питает особую любовь. Завести себе пару собственных, обученных церемониалу, он не желает - надо же платить, поэтому дергает себе на службы бедолаг отовсюду. Здешние дьяконы, помимо своей немногочисленности, ещё и по большей части народ тёмный и великовозрастный. А с первых «непростительных проступков» клира понеслось - сорокоусты, сорокоусты с ссылками, и монахов, и женатых, и причастных и сочувствующих и просто мимо проходящих. И на каждой службе, да от души: не там встал, не так поклонился, «да вы тут все колхозники», «да вас тут всех гонять, да взашей», «да, за что я вам деньги плачу». По слухам, одному молодому дьякону четыре или пять сорокоустов подряд досталось, с последующим понижением в пономари. И не только мирским достаётся владычних плюшек, один местный иеродьякон натерпелся особенного внимания заботливого пастыря, что сбежал со своего монастыря в отшельники, по слухам, обитает в палатке на берегу местного озера недоступным абонентом, дабы пребывать в посте и молитве. Не меньше достаётся и иерейскому сословию от лишения наград, до запрета служения за погасшую лампаду. Такая вот романтика.
Ситуация в епархии накаляется, и если поначалу некоторым даже льстило появление высокого лица, то теперь владыку перестали приглашать на приходы и в монастыри. И раздражают не только поборы, думается, такое со скрипом, но потерпели бы. Неприятнее удивляет отношение к людям: что к клиру, что к мирянам - какая-то злобная въедливость, поиск повода для придирок и желание во что бы то ни стало наказать.
Вот такие зело скорбные дела творятся на земле переславской.

26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Казанова) , клирика Ярославской епархии, во епископа Переславского и Угличского. При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Всечестные архипастыри!

В этот священный и великий для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение святой Матери-Церкви в звании епископа. Страшно и ответственно служение сие. Но помня, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), верю, что Христос Спаситель не только не даст мне креста не по силам, но и Сам поможет мне прилагать труды к трудам, быть готовым «положить душу свою за овцы» (см. Ин. 10:11).

Вглядываясь в прошедшие годы жизни, с благодарностью вспоминаю обильные и богатые милости, которые на меня изливал всещедрый Господь. Хочется высказать благодарность учителям и наставникам как духовным, так и светским. Особое место в моей жизни занимает архиепископ Михей (Хархаров), от рук которого я принял монашеский постриг и благодать священства. Господь сподобил меня быть его келейником и личным секретарем в последние годы его жизни. Свои наставления владыка Михей преподавал мне и словом и делом: из его поступков я учился тому, как надо «смиряться под крепкую руку Божию» (см. 1 Пет. 5:6), как надо любить ближнего и снисходить к его немощам, как нужно трудиться и молиться. Вспоминая светлый образ своего духовного отца, могу лишь процитировать слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов).

Слова искренней признательности и благодарности не могу не выразить преосвященному митрополиту Ярославскому и Ростовскому Пантелеимону, чей жизненный пример научил меня заботиться о пастве Христовой и видеть нужды каждого человека, радеть о славе Божией и благоустроении Святой Церкви, для всех быть всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Служение епископа никогда не было легким. Современный мир бросает вызов Церкви и всему человечеству, смешивая понятия добра и зла. Епископ как никто другой должен с неослабным вниманием относиться к тому, что ему вверено. Мне предстоит блюсти чистоту веры и хранить единство Церкви, оберегать ее от нестроений и лжеучений, свидетельствуя о Спасителе тем, кто еще Его не обрел. Мне надлежит заботиться о возведении новых и восстановлении порушенных храмов, возвращать отобранные у Церкви в годы гонений святыни. Осознаю, что в своей деятельности мне следует налаживать взаимодействие со светской властью, активно привлекать молодежь к миссии Церкви, развивать социальную работу и просветительскую деятельность.

Ныне молитвенно обращаюсь к помощи сонма святых земли Ярославской, дабы на предстоящем мне архипастырском служении благодать Христова «во мне не была тщетна» (1 Кор. 15:10). Всецело вручаю себя в руки Промысла, да совершится воля Божия благая и совершенная надо мной.

Святейший Владыка и милостивый отец! Досточтимые архипастыри! Сыновне прошу Вас помолиться обо мне грешном, дабы Господь наш Иисус Христос укрепил и наставил меня «право правити слово Своея Истины».

Радостно священнослужителям и верующим Переславской земли от такой вести и таких слов, направленным и к нашим душам – в этом есть возвращение существовавшего многовекового достоинства Переславской Епархии, упоминаемой уже в одиннадцатом столетии. Достоинство это было утрачено в двадцатых годах прошедшего века по безумному насилию безбожных революционеров, разрушавших Церковь Христову.

Свидетелем этому был Священномученик Евгений (Елховский) служивший в нашем приходе Святых Сорока Мучеников Севастийских, оставивший в своих теплые строки о том, как на Переславскую кафедру был назначен Священномученик епископ Дамиан (Воскресенский) .

… Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упраздненная пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу! Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив.

За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житье ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Теджен в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви». Всего он значился епископом Переславским девять лет. Ныне в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его Литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и все духовенство, как никогда. И так как это мое слово понравилось тогда очень многим (десятки слушателей после ко мне подходили и благодарили меня за высказанную в нем правду) и как оно, таким образом, является как бы выразителем настроения многих, то я полностью и помещаю его здесь. Итак, начинаю его передачу:

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, горячо любимый наш архипастырь!

Высказывая воодушевляющие нас чувства радости и пожелание, по поводу Вашего возвышения в служебной архипастырской деятельности, да подаст Вам Господь Бог крепость душевных и телесных сил послужить еще многие годы во благо и славу Святой Церкви, - мы вместе с тем не можем не высказать и другого нашего чувства, которое управляет нами в данное время. Это чувство печали и скорби, что Вы оставляете нас, что приходится теперь Вам сказать последнее слово «прости», чтобы в мире друг с другом нам с Вами на всю жизнь разойтись… Владыко! Тяжело нам с этим мириться!

Посмотрите, дорогой отец наш, собралось нас немало и пастырей церкви, и наших пасомых! Что это побудило нас? Любовь наша к Вам!

Вспоминаются мне первые годы Вашего вступления на здешнюю Переславскую кафедру. Тогда я еще не был Вам сослуживцем здесь по собору. Но мне тогда еще Бог привел иметь частое общение с Вами, когда, помните, многие приходы и целые улицы, чуть ли не весь город, приглашали Вас для служения в храмы и когда прихожане тех храмов брали святые иконы по своим домам, помнится, - из собора, из мужских монастырей, от нас - от Николы, от князя Андрея, и от других храмов, в которых Вы служили в тот день. Вот когда еще, Владыко, зародилась к Вам любовь переславцев! Когда же Вы пожили с нами, она в нас возросла: теперь переславцы провожают Вас с большим сожалением, со слезами…

Говорят, что любовь порождает любовь. Так случилось и с нами. За все эти годы пребывания с нами многие ль скажут, спрошу я, что он был Вами унижен, обижен или наказан? Своим приветливым словом, отзывчивостью души, доступностью и близостью к нам Вы больше и больше с годами, живя среди нас, привлекали и приумножали численный состав верующей паствы - Ваших почитателей.

Усердной службой своей и почти всякий раз, простым и понятным для всех словом назидания в этом святом храме и где только приходилось служить, Вы сумели в остывавших было в эти годы сердцах многих снова возгреть и любовь, и усердие к Божию храму. Многолюдство собрания верующих в храме Божием я больше всего считаю, вот здесь, по крайней мере, в соборе, плодом Ваших трудов и пастырских наставлений.

Да, дорогой наш архипастырь и любящий отец, справедливость требует сказать Вам, что недаром протекла Ваша жизнь среди нас. Своим примером стойкости в вере, своим твердым исповеданием Единой Святой и Апостольской Церкви и, наконец, своими страданиями, которые выпали на Вашу долю, Вы многих слабых, колебавшихся духом, укрепили и своим добрым и любящим сердцем приблизили к себе сердца многих.

Во всякое время, бывало, мы шли к Вам, как к родному отцу, не боясь, легко и свободно, и каждый из нас встречал в Вас радушный прием и живое участие. Вы своей лаской и добротой не обходили даже и малых детей… Есть одна, хорошо известная всем, дорогая картина, изображающая благословение Спасителем детей, - она часто изображается и на стенах храмов. И вот эта картина мне часто, бывало, когда я служил вместе с Вами, приходила на ум, когда видел я, как со всех сторон окружали Вас в алтаре почти такие же дети. Не шли бы они к Вам с такой радостью, лаской, с такой детски открытой душой, если бы они не чувствовали и не видели в Вашем сердце согревающих душу тепла, ласки, добра. И вот так со всеми нами Вы жили все время в мире, любви и согласии. И я думаю, что не погрешу, если скажу, что Вы не могли сделать кому-либо сознательное зло: в Вашем добром сердце не могло ужиться оно, подобно тому, как не может течь из одного и того же источника чистая и мутная вода.

Примите же, дорогой наш архипастырь и добрый отец, искреннее уверение в том, что мы все с любовью и неудержимою скорбию провожаем Вас от себя. Знайте, что Ваша жизнь, служба Ваша была плодоносна для нас! Вы не оставляете по себе темного следа между нами и укора своей памяти. При Вас никому не было тесно и с переходом Вашим не станет просторней и свободней, как это нередко бывает. Все мы, верующие, чувствуем утрату и лишение в Вас, как в своем добром, любящем отце и архипастыре.

А теперь последнее слово, Владыко: простите нас, в чем мы погрешили пред Вами и, быть может, когда оскорбили. Там, вдали, на чужой нам стороне, не забывайте нас в своих святых молитвах пред Богом…

Простите же и благословите навсегда любящую Вас переславскую верную и преданную Вам паству!»

Пополню еще свой рассказ о епископе Дамиане, что сейчас вспомнил.

Он и третий раз был арестован, значась Переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почетной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что еще было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана.

В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие. Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах все еще бродит. «Ребята! Пойдем к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идем, идем, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан. Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь-честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «Вы». На обращенную просьбу пьяных визитеров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами не плохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твое здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споем, а ты нас послушай!»

И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своем месте и слушал…

Как видим мы из этих строк – воистину тяжелый крест возлагается на правящего архиерея при верном соблюдении этого поприща. Будем же с теплотой сердечной поминать Преосвященного Владыку Феодора, епископа Переславского и Угличского на всяком Богослужении и сугубой молитве, вверяя свои души его попечению.

Молитвами Священномучеников отцов Дамиана и Евгения помоги, Господи, всем нам быть верной паствой Христовой

14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г. Углича была совершена Божественная литургия, которую возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор.

По завершении Литургии был совершен







«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».