Неполные предложения. Учительские университеты Когда Иван вернётся

Д.з.:к субботе и.т. 7-10 предложений, упр.34, 39(Богданова, 2 часть) , именные листы
В речи, особенно в разговорной и художественной, встречаются неполные предложения . Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.
- Где Димка?
- Гуляет.
Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.
Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность.

Сравним:
– Как вы себя чувствуете?
- Хорошо.
Хорошо. - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.
Хорошо!
Хорошо! - односоставное, безличное предложение.
Могут ли быть неполными односоставные предложения?
Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.
- Как тебя зовут?
- Анной.
Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.
Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:
В понедельник он пришёл рано, а во вторник – только к ужину.

Полные и неполные предложения
С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.
Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца.
Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.
1. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а 2. белые раскрываются часов в десять.
1. двусоставное, распространённое, полное;
2. двусоставное, распространённое, неполное.
Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.
Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.
Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою (А.С. Пушкин). (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)
Пропущены могут быть:
Подлежащее:
Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);
Дополнение : А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);
Сказуемое : Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);
Сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа:
Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?).
Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.
– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.
Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится.
Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Внимание! Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга – источник знания.
Заключение:
Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Эллиптические предложения
В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения:
Я – к Таврическому саду(К.И. Чуковский).
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.
Тире ставится:
1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого с паузой.
Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.).
2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.
Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).
3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.
А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)
4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – гдеи др. Книга – почтой. Поездам – «зеленый»!

§1. Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.

Где Димка?
- Гуляет.

Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.

Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:

Как вы себя чувствуете?

Хорошо . - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.

Хорошо! - односоставное, безличное предложение.

Могут ли быть неполными односоставные предложения?

Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.

Как тебя зовут?

Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.

Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:

В понедельник он пришёл рано, а во вторник - только к ужину.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто. ?

    • полным
    • неполное
  2. Каким является предложение: Все ребята в ансамбле танцуют прекрасно, а Ира - похуже: она недавно начала заниматься танцами.?

    • полное
    • неполное
  3. Каким является предложение: Когда ты вернёшься с работы?

    • полное
    • неполное
  4. Каким является предложение: Красота какая! ?

    • полное
    • неполное
  5. Каким является предложение: Сколько грибов! ?

    • полное
    • неполное
  6. -Когда Иван вернётся? -Скоро. ?

    • полное
    • неполное
  7. Каким является предложение в ответной реплике диалога: -Когда Иван вернётся? -Он ещё не звонил. ?

    • полное
    • неполное
  8. То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.

    Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.

    Пример неполного предложения:

    Где ваш брат?

    Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).

    Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.

    Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:

    Как тебя кличут, девица?

    Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:

    Знания - сила.

    Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.

    Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.

    В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.

    На столе - хлеб и фрукты.

    В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).

    1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой — третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики — за топоры… (А. Т.); И это вы — при дочери? (Фед.); А в двери — бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном — туман (Бл.); Олимпийский огонь — на нашей земле! (Газ.); В роли обиженных — маленькие дети; И затем — минутная тишина; Арбузов и дынь — горы; Коров — две; В ответ -— полное молчание; Впереди — А. Карпов.

    При отсутствии паузы тире в эллиптическом предложении не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М. Г.); Револьвер на стол! (К. Т.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.

    2. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Тёркин — дальше. Автор — вслед (Тв.); Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Её [литературы] красота — в истине, её главное значение — в правде (Кор.); Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Т.); Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка (С.‑Щ.); Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (Фед.); И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля (Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (Бл.); Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.

    3. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам — хорошую базу; Массам — культуру; Молодёжи — образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

    4. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства (отвечают на вопросы: «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» ит. п.): Мастера искусств — молодёжи; Туризм — для всех; Отряды — в путь; Герои — рядом; Заботы и радости — пополам; Новые книги — нарасхват.

    5. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку (А. Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек — знанием (Посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких — не имеет значения; У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто —виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват ); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против (ср.: Одни голосовали за, другие против ); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов — только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней; Одни работают, донимая своё дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто — чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора (Юг.); Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.

    При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех., а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).

    6. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (иногда и без пропуска): Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвёртый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи —- неохотно и безучастно (М. Г.).

    НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Конспект урока-практикума в 10 классе

    Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;

    развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;

    воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.

    Ход урока:

    1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.

    Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.

    Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.

    Учитель: Какие предложения вы знаете? (Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?

    В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.

    (Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.

    К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.

    Материал по теории вопроса

    1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:

    Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.

    2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.

    Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.

    Что вы заметили в неполных предложениях? (Наличие тире)

    Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?

    2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания

    Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

    3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.

    КАРТОЧКА

    Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.

    Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.

    Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.

    4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.

    Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.

    Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.

    Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.

    Запись ярких афоризмов с доски:

    Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.

    Золото добывают из земли, знания – из книги.

    В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.

    Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.

    Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.