Моя любимая библиотека. Произошло наваринское морское сражение Морское сражение 1827 года

Наваринское сражение 1827 года по праву считается одной из крупнейших морских баталий Новой истории, в которой приняли участие крупнейшие державы тех времен. Данная битва предопределила судьбу участниц боевых действий, усилив позиции одной стороны и еще более ослабив противоположный лагерь.

Предпосылки к началу войны

Несмотря на то что Османская империя медленно скатывалась на самое дно политического и экономического кризиса, она по-прежнему обладала довольно-таки значительными территориями на Балканах и на севере Африки. Удерживать столь обширные земли с годами становилось все тяжелее и тяжелее. Особенно яро за свою независимость сражались греческие революционеры. Их борьба началась в 1821 году с крупного восстания в Пелопоннесе. Османский султан Махмуд II лишь с помощью своего египетского вассала Мухаммеда Али в 1824 году сумел остановить расширение освободительного движения греков. За ситуацией на Балканах внимательно следили европейские державы. Англия и Франция искали выгоду в стремительном ослаблении Османской империи. Россия же, преуспевшая в войне с турками в 1806-1812 гг., хотела еще больше укрепить свое положение на Балканском полуострове и Черном море.

Попытка примирения сторон

Несмотря на вышесказанное, будущие союзники по Антанте не были заинтересованы в полном развале Османской империи. По крайней мере, не так быстро. Франция и Англия стремились поставить ее в зависимое положение путем экономического давления, выкачивая из нее ресурсы и по надобности использовать против России. Русского царя Николая I также не устраивало падение столь крупной империи, хоть она и была ослаблена. Быстрый развал привел бы к серьезным изменениям на политической карте как на Балканах, так и на севере Африки, которые входили в сферу влияния союзников.

И поэтому 16 июля 1827 года в Лондоне при участии высокопоставленных чиновников Франции, Англии и России была подписана конвенция, утверждавшая автономию Греции в составе Османской империи. Греки продолжали платить ежегодную дань в султанскую казну и считаться подданными султана, но получали значительные преимущества для торговых операций с европейскими державами. Документ обязал стороны прекратить боевые действия и заключить мир. Нарушение договора предполагало вмешательство в конфликт путем введения морских сил стран-посредников.

Эскалация конфликта

Естественно, такое положение дел категорически не устраивало турецкого владыку. Ведь впервые за 5 веков управления Греция получила шанс освободиться от османской опеки и заполучить долгожданную свободу. Действия султана Махмуда II были вполне ожидаемы. Османская империя не собиралась следовать условиям Лондонской конвенции. В Наваринской бухте расположился внушительный турецко-египетский флот. Данный шаг способствовал активации пункта о вмешательстве в конфликт союзной эскадры.

Численность и командный состав противников

Объединенный флот России, Англии и Франции взял курс на Наваринскую бухту. Российской эскадрильей руководил контр-адмирал Л. Гейден (голландец на службе у русского царя), французскими военно-морскими силами - А. де Риньи. Общее предводительство было передано высшему чину союзной армады - английскому вице-адмиралу Э. Кодрингтону. Всего выдвинулось 26 кораблей при 1300 орудиях.

По прибытии к месту назначения 20 октября 1827 года союзники поняли, что противник превосходит их как по числу кораблей и живой силе, так и по артиллерийской мощи почти в 2 раза. Всего на оборону бухты собралось 91 судно. Османо-египетским флотом руководил Ибрагим-паша, помогали ему Тахир-паша и Мухаррем-бей. Помимо 2600 орудий, расположенных на судах, на суше, в одноименной крепости также находилась береговая охрана при еще 165 орудиях, а также небольшая батарея на острове Сфактерия. Несмотря на столь внушительный перевес в вооружении и численности, у европейской эскадрильи имелся один значительный плюс перед оппонентом - многолетний опыт участия в морских баталиях. Более того, греки решили не отсиживаться в сторонке и примкнули к союзническому флоту.

Попытка переговоров

Даже приведя флотилию в полную боевую готовность, командующий Э. Кодрингтон все еще не потерял надежды на решение конфликта дипломатическим путем. Французский и английский флот довольно осторожно и медленно прошел через узкий залив и расположился напротив соперника. Не радушно были встречены российские корабли. Османы не забыли поражения в войне 1806-1812 гг., после которой лишились ряда территорий. Сразу по русским судам открыли шквальный огонь. Несколько судов союзников, в том числе "Сирена" флагманский корабль французов, получили пробоины. Затем наступило некоторое затишье. Воспользовавшись моментом, Кодрингтон отправил к вражескому лагерю небольшую делегацию. Однако береговые силы противника еще в самом начале не собирались вести всякие переговоры и вновь открыли огонь изо всех орудий. Парламентеры погибли моментально, несколько кораблей союзников получили значительные повреждения. Таким образом, на мирном урегулировании конфликта был поставлен жирный крест. Таким образом, 20 октября 1827 года Наваринское морское сражение началось.

Ход и результат сражения

Сигналом к Наваринскому морскому сражению послужил обстрел египтянами флагманского корабля англичан - "Азии". Судно командующего флота получило несколько пробоин. Мухаррем-бей собирался добить противника. Однако на авансцену вступил будущий герой морской битвы "Азов" - флагман российского флота. При отсутствии Гейдена, получившего контузию, командование на себя взял капитан Лазарев. Атака на "Азию" была отбита, а корабль Мухаррем-бея потоплен. Затем в бой вступили и другие русские суда - "Гангут", "Иезекиль", "Александр Невский", "Константин", "Елена", "Проворный" и "Кастор". Однако сражение в Наваринской бухте стало звездным часом именно "Азова", который и стал основным залогом победы, поведя в бой остальных. Битва продолжалась всего лишь 4 часа и завершилась сокрушительным поражением османо-египетского флота.

Потери с обеих сторон

Наваринское сражение окончилось ожидаемой победой союзной флотилии. Опыт взял верх над численным и оружейным перевесом. Со стороны победивших потери были довольно незначительны - около 800 человек убитыми и ранеными. Несмотря на серьезные повреждения, ни один из кораблей европейской эскадрильи не был потоплен. Среди российских кораблей только на "Касторе" не оказалось никаких людских потерь. Что касается проигравших, то здесь ситуация обстояла куда хуже. Союзным флотом было уничтожено больше половины кораблей (точнее 61) Османской империи и ее союзника Египта. Остальные суда также оказались в непригодном состоянии из-за повреждений. Человеческие потери составили более 7000 человек. Ночная атака турков также не имела успеха. Оставшиеся корабли были потоплены самими османами.

Герои и награды

Как упоминалось выше, главным героем Наваринского сражения стал флагман российского флота "Азов". Несмотря на многочисленные повреждения, на его счету 5 потопленных кораблей противника, в том числе также 2 судна под руководством Мухаррем-бея и Тахир-паши. Вместе с "Азией" был также уничтожен корабль фрегат главнокомандующего Ибрагим-паши, еще несколько из них вынужденно сели на мель. "Азов" первым в истории России удостоился кормовой Георгиевской ленточки. За боевые заслуги получили награды (в том числе и зарубежные) и повышение в звании Гейден (вскоре поднят до вице-адмирала), Нахимов, Лазарев (дослужился до контр-адмирала) и другие проявившие себя офицеры и солдаты.

Последствия сражения

Наваринское сражение предопределило дальнейшую судьбу стран-участниц. Больше всего от морской битвы выиграла Греция. Ее судьбу решила Российская империя в очередной русско-турецкой войне 1828-29 гг., завершившейся викторией русских, которая в течение ближайших лет подарила грекам долгожданную независимость.

В благодарность эллины и по сей день отмечают день победы в Наварине чуть ли не как национальный праздник, поминая погибших. Османская империя после поражения еще больше стала регрессировать, появилось много желающих бросить вызов османскому султану и отделиться от турецкого владычества. Еще вчерашний союзник египетский наместник Мухаммед Али дважды в 1830-40-е гг. поднимал войска против Махмуда II за право владения Сирией, но в итоге при вмешательстве России потерпел неудачу. Что касается Англии и Франции, то они были крайне недовольны успехами русских и всячески искали повод ослабить влияние Российской империи на балканские страны и не допустить ее на Ближний Восток. Все эти попытки в начале 1850-х привели к Крымской войне, где бывшие союзники стали врагами.

Источники о сражении

Наваринское сражение 1827-го стало, в первую очередь, большим успехом российского военно-морского флота. Естественно по этому случаю в российском календаре имеется праздник - день командира ВМФ России. Книги о Наваринском сражении довольно многочисленны: И. Гусева "Наваринское морское сражение", Г. Арша "Россия и борьба Греции за освобождение", О. Шпаро "Освобождение Греции и Россия" и многих других. Зарубежные авторы в основном дают скудные сведения о битве или преуменьшают успехи российского флота в описаниях. Наваринское сражение 20 октября 1827-го заинтересовало также и художников. Наиболее известными являются картины Ивана Константиновича Айвазовского и англичанина Джорджа Филиппа Рейнагла.

190 лет назад, 20 октября 1827 года, произошло Наваринское сражение. Союзный флот России, Англии и Франции уничтожил турецко-египетский флот. Главную роль в морском сражении сыграла русская эскадра под началом контр-адмирал Л. М. Гейдена и начальника штаба капитана 1 ранга М. П. Лазарева.

Предыстория


Одним из главных вопросов тогдашней мировой и европейской политики был восточный вопрос, вопрос о будущем Османской империи и «турецком наследстве». Турецкая империя стремительно деградировала, подвергалась разрушительным процессам. Её военно-морская мощь значительно ослабла, и Турция, ранее сама угрожавшая безопасности европейских народов, становилась жертвой. Великие державы претендовали на различные части Османской империи. Так, Россия была заинтересована в зоне проливов, Константинополе-Стамбуле и кавказских владениях Турции. В свою очередь, Англия, Франция и Австрия не желали усиления России за счёт Турции и старались не пускать русских на Балканы и Ближний Восток.

Народы, ранее подчиненные военной мощью османов, начинали выходить из подчинения, боролись за независимость. В 1821 году восстала Греция. Несмотря на всю жестокость и террор турецких войск, греки мужественно продолжали свою борьбу. В 1824 году Порта запросила помощи у хедива Египта Мухаммеда Али, только что модернизировавшего армию по западным стандартам. Османское правительство обещало пойти на большие уступки по Сирии, если Али поможет подавить восстание греков. В итоге Мухаммед Али послал египетский флот с войсками и своего приемного сына Ибрагима на помощь Турции.

Турецко-египетские войска жестоко давили восстание. Греки, в рядах которых не было единства, терпели поражение. Греция тонула в крови и превращалась в пустыню. Тысячи людей были убиты и обращены в рабство. Турецкий султан Махмул и египетский правитель Али планировали полностью вырезать население Мореи. Кроме того, в Греции свирепствовали голод и чума, уносившие больше жизней, чем сама война. А уничтожение греческого флота, выполнявшего важные посреднические функции в торговле юга России через проливы, нанесло большой урон всей европейской торговле. Поэтому в европейских странах, особенно в Англии и Франции, и конечно в России, росло сочувствие к греческим патриотам. В Грецию ехали добровольцы, собирались пожертвования. Грекам на помощь были отправлены европейские военные советники.

Новый русский император Николай Павлович, занявший престол в 1825 году, задумался о необходимости унять Турцию. Сделать это он решил в союзе с Англией. Государь Николай надеялся найти общий язык с Англией по поводу раздела Турции на сферы влияния. Петербург хотел получить под свой контроль проливы Босфор и Дарданеллы, что имело огромное военно-стратегическое и экономическое значение для Русской империи. Британцы, с одной стороны, хотели в очередной раз стравить русских с турками, получив от этого максимум выгод, при этом избежать развала Османской империи в интересах России. С другой стороны - Лондон хотел оторвать от Турции Грецию и сделать её своим «партнером» (зависимым государством).

4 апреля 1826 года британский посланник в Петербурге Веллингтон подписал протокол по греческому вопросу. Греция должна была стать особым государством, султан оставался верховным сюзереном, но греки получали своё правительство, законодательство и т. д. Статус вассала Греции выражался в ежегодной дани. Россия и Англия обязались поддерживать друг друга в претворении в жизнь этого плана. Согласно Петербургскому протоколу ни Россия, ни Англия не должны были делать в случае войны с Турцией никаких территориальных приобретений в свою пользу. Париж, обеспокоенный тем, что Лондон и Петербург решают важнейшие европейские дела, без его участия, присоединился к антитурецкому союзу.

Однако Порта продолжала упорствовать и не шла на уступки по греческому вопросу, несмотря на давление великих европейских держав. Греция имела огромное военно-стратегическое значение для Османской империи. Порта надеялась на противоречия между великими державами, британцы, русские и французы имели слишком различные интересы в регионе, чтобы найти общий язык. В итоге великие державы решили оказать военное давление на Стамбул. Чтобы турки стали сговорчивее, к Греции решили отправить союзный флот. В 1827 году в Лондоне была принята конвенция трех держав, поддерживающая независимость Греции. По настоянию русского правительства к этой конвенции прилагались секретные статьи. Они предусматривали посылку союзного флота, чтобы оказать военно-политическое давление на Порту, пресечь доставку в Грецию новых турецко-египетских войск и установить контакт с греческими повстанцами.

Почтовая марка Египта, посвящённая Ибрагим-паше

Союзный флот

Ведя переговоры с правительствами Англии и Франции о совместной борьбе против Турции, Россия еще в 1826 г. начала подготовку к посылке на Средиземное море Балтийской эскадры, в которую были включены наиболее боеспособные корабли Балтийского флота и два новых линейных корабля - «Азов» и «Иезекииль», строившиеся на верфях Архангельска. Командиром «Азова» в феврале 1826 г. был назначен опытный командир, капитан 1 ранга М. П. Лазарев. Одновременно с постройкой «Азова» Лазарев занимался комплектованием корабля личным составом. Он старался отобрать знакомых ему наиболее способных и хорошо знающих свое дело офицеров. Так, он пригласил на свой корабль отлично зарекомендовавших себя по совместной с ним службе лейтенанта П. С. Нахимова, мичманов В. А. Корнилова, В. И. Истомина и других талантливых молодых офицеров, прославившихся позже в Наваринском и Синопском сражениях и в героической обороне Севастополя в Крымскую войну.

10 июня 1827 года Балтийская эскадра под командованием адмирала Д. Н. Сенявина вышла из Кронштадта в Англию. 28 июля эскадра прибыла в главную базу английского флота Портсмут. Здесь Д. Н. Сенявин окончательно определил состав эскадры, которой предстояло совместно с англо-французским флотом вести боевые действия на Средиземном море: четыре линейных корабля, и четыре фрегата. Во главе Средиземноморской эскадры, по личному указанию царя Николая I, был поставлен граф контр-адмирал Л. П. Гейден, а начальником штаба эскадры Д. Н. Сенявин назначил капитана 1 ранга М. П. Лазарева.

8 августа эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена в составе 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, 1 корвета и 4 бригов, выделенная из состава эскадры адмирала Сенявина, вышла из Портсмута в Архипелаг. Остальная часть эскадры Сенявина возвратилась в Балтийское море. 1 октября произошло соединение эскадры Гейдена с английской эскадрой под командой вице-адмирала Кодрингтона и французской эскадрой под командой контр-адмирала де Риньи у острова Занте. Откуда под общим командованием вице-адмирала Кодрингтона, как старшего в чине, соединенный флот в составе направился к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот под командованием Ибрагим-паши. В Лондоне Кондрингтона считали прозорливым политиком и хорошим флотоводцем. Долгое время он служил под командованием знаменитого адмирала Нельсона. В Трафальгарском сражении командовал 64-пушечным кораблем «Орион».

5 октября 1827 года союзный флот прибыл к Наваринской бухте. Кодрингтон рассчитывал путём демонстрации силы заставить противника принять требования союзников. Британский адмирал, выполняя указания своего правительства, не планировал вести решительные действия против турок в Греции. Командование же русской эскадры в лице Гейдена и Лазарева придерживалось иной точки зрения, которая была предписана им царем Николаем I. Направляя эскадру в Средиземное море, царь вручил графу Гейдену предписание действовать решительно. Под давлением русского командования Кондрингтон 6 октября направил ультиматум турецко-египетскому командованию о немедленном прекращении военных действий против греков. Турецко-египетское командование, уверенное в том, что союзники (и особенно англичане) не решатся вступить в сражение, отказалось принять ультиматум. Тогда на военном совете эскадры союзников, снова под русским давлением, было принято решение, войдя в Наваринскую бухту, стать на якорь против турецкого флота и своим присутствием заставить вражеское командование пойти на уступки. Командующие союзными эскадрами дали «взаимное обещание истребить турецкий флот, если хотя один выстрел будет сделан по союзным кораблям».

Таким образом, в начале октября 1827 года объединенный англо-франко-русский флот под командованием английского вице-адмирала сэра Эдуарда Кодрингтона блокировал турецко-египетский флот под началом Ибрагим-паши в Наваринской бухте. Союзное командование надеялось с помощью силового давления заставить турецкое командование, а затем и правительство, пойти на уступки в греческом вопросе.


Логин Петрович Гейден (1773 - 1850)


Адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 - 1851). С гравюры И. Томсон

Силы сторон

Русская эскадра состояла из 74-пушечных линейных кораблей «Азов», «Иезекииль» и «Александр Невский», 84-пушечного корабля «Гангут», фрегатов «Константин», «Проворный», «Кастор» и «Елена». Всего на русских кораблях и фрегатах было 466 орудий. В состав английской эскадры входили линейные корабли «Азия», «Генуя» и «Альбион», фрегаты «Глазго», «Комбриэн», «Дартмут» и несколько мелких судов. Англичане в общей сложности имели 472 пушки. Французская эскадра состояла из 74-пушечных линейных кораблей «Сципион», «Тридент» и «Бреславль», фрегатов «Сирена», «Армида» и двух мелких судов. Всего на французской эскадре было 362 пушки. Всего в составе союзного флота было десять линейных кораблей, девять фрегатов, один шлюп и семь мелких судов, имевших 1308 пушек и 11 010 человек команды.

Турецко-египетский флот находился под непосредственным командованием Могарем-бея (Мухаррем-бея). Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрагим-паша. Турецко-египетский флот стоял в Наваринской бухте на двух якорях строем в виде сжатого полумесяца, «рога» которого простирались от Наваринской крепости до батареи острова Сфактерия. В составе флота было три турецких линейных корабля (86-, 84- и 76-пушечных, всего 246 пушек и 2700 человек команды); пять двухпалубных 64-пушечных египетских фрегатов (320 пушек); пятнадцать турецких 50- и 48-пушечных фрегатов (736 пушек); три тунисских 36-пушечных фрегата и 20-пушечный бриг (128 пушек); сорок два 24-пушечных корвета (1008 пушек); четырнадцать 20- и 18-пушечных бригов (252 пушки). Всего в составе турецкого флота было 83 военных судна, более 2690 пушек и 28 675 человек команды. Кроме того, турецко-египетский флот имел десять брандеров и 50 транспортных судов. Линейные корабли (3 единицы) и фрегаты (23 корабля) составляли первую линию, корветы и бриги (57 кораблей) находились во второй и третьей линиях. Пятьдесят транспортов и купеческих судов стояли на якорях под юго-восточным берегом Морей. Вход в бухту шириной около полумили простреливался батареями с Наваринской крепости и острова Сфактерия (165 орудий). Оба фланга прикрывались брандерами (судами, нагруженными горючим и взрывчатыми веществами). Впереди кораблей были установлены бочки с горючей смесью. На возвышенности, с которой просматривалась вся Наваринская бухта, находилась ставка Ибрагим-паши.

Османы имели сильную позицию, прикрытую крепостью, береговыми батареями и брандерами. Слабым место была скученность кораблей и судов, линейных кораблей было мало. Если считать число стволов, то турецко-египетский флот имел на тысячу с лишним пушек больше, но по мощи морской артиллерии превосходство оставалось за союзным флотом, причем значительное. Десять линейных кораблей союзников, вооруженных 36-фунтовыми орудиями, были намного сильнее турецких фрегатов, вооруженных 24-фунтовыми пушками, и особенно корветов. Стоявшие в третьей линии и тем более у берега турецкие суда не могли стрелять из-за больших расстояний и опасения поразить свои же корабли. Ещё одним негативным фактором была слабая выучка турецко-египетских экипажей по сравнению с первоклассным союзным флотом. Однако турецко-египетское командование было убеждено в силе своей позиции, прикрытой береговой артиллерией и брандерам, также в многочисленности кораблей и орудий. Поэтому османы не испугались прибытия союзного флота и не боялись вражеской атаки.


Корабль «Азов» в Наваринском сражении

Сражение

8 (20) октября британский адмирал направил союзный флот в Наваринскую бухту, чтобы продемонстрировать противнику свою силу и заставить пойти на уступки. При этом подчеркивалось: «Ни одна пушка не должна выстрелить без сигнала, разве только турки откроют огонь, тогда те корабли должны быть истреблены немедленно. В случае же сражения советую привести себе на память слова Нельсона: «Чем ближе к неприятелю, тем лучше». Таким образом, Кодрингтон твердо надеялся, что турки уступят, и дело закончится простой демонстрацией силы.

Колонны союзников входили в бухту последовательно. Британский флотоводец посчитал, что входить в тесную бухту двумя колоннами рискованно. Английский адмирал перед входом в гавань был встречен турецким офицером, который сообщил, что якобы находящийся в отсутствии Ибрагим-паша не оставил приказаний касательно дозволения входа союзных эскадр в сей порт, а потому он требует, чтобы они, не заходя дальше, вернулись в открытое море. Кодрингтон ответил, что он пришел не получать, а отдавать приказания, и что он истребит весь их флот, если хотя бы один выстрел будет сделан по союзникам. Английские корабли спокойно, как на маневрах, входили в бухту и по диспозиции становились на шпринг.

Капитану Феллоусу подчинялся отряд мелких судов, предназначавшихся для уничтожения брандеров, которыми прикрывались фланги неприятельского флота. Войдя в порт, он послал лейтенанта Фицроя на один из ближайших брандеров, чтобы отвести его подальше от союзной эскадры. Но турки, посчитав это нападением, открыли ружейный огонь, убили посланного офицера и нескольких матросов. Ближайшие британские фрегаты ответили. По ним открыли огонь с турецких кораблей. Затем началась беспорядочная пальба из ружей и пушек турецкого флота. Через некоторое время к перестрелке подключились и береговые батареи. Произошло это около 14 часов.

Англичане ответили всеми имеющимися орудиями. В этот момент Гейден вводил свою эскадру в уже затянутый дымом порт, и едва «Азов» миновал укрепления, как турки открыли по нему огонь. Адмиралу Кодрингтону в начале сражения пришлось иметь дело не только с двумя турецкими линейными кораблями, но и с судами второй и третьей линий. Его флагман «Азия», попав под сильный огонь, потерял бизань-мачту, с падением которой прекратили стрельбу некоторые кормовые пушки. Английский флагман попал в опасное положение. Но в этот момент в сражение вступил Гейден. Его корабль «Азов», покрытый густым удушливым дымом, осыпаемый картечью, ядрами и пулями, тем не менее быстро достиг своего места, стал от неприятеля на расстоянии пистолетного выстрела и убрал паруса в одну минуту.

По воспоминаниям одного из участников боя: «Тогда положение англичан переменилось, противники их начали слабее и слабее действовать, и господин Кодрингтон, коему помог наш адмирал, сокруша тунисского капитан-бея, сокрушил и Могарема: корабль первого, пронесясь по линии, брошен был на мель, а второго сгорел, суда второй и третьей линии, бившие «Азию» с носу и кормы, - потоплены. Но зато «Азов» обратил на себя общее внимание врага, ярою злобою против него кипевшего, не только ядра, картечь, но даже обломки железа, гвозди и ножи, кои турки в бешенстве клали в пушки, сыпались на него с одного корабля, пяти двухдечных фрегатов, бивших его в корму и в нос, и многих судов второй и третьей линий. Корабль загорался, пробоины увеличивались, рангоут валился. Когда же приспели к местам своим «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и «Бреславль», когда полетели и их ядра на вражеские корабли, тогда «Азов» мало-помалу начал выходить из страшного ада, в коем он находился. 24 убитых, 67 раненых, избитый такелаж, паруса, а в особенности рангоут, и более 180 пробоин кроме 7 подводных доказывают истину сказанного».

Несколько часов шёл жестокий бой. Турецкий и египетский адмиралы были убеждены в успехе. Турецкие береговые батареи плотно прикрыли своим огнем единственный выход в море из Наваринской бухты, казалось, что союзный флот попал в западню и будет полностью уничтожен. Двойное превосходство в силе сулило турецко-египетскому флоту победу. Однако всё решило мастерство и решительность командиров и моряков союзного флота.


Архипелагская экспедиция русского флота 1827 г. Наваринское сражение 8 октября 1827 г. Источник: Морской атлас Министерства Обороны СССР. Том III. Военно-исторический. Часть первая

Это был звездный час для русского флота. Шквал огня обрушился на корабли русской и английской эскадр. Флагманскому кораблю «Азов» пришлось сражаться сразу против пяти кораблей противника. Его поддержал французский корабль «Бреславль». Оправившись, «Азов» начал громить из всех орудий флагманский корабль египетской эскадры адмирала Могарем-бея. Вскоре этот корабль загорелся и от взрыва пороховых погребов взлетел на воздух, поджигая другие корабли своей эскадры.

Участник сражение, будущий адмирал Нахимов так описывал начало сражения: «В 3 часа мы положили якорь в назначенном месте и повернули шпрингом вдоль борта неприятельскаго линейнаго корабля и двухдечнаго фрегата под турецким адмиральским флагом и еще одного фрегата. Открыли огонь с правого борта... «Гангут» в дыму немного оттянул линию, потом заштилил и целым часом опоздал придти на свое место. В это время мы выдерживали огонь шести судов и именно всех тех, которые должны были занять наши корабли... Казалось, весь ад развернулся пред нами! Не было места, куда бы не сыпались книпели, ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту, а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы и половины команды. Надо было драться истинно с особенным мужеством, чтоб выдержать весь этот огонь и разбить противников...».

Флагман «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева стал героем этой битвы. Русский корабль сражаясь с 5 неприятельскими кораблями, уничтожил их: он потопил 2 больших фрегата и 1 корвет, сжег флагманский фрегат под флагом Тахир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, «Азов» вместе с флагманским кораблем англичан потопил линейный корабль командующего египетским флотом Могарем-бея. Корабль получил до 1800 попаданий, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Самую же высокую оценку заслужил командир «Азова» М. П. Лазарев. В своём донесении Л. П. Гейден писал: «Неустрашимый капитан 1 ранга Лазарев управлял движениями Азова с хладнокровием, искусством и мужеством примерным». П. С. Нахимов о своём командире писал: «Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня не достаёт слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

Отличился также мощный корабль русской эскадры «Гангут» под командой капитана 2 ранга Александра Павловича Авинова, который потопил два турецких судна и один египетский фрегат. Линейный корабль «Александр Невский» захватил в плен турецкий фрегат. Линейный корабль «Иезекииль», содействуя огнем линейному кораблю «Гангут», уничтожил неприятельский брандер. В целом русская эскадра уничтожила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей.

В течение трёх часов турецкий флот, несмотря на упорное сопротивление, был полностью уничтожен. Сказался уровень мастерства союзных командиров, экипажей и артиллеристов. Всего более пятидесяти кораблей противника было уничтожено во время битвы. Уцелевшие суда османы сами утопили на следующий день. В своём донесении о Наваринском бое контр-адмирал граф Гейден писал: «Три союзных флота, соревновали один другому в храбрости. Никогда не видно было столь искреннего единодушия между различными нациями. Взаимные пособия доставлялись с неписанной деятельностью. При Наварине слава английского флота явилась в новом блеске, а на французской эскадре, начиная от адмирала Риньи, все офицеры и служители явили редкие примеры мужества и неустрашимости. Капитаны и прочие офицеры российской эскадры исполняли долг свой с примерным рвением, мужеством и презрением всех опасностей, нижние чины отличились храбростью и повиновением, которые достойны подражания».


Наваринское сражение, Национальный исторический музей, Афины, Греция

Итоги

Союзники не потеряли ни одного корабля. Больше всего в Наваринском сражении пострадали флагман английской эскадры корабль «Азия», который потерял почти все свои паруса и получил множество пробоин, и два русских корабля: «Гангут» и «Азов». На «Азове» были перебиты все мачты, корабль получил десятки пробоин. В живой силе наибольшие потери понесли англичане. Были убиты два парламентера, один офицер и ранены трое, в том числе и сын вице-адмирала Кодрингтона. Из русских офицеров были убиты двое и 18 ранены. Среди французских офицеров только командир корабля «Бреславль» получил легкое ранение. Всего союзники потеряли убитыми 175 и ранеными 487 человек. Турки потеряли практически весь флот - более 60 кораблей и до 7 тыс. человек.

Командир «Азова» М. П. Лазарев за этот бой получил чин контр-адмирала и был награжден одновременно четырьмя орденами - русским, английским, французским и греческим. За мужество, храбрость и морское искусство экипажа линейному кораблю «Азову» - впервые в русской морской - было присвоено высшее боевое отличие - кормовой Георгиевский флаг. «Азов» стал первым гвардейским кораблем русского флота. «В честь достохвальных деяний начальников, мужества и храбрости нижних чинов», - говорилось в царском рескрипте. При этом предписывалось «поднимать Георгиевский флаг впредь на всех кораблях, носящих имя «Память Азова». Так родилась морская гвардия.

Русский император Николай I наградил Кодрингтона орденом Святого Георгия 2-й степени, а де Риньи - орденом Святого Александра Невского. Получили ордена и многие русские офицеры. Для нижних чинов на каждый корабль выдали по десять, а на фрегат - по пять Георгиевских крестов. Своеобразной была реакция английского короля: на представлении Кодрингтона к ордену Виктории (а не наградить его монарх просто не мог, учитывая громадный международный резонанс этой битвы), он написал: «Заслуживает веревки, но я вынужден дать ему ленту». В планы Лондона совсем не входило полное уничтожение турецкого флота, поэтому, как только улегся ажиотаж и успокоилась ликующая общественность, Кодрингтона тихо отправили в отставку.

В военном отношении сражение интересно тем, что турецко-египетский флот имел позиционное преимущество и его козырем были береговые батареи с крупнокалиберными орудиями. Просчетом Ибрагим-паши было то, что он пропустил союзников в Наваринскую бухту. Самым удобным для обороны местом был узкий вход в бухту. По всем правилам военно-морского искусства, именно на этом рубеже Ибрагим-паша должен был дать союзникам сражение. Следующий просчет турок заключался в неудовлетворительном применении многочисленной артиллерии. Вместо того чтобы бить по корпусу судна, турки стреляли по рангоуту. В результате этой серьезной ошибки им не удалось потопить ни одного корабля. Корабли противника (особенно крупные) оказывали яростное сопротивление. Однако их огонь был недостаточно эффективен, так как вели его не по корпусу, а по рангоуту. В письме Рейнеке П. С. Нахимов писал: «Не было места, куда бы не сыпались книпеля, ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту, а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы половины команды... Сами англичане признаются, что при Абукире и Трафальгаре ничего подобного не было...». Русские моряки же наоборот, как и других морских сражениях, действовали на главном направлении - против наиболее сильных кораблей противника. Гибель флагманов парализовала волю к сопротивлению более многочисленного турецко-египетского флота.

Весть о Наваринском сражении привела турок в ужас, а греков - в восторг. Однако и после Наваринского сражения Англия и Франция не пошли на войну с Турцией, которая упорствовала по греческому вопросу. Порта, видя разногласия в рядах великих европейских держав, упорно не хотела давать грекам автономии, и соблюдать соглашения с Россией по поводу свободы торговли через черноморские проливы, а также права русских в делах придунайских княжеств Молдавии и Валахии. Это в 1828 году привело к новой войне между Россией и Турцией.

Таким образом, разгром турецко-египетского флота значительно ослабил военно-морскую мощь Турции, что содействовало победе России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции (де-факто Греция стала независимой).


Морское сражение при Наварине. Картина Айвазовского

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 (20) октября 1827 г. в Наваринской бухте Ионического моря произошло морское сражение между флотом союзников (России, Англии и Франции) и турецко-египетским флотом.

После того как Турция отказалась выполнить требования Лондонской конвенции 1827 г. о предоставлении Греции автономии, соединённая эскадра России, Англии и Франции под командованием старшего в чине английского вице-адмирала Э. Кодрингтона подошла к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот под командованием Мухаррем-бея.

Английская эскадра состояла из 3 линейных кораблей, 3 фрегатов, шлюпа, 4 бригов и тендера (всего 472 орудия). Командовал английской эскадрой вице-адмирал Э. Кодрингтон. Во французской эскадре контр-адмирала А. де-Риньи находилось 3 линейных корабля, 2 фрегата, бриг и шхуна (362 орудия). Под командованием российского контр-адмирала Л. П. Гейдена было 4 линейных корабля и 4 фрегата (466 орудия). Всего же объединённый флот насчитывал 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и 7 мелких кораблей и около 1 тыс. 300 орудий.

Турецко-египетский флот насчитывал 3 линейных корабля, 5 двухдечных 64-пушечных фрегатов, 18 фрегатов, 42 корвета, 15 бригов и 6 брандеров (всего по разным источникам от 2,1 тыс. до 2,6 тыс. орудий). Вход в бухту с двух сторон простреливался 165 орудиями береговых батарей, расположенных в Наваринской крепости и на острове Сфактерия. Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрахим-паша.

8 (20) октября 1827 г. союзные эскадры стали входить в бухту кильватерной колонной и занимать места согласно принятой ранее диспозиции. Как только корабли английской эскадры стали опускать якоря, турки открыли по ним беглый ружейный огонь и убили английского офицера-парламентера, направлявшегося на переговоры с турецким адмиралом. В это же время с египетского корвета был произведён первый пушечный выстрел по французскому флагманскому кораблю «Сирена», а крепостные батареи открыли перекрёстный огонь по флагманскому кораблю русской эскадры «Азов», проходившему во главе отряда через узкий пролив в Наваринскую бухту.

В течение 4 часов длилась ожесточённая схватка на короткой дистанции, во время которой союзные эскадры действовали в полном единодушии, оказывая друг другу взаимную поддержку. Турецко-египетский флот был полностью уничтожен. Наиболее решительно и искусно действовала русская эскадра под командованием контр-адмирала Гейдена, разгромившая весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей. Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и судов, в том числе 3 линейных корабля, 9 фрегатов, 24 корвета, 14 бригов. Потери только убитыми и утонувшими составили более 7 тыс. человек. Ночью турки сами сожгли почти все свои оставшиеся суда. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили около 800 человек.

В бою особенно отличился русский флагманский корабль «Азов» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Лазарева. «Азов» потопил 2 фрегата и корвет, сжёг 60-пушечный фрегат под флагом Тахир-паши, заставил выброситься на мель 80-пушечный корабль, а затем вместе с англичанами уничтожил турецкий флагман.

За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг и вымпел. Его командир, капитан I ранга М. П. Лазарев, был произведён в контр-адмиралы. Контр-адмирал Л. П. Гейден стал вице-адмиралом, кавалером ордена Святого Георгия 3-й степени, французского ордена Святого Людовика и английского ордена Бани. Большинство офицеров русской эскадры получили русские, английские и французские ордена и повышение в звании.

УЛЬТИМАТУМ ИБРАГИМ-ПАШЕ

Ваша Светлость!

По слухам, какие до нас со всех стран доходят, и по достоверным сведениям узнаем мы, что многочисленные отряды вашей армии разсеялись в разных направлениях по западной части Мореи, опустошают оную, жгут, истребляют, исторгают с кореньями деревья, виноградники, всякие произрастения и, одним словом, наперерыв спешат превратить страну сию в совершенную пустыню.

Сверх сего известились мы, что против округов Майны приготовлена экспедиция и что туда двинулись некоторые войска.

Все сии необыкновенно насильственные действия происходят, можно сказать, в глазах наших и в нарушение перемирия, которое Ваша Светлость обязались честным словом соблюдать ненарушимо до возвращения ваших курьеров. В нарушение такого перемирия, в силу которого позволено флоту вашему 26 числа последнего сентября обратный вход в Наварин.

Нижеподписавшиеся находятся в прискорбной необходимости объявить вам ныне, что таковой с вашей стороны поступок и столь удивительное нарушение ваших обещаний поставляют вас, Милостивый Государь, вне законов народных и вне существующих трактатов между высокими дворами союзников и Оттоманскою Портою. К сему же нижеподписавшиеся присовокупляют, что производимые в сие самое время, по повелению вашему, опустошения совершенно противными пользам вашего Государя, который по причине сих опустошений может потерять существенные выгоды, доставляемые ему над Грециею Лондонским трактатом. Нижеподписавшиеся требуют от Вашей Светлости представление решительного и скорого ответа и поставляют вам на вид неминуемые следствия вашего отказа или уклонения.

вице-адмирал Э.Кодрингтон,

контр-адмирал граф Гейден,

контр-адмирал Шавалье де Риньи

ГЕРОИ «АЗОВА»

В Наваринском сражении линейный корабль «Азов» вел тяжелый бой одновременно с пятью неприятельскими [кораблями. Вот как описывал его контр-адмирал Л. П. Гейден в рапорте Николаю I: «...Корабль же «Азов»... тогда как сам окружен был неприятелем, много помог английскому адмиралу, который сражался с 80-пушсчным кораблем, имевшим флаг Мухарем-бея, ибо когда сей последний по причине перебитого у него шпринга повернулся к «Азову» кормой, то 14 орудий немедленно были на сей предмет отделены с левой стороны и действовали около получаса с таким успехом, что разбили ему, так сказать, всю корму, и когда в констапельской и каюте оного возник пожар и народ употреблял все усилия, чтобы погасить оный, то сильный же картечный огонь с «Азова» уничтожил сие намерение их, через что неприятельский корабль вскоре обнялся пламенем и, наконец, взорван был на воздух...

К чести капитана Лазарева я должен всеподданнейше присовокупить, что строгая дисциплина, ежедневные учения по пушкам и порядок, в коем служители всегда содержались, были причиной, и чему я совершенно обязан, что корабль «Азов» действовал с таким успехом в поражении и истреблении неприятеля. Он сильным своим огнем потопил 2 огромных фрегата и корвет, сбил 80-пушечный корабль, который бросило на мель и напоследок был взорван, истребил двухдечный фрегат, на коем главнокомандующий турецкого флота Тахир-паша имел свой флаг и который на другой день сгорел, имев, по признанию самого паши, из 600 человек своей команды до 500 убитых и раненных».

О том, как вел себя в бою М. П. Лазарев, П. С. Нахимов в письме своему другу Михаилу Рейнеке писал: «Я до сих пор не знаю цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня не хватает слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

На «Азове» во время битвы проявили себя будущие флотоводцы: лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин.

Золотарев В. А., Козлов И. А. Три столетия Российского флота, XIX - начало XX века. М., 2004 http://militera.lib.ru/h/zolotarev_kozlov2/08.html

ПОСЛЕ МОЛЕБНА ЛЮДЯМ ДАЛИ ПО ЧАРКЕ РОМА

Ровно в 6 часов у нас пробили отбой, и, возблагодарив в душе всевышнего за дарованную славную победу и сохранение от разрушительного пламени, спустился я в кубрик посмотреть на раненого брата. Благодаря Бога, рана его не опасна. Там священник читал отходную по умершим, доктор резал ногу раненому, пьяный... кричал «ура», а секретарь суетился около больных. Обрадовав раненых и бывших в крюйт-камере весточкой о совершенной победе, побежал я на ют. Было уже темно. Прекрасный вечер, совершенный штиль, и ничто не омрачало ясного неба в то время, как такие ужасы совершались вокруг пас. Офицеры, собравшись, целовались как братья, и радость увидать всех целыми была безмерная. Всякий наскоро рассказывал, что случилось у него в отряде во время боя; что же касается до меня, то вообще в этот день я был очень счастлив и не могу описать того чувства, которое владело мною. Меня особенно осчастливили наши бравые матросы, дравшиеся с мужеством, превышающим всякое выражение, и поражавшие тою доверенностью, которую они показывали к своим офицерам.

В половине 7-го часа офицер от графа Гейдена приехал на корабль поздравить капитана и офицеров с победою и поблагодарить от имени адмирала за скорое занятие места и славное действие орудиями. Корабль «Азов» очень много потерял людей и потерпел в своем корпусе. У нас также довольно убитых и раненых.

После молебна людям дали по чарке рома, приказали стать по пушкам, где они, поев сухарей, легли спать, оставив у каждого орудия по два часовых. Офицеры же, собравшись у капитана, были очень рады, найдя там спасенное жаркое, и провели очень приятно с час времени за веселым ужином. Капитан разделил нас на две смены, поручив начальство каждой из них штаб-офицеру, который и должен был заботиться о приведении корабля в порядок и о содержании караула. Я вступил в первую смену до полуночи, другие пошли отдохнуть у своих пушек. Мы же, осмотрев часовых, собрались на юте любоваться необыкновенным и величественным зрелищем. На всех кораблях соединенного флота осветили батареи, беспрестанные объезды у бороздили бухту и вызывали самые разнообразные оклики часовых. «Кто гребеть?» — кричали у нас... кричали французы... на английских кораблях. Все это мешалось с ружейными выстрелами и по временам заглушалось залпами пылающих турецких судов или громовыми раскатами внезапного взрыва. Все эти звуки, не умолкая, переливались в горах, освещенных ярким пламенем догорающих неприятельских кораблей, разбросанных по отмелям у берегов и отраженных в тихих водах залива, наполненных убитыми и утопающими, искавшими неверного спасения на плавающих обломках разбитых кораблей. В продолжение моей вахты, с 7-ми часов вечера до 12-ти, последовали один после другого 7 взрывов. Турки в отчаянии сами зажигали свои суда. В этих случаях каждый раз пожар примерно распространялся по всему судну, от чрезмерной жары раскалявшиеся пушки стреляли сами собою, и вскоре затем следовал взрыв. Все, что было выше крюйт-камеры, поднималось на воздух, остальное оставалось догорать на воде.

Автор записок, Александр Петрович Рыкачев, в 1816 г., в тринадцатилетнем возрасте, имея отличную подготовку, поступил в Морской кадетский корпус и сразу же был зачислен в гардемарины. В 1827 г. в звании лейтенанта (на корабле «Гангут») участвовал в Наваринском сражении. За проявленный героизм был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. 1877 г. в Кронштадте вышло посмертное издание записок А. П. Рыкачева

ПОСТСКРИПТУМ

На представлении Кодрингтона к ордену Виктории - не наградить его было нельзя, учитывая громадный международный резонанс этой битвы, - английский король написал: «Заслуживает веревки, но я вынужден дать ему ленту». В планы правительства Великобритании совсем не входило полное уничтожение турецкого флота. Когда ликующая общественность успокоилась, Кодрингтона тихо отправили в отставку.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг. была вызвана стремлением Турции сохранить распадающуюся Османскую империю. Россия, поддержав восстание греческого народа против турецкого владычества, направила к берегам Греции эскадру Л.П. Гейдена для боевых действий совместно с англо-французским флотом (см. Архипелагская экспедиция 1827 г.). В декабре 1827 г. Турция объявила России «священную войну». Русские войска успешно действовали на обоих, Кавказском и Балканском, театрах войны. На Кавказе войска И.Ф. Паскевича штурмом овладели Карсом, заняли Ахалцих, Поти, Баязит (1828 г.), захватили Эрзурум и вышли к Трапезунду (1829 г.). На Балканском театре русские войска П.Х. Витгенштейна форсировали Дунай и взяли Варну (1828 г.), под руководством И.И. Дибича разбили турок при Кулевче, овладели Силистрией, совершили смелый и неожиданный переход через Балканы, угрожая непосредственно Стамбулу (1829 г.). По мирному договору Россия приобрела устье Дуная, черноморское побережье от Кубани до Аджарии и др. территории.

Архипелагская экспедиция (1827)

Архипелагская экспедиция 1827 г. - поход русской эскадры Л.П. Гейдена к берегам Греции для поддержки греческого антитурецкого восстания. В сентябре 1827 г. эскадра соединилась в Средиземном море с англо-французским флотом для совместных действий против турок. После того как Турция отвергла ультиматум союзников о прекращении военных действий против Греции, союзный флот в Наваринском сражении полностью уничтожил турецкий флот. В сражении отличилась эскадра Гейдена, уничтожившая центр и правый фланг флота противника. В ходе последующей русско-турецкой войны 1828–1829 гг. русская эскадра блокировала Босфор и Дарданеллы.

Наваринское морское сражение (1827)

Сражение в Наваринской бухте (юго-западное побережье полуострова Пелопонес) между соединенными эскадрами России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом – с другой состоялось во время Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 гг.

В состав соединенных эскадр входили: от России – 4 линейных корабля, 4 фрегата; от Англии – 3 линейных корабля, 5 корветов; от Франции – 3 линейных корабля, 2 фрегата, 2 корвета. Командующий – английский вице-адмирал Э. Кодрингтон. Турецко-египетская эскадра под командованием Мухаррем-бея насчитывала 3 линейных корабля, 23 фрегата, 40 корветов и бригов.

Перед началом сражения Кодрингтон направил к туркам парламентера, затем – второго. Оба парламентера были убиты. В ответ соединенные эскадры 8 (20) октября 1827 г. атаковали противника. Наваринское сражение продолжалось около 4 часов и завершилось уничтожением турецко-египетского флота. Его потери составили около 60 кораблей и до 7 тыс. человек. Союзники не потеряли ни одного корабля, имея всего около 800 человек убитыми и ранеными.

В ходе сражения отличились: флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга М.П. Лазарева, уничтоживший 5 кораблей противника. На этом корабле умело действовали лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин – будущие герои Синопского сражения и обороны Севастополя в Крымской войне 1853–1856 гг.

Подвиг брига «Меркурий»

Бриг «Меркурий» был заложен в январе 1819 г. на верфи в Севастополе, спущен на воду 19 мая 1820 г. Тактико-технические характеристики: длина – 29,5 м, ширина – 9,4 м, осадка - 2,95 м. Вооружение – 18 24-фунтовых пушек.

Шла русско-турецкая война 1828–1829 гг. В мае 1829 г. «Меркурий» в составе небольшого отряда под флагом капитан-лейтенанта П.Я. Сахновского совместно с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» нес дозорную службу в районе Босфора. Утром 26 мая была обнаружена турецкая эскадра в составе 18 судов, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. Подавляющее превосходство врага было неоспоримым, и потому Сахновский подал сигнал не принимать боя. Подняв все паруса, «Штандарт» и «Орфей» ушли от погони. «Меркурий», построенный из тяжелого крымского дуба, а потому значительно уступавший в скорости, отстал. Бросившиеся в погоню быстроходные корабли турецкого флота, 110-пушечный линейный корабль «Селимие» и 74-пушечный «Реал-Бей», вскоре настигли русский бриг.

Видя неизбежность боя с врагом, командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский собрал офицеров. Выступивший по традиции первым самый младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И.П. Прокофьев выразил общее мнение – принять бой, а в случае угрозы захвата корабля – взорвать его, для чего возле крюйт-камеры оставить заряженный пистолет.

Бриг первым дал залп по противнику. Казарский умело маневрировал, не давая туркам вести прицельный огонь. Несколько позднее «Реал-Бей» все же смог занять огневую позицию с левого борта и «Меркурий» попал под перекрестный обстрел. Турки осыпали бриг ядрами и брандскугелями. Во многих местах начался пожар. Часть команды принялась тушить его, но меткий обстрел турецких кораблей не ослабевал. Русским канонирам удалось нанести столь существенные повреждения «Селимие», что турецкий корабль был вынужден лечь в дрейф. Но «Реал-Бей» продолжал обстрел русского брига. Наконец он тоже получил попадание ядром в переднюю мачту и стал отставать. Около 4 часов длился этот беспримерный бой. «Меркурий», несмотря на то, что им было получено 22 попадания в корпус и около 300 в такелаж и рангоут, вышел из него победителем и на следующий день присоединился к Черноморской эскадре. За подвиг капитан-лейтенант А.И. Казарский был удостоен ордена Св. Георгия IV степени и произведен в капитаны 2 ранга, а корабль награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, в императорском рескрипте говорилось, что «когда бриг сей, будет приходить в негодность, построить по одному с ним чертежу и в совершенном с ним сходстве таковое же судно, наименованное «Меркурием», приписав к тому же экипажу, на который перенести и Георгиевский флаг с вымпелом».

Эта традиция, сложившаяся в русском флоте, продолжается и поныне. На широких просторах морей и океанов несут российский флаг морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память «Меркурия».

Командир легендарного брига А.И. Казарский в апреле 1831 г. был назначен в свиту Николая I и вскоре получил чин капитана 1 ранга. 28 июня 1833 г. он скоропостижно скончался в Николаеве. В Севастополе по проекту А.П. Брюллова был заложен памятник отважному моряку. На каменной усеченной пирамиде – стилизованная модель античного военного корабля и краткая надпись: «Казарскому – потомству в пример».

Картина Ивана Айвазовского «Морское сражение при Наварине» (1846) © Public domain

Наваринское сражение 1827 года – это крупное морское сражение между объединённым флотом России, Франции и Англии, с одной стороны, и турецко-египетским флотом, с другой. Оно произошло (8) 20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря, на юго-западном побережье греческого полуострова Пелопоннес, и стало одним из решающих событий Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 годов.

В 1827 году три союзные страны (Англия, Россия и Франция) подписали Лондонскую конвенцию, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия от Османской империи. Однако, последняя отказалась признавать данный документ, что и стало поводом для отправки в зону конфликта союзной эскадры, чтобы оказать давление на Турцию.

Схема Наваринского сражения © Public domain

Объединённый союзный флот состоял из 28 судов, имевших до 1300 орудий. Командовали эскадрами – русский контр-адмирал Л.М. Гейден, французский контр-адмирал А.Г. де Риньи и английский вице-адмирал Э.Кодрингтон, который и принял общее командование силами союзников, как старший в чине.

Турецко-египетский флот под командованием Ибрахима-паши насчитывал в два раза больше судов, имевших до 2220 орудий, к тому же он находился под защитой береговых батарей (165 орудий) и 6 брандеров. И хотя союзный флот уступал в численности и артиллерии, но превосходил в боевой выучке личного состава.

Наваринское сражение, Национальный исторический музей, Афины, Греция © CC BY-SA 2.0

Вице-адмирал Кодрингтон, рассчитывая без применения оружия, лишь путём демонстрации силы заставить противника принять требования союзников, направил флот в Наваринскую бухту, куда он и вошёл (8) 20 октября 1827 года. И к турецкому адмиралу были посланы парламентёры с требованием покинуть Грецию. Однако, турки начали стрелять и убили одного из парламентёров, а затем открыли огонь из береговых орудий по объединённому флоту, на что союзники открыли ответный огонь.

Наваринской победой союзники оказали серьезную помощь грекам. Вскоре Турция признала независимость Греции.

Русские потеряли 59 человек убитыми и 198 ранеными. Потери турок достигали семи тысяч, было уничтожено 60 турецких и египетских судов. Союзники не потеряли ни одного корабля.

За мужество, храбрость и морское искусство экипажа линейному кораблю «Азову» впервые в русской морской истории было присвоено высшее боевое отличие - кормовой георгиевский флаг.

В Греции до сих пор помнят и ценят подвиг русских моряков. День победы в Наваринском сражении – национальный праздник в современной Греции, в бухте установлены памятники погибшим морякам. В России в честь этого исторического события установлен праздник – День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ РФ.