Международный балетный конкурс. Балет под грифом “УД.”

Тот, кто видел просмотры первого тура, в меру собственной взыскательности может расшифровать гриф в заголовке и как “удовлетворительно”, и как “удручающе”. Справедливой будет любая оценка общего уровня проходящего балетного смотра. Твердую четверку не позволяет поставить довольно значительное число конкурсантов без яркой индивидуальности и с элементарными пробелами школы.

Вожделенный GRAN PRIX опять вряд ли найдет хозяина. Если, конечно, не случится чуда, и кто-то, преодолев дебютное волнение, сможет покорить жюри блестящей техникой танца, артистизмом и… привлекательным обликом (с этим тоже проблемы). Пока никто даже близко не приблизился к четырем обладателям главного приза – Иреку Мухамедову, Андрею Баталову, Денису Матвиенко и первой гран-даме . Уже при их первом появлении на сцене у зрителей перехватывало дыхание. Было непонятно, как, например, в этой хрупкой девочке-пичужке Наде из Перми появился настоящий балеринский шик? Откуда взялась культура ее поразившего всех огромного шага в “ “, который позже другие балерины трансформировали из академического экарте в залихватское раздирание ног?

Если на втором конкурсе успех воспитанницы провинциальной балетной школы казался случайным исключением, то сегодня на карте смотра – вся география страны: Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Уфа, Якутск и Москва с С.-Петербургом. Не все участники пройдут до финала, но сам приезд посланцев отдаленных регионов – зримое свидетельство небывалой популярности в России искусства балета.

Такое происходит по всему миру, что подтверждают участники более двадцати стран, включая тех, где балет не был приоритетом национальной культуры. Потому откровением конкурса можно назвать довольно интересных представителей Албании, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Сильные и многочисленные десанты участников прибыли из Бразилии и Китая, Японии и Южной Кореи.

Правда, появление новых многочисленных балетных школ породило проблемы с качественным обучением. Во-первых, не везде педагоги обладают должным уровнем подготовки. Во-вторых, большинство школ-студий полностью или частично существуют на частные средства, и тогда условия ставят ученики. Захотели дети танцевать Эсмеральду, Китри или Базиля с Актеоном – педагог соглашается, а мама платит. Оторопь берет, наблюдая на конкурсе явное несоответствие избранных вариаций с физическими данными исполнителя и степенью его владения техникой.

Впрочем, с техникой-то особо никто не церемонится, свобода замены поразительная. И когда видишь три подряд вариации Сванильды из “Коппелии” в постановке А. Горского, но абсолютно разные по хореографии, то понимаешь великую мудрость Medici.tv начать прямые трансляции конкурса только со второго тура. Иначе вконец можно запутать как зрителей, так и профессионалов, а, главное, невольно сам станешь пропагандистом дурных образцов классического балета и плохого вкуса.

Довольно слабых, на “троечку”, участников на первом туре было немало и утром, когда выступали младшие (с 14 до 19 лет), и вечером, где соревновались старшие (от 19 до 27). Деление хотя и проходило по паспортным данным, но на сцене все смешалось. Неудачи не стоит списывать на естественное волнение, непривычно покатую сцену или покрытие пола: все находились в равных условиях. И лучше выступал тот, у кого не столько нервы крепче, сколько школа лучше. А с ней у многих проблемы.

Предполагается, что главная задача юных артистов младшей группы – показать корректное, “школьное” исполнение: чистоту движений, правильную форму, музыкальность, вкупе с которыми может проявляться чувство стиля и артистизм. Зачастую преобладало другое – неотработанные стопы, задранные плечи, “грязь” в мелкой партерной технике, не говоря уже о сорванных пируэтах и прыжках без полета.

У старшей группы заметна другая беда. Недостатки школьной базы многие артисты старались преодолеть эффектными трюками, среди которых – немыслимые револьтады-перевертыши в бесчисленных “Пламенях Парижа”, явный расчет на внешнее впечатление, чрезмерная экзальтация каждого движения. Особенно выделялись азиаты, которые бескомпромиссно, в духе восточных единоборств вступали в стихию классического балета. В итоге на сцене хотелось видеть красоту и одухотворенность, а вместо этого прошла целая вереница похожих друг на друга корявых невысоких болванчиков – вертунов и прыгунов. Словно они не балетные танцовщики, а циркачи на арене. Правда, в цирке всё делают чище, прыгают выше и вертятся быстрее.

Результат закономерен: из 127 участников во второй тур прошло меньше половины, и лишь. 62 артиста продолжат борьбу за медали.

26 марта на Новой сцене Государственного академического Большого театра России состоится гала-концерт IV Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет». Учредители Конкурса – Министерство культуры Российской Федерации и Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, которая также является председателем оргкомитета конкурса.

Цель конкурса «Русский балет» – поддержка начинающих молодых российских исполнителей. В заочном региональном отборе приняли участие 34 участника из 11 регионов, к финалу же члены Оргкомитета конкурса допустили 27 из них, именно они поборются за призовые места.

В этом году в регламенте конкурса произошли изменения. Вместо трёх призовых мест жюри предстоит определить лауреатов первой, второй и третьей степеней в номинации «Классический танец» как среди юношей, так и среди девушек. Обладатель же главного приза конкурса – Гран-При получит статуэтку работы скульптора Ольги Горбачевой и право пройти стажировку в балетной труппе одного из четырёх ведущих театров Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, Фондом социально-культурных инициатив учреждены денежные призы и для хореографических училищ, представители которых займут призовые места.

В состав членов жюри конкурса вошли народные артистки России Диана Вишнёва и Марина Леонова, народные артисты СССР Михаил Лавровский и Вячеслав Гордеев, народный артист России Борис Эйфман и другие знаменитые мастера танца. Жюри конкурса возглавит выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Юрий Григорович.

У вас есть возможность увидеть онлайн-трансляцию красоты танца в исполнении будущих звезд балета мировой величины! Ждем Вас на нашем сайте 26 марта в 18 часов!

Конкурс балет

На Новой сцене Большого театра завершился первый тур XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов (о его начале “Ъ” писал 13 июня). Жюри пропустило на второй тур 30 человек из младшей группы и 32 конкурсанта из старшей. Татьяна Кузнецова считает, что результаты конкурса уже можно предсказать вполне определенно.


Скажем сразу: промежуточный вердикт жюри в целом выглядит справедливым. Обозреватель “Ъ” судила бы строже: не пустила бы во второй тур артиста из краснодарской труппы Юрия Григоровича или дурно обученную юную киевлянку, но понимает политкорректность жюри. И все равно итоги первого тура поражают.

Конкурс оказался чрезвычайно странным: в нем преобладают солисты и совсем мало дуэтов. В младшей группе это дело обычное: до 18 лет мальчики редко обзаводятся необходимыми кавалерскими качествами, а взрослого партнера школьнице найти нелегко. На сей раз в конкурсе оказалось всего три дуэта, два из них некондиционные, так что прошедшая на второй тур кореянка Сонми Пак, грамотно и с чувством станцевавшая дуэт из «Жизели» со взрослым партнером Сангмином Ли, осталась единственной претенденткой на медаль в этой категории. Вопрос только в том, какого достоинства окажется ее награда.

Удивительнее, что и взрослые конкурсанты предпочли танцевать поодиночке. Взрослых дуэтов было 16, до второго тура добралось семь женщин и шесть мужчин (разнополых артистов судят в розницу, поскольку некоторые партнеры в конкурсе не участвуют). Среди дуэтов - всего один чисто российский: за всю нашу страну отвечают артисты Детского театра имени Сац Анна Маркова и Иван Титов. Другие российские труппы представляют иностранцы: жизнелюбивая и женственная бразильянка Аманда Моралес Гомес - Казань, американка Джой Уомак - «Кремлевский балет», украинка Екатерина Чебыкина и киргиз Эрнест Латыпов - Мариинский театр; этот уроженец Бишкека, хоть и провел всю сознательную жизнь в Петербурге, выступает под знаменем родной страны.

Киргизы, кстати, в балетном разделении труда заняли место сдавших позиции трюкачей-украинцев: во второй тур их прошло пятеро. Все эти невысокие и легкие Актеоны, рабы и Базили прекрасно вертятся, запросто крутят в воздухе по два двойных тура подряд и вдохновенно штурмуют акробатические высоты в разного рода ноголомных кунштюках. Пример главного российского трюкача Ивана Васильева оказался заразительным: почти все солисты-конкурсанты пытаются с ним соперничать, полагая, что в этом и состоит искусство мужского танца. Мужчины вообще преобладают на конкурсе - во второй тур прошло пятнадцать, в то время как женщин всего четыре, причем отнюдь не балеринского уровня. Таким образом, медали поделят солистки из Башкирии, Латвии, Китая и Японии (пока японка - явный аутсайдер).

Похоже, поражающий воображение гран-при $100 тыс. на сей раз удастся сэкономить, разве что одарить им кого-нибудь из младшей группы - школьники на этом конкурсе положили взрослых на обе лопатки. В отличие от старших, частенько имеющих на лице такую мину, будто зрители для них то ли злостные должники, то ли злобные кредиторы, большая часть юнцов не трудится, а танцует - вдохновенно и с удовольствием. В целом школьники лучше выучены - интеллигентнее, тоньше, мягче, чище, изящнее. К тому же дети, особенно девочки, творят такие чудеса (вроде трех-четырех пируэтов на пальцах, стремительных и легких, или плавнейших спусков с пуантов, требующих стальной стопы), какие не снились старшим солисткам. И наконец, младшие гораздо ярче по индивидуальностям, они запоминаются сразу и бесповоротно, будь то Элизабет Байер из США, трепетный 15-летний ребенок с ногами от ушей и железной взрослой выдержкой, или благовоспитанная мягкая россиянка Елизавета Клявлина, или фаворитка обозревателя “Ъ” кореянка Субин Ли, готовая лирическая балерина с прекрасной технической базой.

Из младших во второй тур прошло восемь солистов (трое - из Московской академии, в этом году урожайной на мальчиков) и 19 солисток, среди которых победительницу определить трудно, поскольку судьям придется выбирать между 18-летними юными женщинами и 15-летними тинейджерами, танцующими ничуть не хуже. Впору изменять условия конкурса, определив в младшую группу школьников до 16 лет, а в старшую - конкурсантов до 22; жизнь доказывает, что если к этому возрасту артист не повзрослел, то и в 27 лет останется инфантильным.

И тут на первый план выходят педагоги. Учат не школы, а люди - это правило, очевидное для балетных практиков, конкурс доказывает с исчерпывающей полнотой. Например, нет большего контраста, чем разудалый танец Игоря Пугачева, сигающего очертя голову, махнув ногой на точность позиций, и благонадежные вариации Дениса Захарова, щеголяющего безупречностью поз, а ведь оба - студенты МГАХ, просто у них разные учителя. Из гимназии искусств города Сыктывкара прилетел восхитительный отрок Иван Сорокин, великолепно выученный педагогом Ковыляевой (по слухам, одаренного мальчика тут же перехватила ректор Московской академии Марина Леонова; хочется надеяться, что в Москве его не испортят). А вот у взрослых с первого тура слетела Алиса Содолева - солистка с вульгарными манерами и большими пробелами в технике, окончившая с отличием Академию Вагановой. Впрочем, во втором туре конкурсантов испытывают в современном репертуаре, и тут педагоги не помогут - на первый план выходит индивидуальность и качество хореографии. А с этим у постсоветских стран постоянные проблемы.

Ежегодно в мире проводятся престижные балетные соревнования, хореографические конкурсы и профессиональные смотры. И одним из самых значимых по праву считается конкурс артистов балета и хореографов, проводимый в Москве в 13-й раз. 11 июня состоится Открытие международного конкурса, а чтобы увидеть торжественный концерт, заказывайте билеты на Конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте по привлекательным ценам. В 2017-м году турнир подходит под эгидой «Год Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа».

За долгие годы конкурс приобрел серьезный авторитет и незыблемую творческую репутацию. Он стал частью мирового балета, событием, на котором открываются новые имена, блистают перспективные артисты и демонстрируют свои таланты будущие звезды. Без долгих раздумий можно сказать, что всех участников этого события ждет блестящая карьера и покорение творческих вершин. Более 200 участников из 15 стран уже готовы к напряженной борьбе.
С 1973 года постоянным членом жюри является Юрий Григорович. Он возглавляет жюри, а также является художественным руководителем конкурса.

Можно не сомневаться, что все 10 дней конкурса превратятся в праздник для поклонников хореографии и балетного искусства. Запоминающийся поединок начинающих танцоров будет ярким и полным неожиданных моментов. Впереди - 10 насыщенных дней, а начать их нужно с гала-концерта открытия. Заказать билеты на XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте можно прямо сейчас.

С 11 по 20 июня 2017 года в Москве, в Государственном академическом Большом театре России, будет проходить XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Организатор – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». Нынешний,XIII конкурс проводится в год 90-летнего юбилея Юрия Николаевича Григоровича и предваряет Год Русского балета (2018) и 200-летия Мариуса Петипа.

Оргкомитет конкурса возглавила Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. По итогам заседания Оргкомитета были объявлены беспрецедентные за всю историю конкурса два Гран-При: 100 000$ США – в номинации «Артисты балета» и 100 000$ США – в номинации «Хореографы».

Главными событиями конкурса станут: 11.06, 18.00 – Пресс-конференция, посвященная открытию конкурса; 11.06, 19.00 – Торжественное открытие. Сюита из балетов в постановке Ю. Григоровича 18.06, 17.00 – Заседание X Генеральной юбилейной ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов, работающей под эгидой ЮНЕСКО; 20.06, 18.00 – Церемония награждения лауреатов и гала-концерт победителей. Во время проведения конкурса планируется также Встреча со СМИ членов жюри и участников конкурса (о времени будет сообщено дополнительно). 17 апреля 2017 года завершился прием заявок на участие в конкурсе. Всего было подано 278заявок из 28 стран. По итогам а отборочного тура по видеозаписям к участию в конкурсе допущено 200 человек (170 участников в номинации «Артисты балета» и 30 участников в номинации «Хореографы») из 27 стран (Венесуэла, США, Украина, Бразилия, Южная Корея, Германия, Китай, Аргентина, Япония, Италия, Латвия, Армения, Куба, Кыргызстан, Финляндия, Португалия, Мексика, Таджикистан, Казахстан, Албания, Панама, Южная Африка, Великобритания, Швеция, Молдова, Канада, Россия. Участники из России представляют города – Москву, Воронеж, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Якутск, Красноярск, Уфу, Ижевск, Санкт-Петербург, Краснодар, Йошкар-Олу. Председатель жюри конкурса – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, хореограф Большого театра Юрий Григорович (Россия). Состав конкурсного жюри: народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова (Россия); народная артистка России, Прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова (Россия); Заслуженный артист России, и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев (России); народный артист России, ректор Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе(Россия); народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко Вадим Писарев (Украина); Прима-балерина и художественный руководитель балетной компании «International Ochi Ballet» Кумико Очи (Япония); лауреат международных премий, артист балета, балетмейстер Владимир Малахов (Австрия); Художественный руководитель театра the Liaoning Ballet Чу Цзидяао (КНР); народный артист СССР, балетмейстер, хореограф, педагог, член Совета Европы по культуре Валентин Елизарьев (Республика Беларусь); педагог-репетитор Королевского балета Фландрии Оливье Патэ (Франция); Художественный руководитель Королевского балета Швеции Йоханнес Охман (Швеция); Художественный руководитель Датского королевского балета Николай Хюббе (Дания); Художественный руководитель Национального балета Эстонии Эдур Томас Командор Ордена Британской империи; Президент жюри Международного балетного конкурса в Джексоне, хореограф, артист балета Джон Михан(США); Прима-балерина театра Ла Скала, руководитель Департамента Аттестации высшего хореографического образования в Италии Маргерита Парилла (Италия); Ответственный секретарь жюри – заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов (Россия). На XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов в качестве почётных гостей приглашены известные деятели мирового искусства хореографии из многих стран мира, среди которых Художественный руководитель Открытого Всеяпонского конкурса в Нагоя Соломаха Вадим (США); директор Международного конкурса балета в Сполетто Бонкомпани Паоло (Италия); Художественный руководитель Международного конкурса балета в Варне Димитрова Соня (Болгария), Директор Международного балетного конкурса в Лозанне Пауэр Шелли (Швейцария), президент Международного конкурса балета в Сеуле Пак Джо Кын (Южная Корея), Художественный руководитель «Youth America Grand Prix» в Нью-Йорке Савельева Лариса (США), Председатель совета директоров Международного балетного конкурса в Джексоне Кэрол Пакетт (США), а также также представители российских и зарубежных СМИ. Справка: Международный конкурс артистов балета был учреждён вслед за конкурсом П. И. Чайковского в 1969 году и в скором времени стал значимым явлением в мировом искусстве хореографии. Конкурс проводится раз в четыре года. У истоков его создания стояли легенды русского балетного искусства: Галина Уланова – председатель жюри I Конкурса, Игорь Моисеев, возглавлявший его Оргкомитет, Ольга Лепешинская – Председатель Оргкомитета многих последующих конкурсов. С 1973 года бессменным Председателем жюри и Художественным руководителем конкурса является выдающийся хореограф современности Юрий Николаевич Григорович. Московский балетный конкурс (как ещё принято его называть) открыл целую плеяду блестящих танцовщиков, ставших яркими звёздами мирового балета второй половины XX и начала XXI вв. Среди них Михаил Барышников, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Герман Корнехо, Миса Куранага, Тьяго Суареш, Евгения Образцова, Иван Васильев, Наталья Осипова и многие другие. За всю историю конкурса Гран-При были удостоены четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) – на II Конкурсе артистов балета в 1973 году; Ирек Мухамедов (СССР) – на IV Конкурсе артистов балета в 1981 году, Андрей Баталов (Россия) – на VIII Конкурсе артистов балета в 1997 году; Денис Матвиенко (Украина) – на X Конкурсе артистов балета и хореографов в 2005 году. В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Арнольд Хаскелл, Руди ван Данциг, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Хелги Томассен, Хулио Бокка и другие представители балетной элиты мира. Московский конкурс трижды отдавал дань уважения выдающимся деятелям русского и мирового балетного искусства: VII Московский конкурс артистов балета (1993) был посвящен хореографии Мариуса Петипа, IX Международный конкурс артистов балета и хореографов (2001) проведен в честь великой Галины Улановой (с 2001 года в программу был включён конкурс хореографов); XI Конкурс (2009) – посвятили выдающейся русской балерине Марине Семеновой. В течение более полувека Московский конкурс лидирует среди международных состязаний подобного уровня и интерес к нему не иссякает. Общее количество участников за 12 прошедших конкурсов составляет 1198 человек. За всю историю в нем приняли участие представители из 35 стран мира.