Марково. Казанская церковь

Замечательный образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. Церковь на подклете, построенная на средства князя Я.Н. Одоевского, состоит из одноглавого четверика, с трёх сторон охваченного пониженными папертями, над каждым из углов которых поставлен четверик придела. Колокольня построена в сер. XIX в. Приделы Предтеченский и Никольский, два западных придела были упразднены в XVIII в. Закрыта в 1930-х гг., к 1990-м гг. пришла в аварийное состояние. В 2000 г. отдана верующим, отреставрирована.



Церковь Казанская в с.Марково Раменского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение №1, Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).



В начале XVII ст. Московского уезда, в стану Замосковном Раменце «в порозжих землях» находилось «Образцовое поместье Ондреева пустошь Марковская», проданная из Поместного приказа в 1629 г. Борису Дворянинову в его вотчину. Борис Дворянинов поставил на пустоши Марковской для себя двор, поселил крестьян и здесь же построил новую деревянную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами.

В 1642 г. Марково - село поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и за ним утверждено того же года отказною книгою, в которой говорится: «в селе церковь Пречистой Богородицы Казанской древянна верх, да в приделах Иоанна Предтечи, придел Бориса и Глеба, придел Николы чудотворца, придел Макария Унженского чудотворца, а церковь и образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково Бориса Дворянинова, да в селе двор попов, двор дьячков, двор вотчинников Борисов, 8 дворов людских крестьянских пустых; а попа и дьячка и людей своих и крестьян Борис Дворянинов вывез с собою».

В 1672 г. селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. В 1678 г. при церкви были священники: Артемон Михаилов и Алексей Васильев, диакон Андрей Васильев; в селе двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора бобыльских и 4 двора конюхов, в них 14 чел.».

В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. написано: «28 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского и подьячего Михаила Арцыбушева, в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского, в селе Маркове церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а по сказке той церкви попа Алексея Васильева, та де церковь Воховской десятины строение боярское; живут у той церкви два попа, диакон с причетники, а руги им с причетники: денег 17 руб. 23 алтына 2 деньги, хлеба - ржи 40 чети, овса тож, да им же на прокормление на собор дано из боярского жалования, из его боярской земли 10 чети в поле, сена 20 копен».

В 1704 г. село Марково принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а владела селом по договору его теща жена князя Я. Н. Одоевского, вдова боярыня Анна Михайловна; в селе двор боярский пуст, двор приказчиков, 4 двора дворовых кабальных людей; в деревне Слободке 19 дворов крестьянских. После князя М. Я. Черкасского владел селом в 1715 - 26 гг. его сын князь Алексей.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

История Казанской церкви села Марково начинается в XVII веке, когда Марково и соседнее с ним Малахово приобрел астраханский воевода князь Яков Никитич Одоевский.

Строилась церковь восемь лет - с 1672 по 1680 год. Когда, наконец, работы были завершены, взорам всех предстало изящное здание, украшенное богатым и необычайно разнообразным декором из фигурного кирпича, резного белого камня и зеленых поливных изразцов. Красный кирпич стен удачно оттенял белые карнизы и наличники окон, а также многоярусные кокошники. Главный престол храмоздатель решил освятить в честь Казанской иконы Божией Матери. С западной и восточной сторон храм имел четыре придела: во имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и преподобного Макария Унженского, чудотворца. Каждый из приделов венчала небольшая главка-луковичка. Внутри размещались деревянные иконостасы, украшенные позолоченной ажурной деревянной резьбой. Особенностью архитектуры храма являлось применение зодчим принципа плавающей симметрии, позволяющего церковному зданию выглядеть одинаково гармонично как вблизи, так и издалека.

29 октября 1901 года в Казанском храме села Маркова Бронницкого уезда Московской губернии заново освящен придел во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленный заботами настоятеля священника И. Казанцева и церковного старосты жителя деревни Рыбаки Григория Кондратьева, при помощи некоторых прихожан.

В середине XIX века было разобрано западное храмовое крыльцо, на месте которого возвели колокольню. В 60-х годах того же столетия два западных придела были упразднены и соединены с восточными.

В период богоборчества храм был закрыт и разорен. В стенах жемчужины русского церковного строительства разместилось овощехранилище. В 1962 году Казанской церкви села Марково придали статус памятника архитектуры федерального значения, однако на положении православной святыни это никак не сказалось: От некогда богатого церковного убранства не уцелело почти ничего. В семидесятые годы из обветшавших, но еще целых иконостасов «любителями старины» были варварски выдраны все образа. Лишь иконостас XVII века, чудом сохранившийся в одном из приделов, был передан в Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Последний раз храм упоминался в краеведческой литературе в 1975 году, с тех пор о его существовании и плачевном состоянии старались не вспоминать.

В июне 1999 года Казанский храм села Марково был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю для открытия здесь монастырского скита и устройства подворья.

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал здесь. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанской церкви, которые затем были установлены на куполах.

13 ноября 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в с. Марково.

Проезд общественным транспортом: от Москвы со станции Выхино автобусом до Бронниц, из Бронниц - автобусом на Раменское до ост. Бояркино, далее пешком 5 км. Другой вариант проезда: от Москвы с Казанского вокзала электричкой до Раменского, оттуда автобусом на Бронницы до ост. Бояркино, далее пешком 5 км. Либо электричкой с Казанского вокзала до платформы "Фабричная", от неё на 25 автобусе или 25 маршрутке прямо до храма.

Проезд автомобилем: От Москвы по Рязанскому шоссе до Бронниц; далее в Бронницах поворот на пятидесятикилометровое кольцо (А-107) налево; по этой дороге через мост через р.Москву до поворота на Бояркино; через Бояркино до Марково - 6 км.

Казанская церковь в селе Марково была построена в 1672-1680 гг. в вотчине князя Якова Никитича Одоевского, видного и влиятельного боярина, управлявшего Стрелецким приказом и приказом Большого Казанского дворца. Поэтому неудивительно, что внутреннее убранство храма было выполнено мастерами царской Оружейной палаты.

По архитектуре церкви и по историческим данным можно предположить, что автором ее был Павел Потехин , крепостной зодчий семьи Одоевских (а позднее – Черкасских). Среди построенных им храмов есть очень близкие по композиции и архитектурным решениям храмы в Архангельском и Николо-Урюпине .

Храм Казанской Иконы Божией Матери выстроен из кирпича, на подклете, с одной главой на основном объеме и с четырьмя приделами. И центральная часть, и приделы изначально имели «огненные» завершения из ярусов кокошников; в XIX веке кокошники были срезаны и заменены невыразительной четырехскатной кровлей. В 1990-2000-х гг. при реставрации восстановлен исконный облик здания. Любопытно и перекрытие центральной части храма – оно опирается на стены и два круглых столпа и состоит из сложной системы арок, сводов и полусводов. Приделы расположены не совершенно симметрично: два западных примыкают к углам, два восточных – к стенам основного объема. По схеме своей они копируют центральную часть храма. По периметру с трех сторон здание обнесено крытой папертью.

Внешний декор храма был очень богат, в стиле русского узорочья: зодчий использовал изразцы, резной камень и лекальный кирпич. Окна украшены пышными наличниками, углы обрамлены изразцовыми вставками, под рядами кокошников проведет фриз. Световой центральный барабан также украшен изразцами.

В XIX веке было разобрано западное крыльцо и пристроена довольно простая по форме колокольня. Приход отдаленного от основных дорог села был очень бедным, и церковь едва удавалось содержать в приличном виде. В советское время церковь сильно пострадала – от нее оставались только нижние ярусы самого храма и колокольни. В начале 1990-х гг. ее передали общине верующих, а позднее здесь разместилось подворье московского Покровского женского ставропигиального монастыря у Покровской заставы . Там же был устроен и православный приют для девочек. С этого момента церковь начала восстанавливаться гораздо быстрее, и сейчас на берегу Москвы-реки красуется обнесенный новой оградой и полностью обновленный краснокирпичный храм.

История Казанской церкви села Марково начинается в XVII веке, когда Марково и соседнее с ним Малахово приобрел астраханский воевода князь Яков Никитич Одоевский.

Строилась церковь восемь лет - с 1672 по 1680 год. Когда, наконец, работы были завершены, взорам всех предстало изящное здание, украшенное богатым и необычайно разнообразным декором из фигурного кирпича, резного белого камня и зеленых поливных изразцов. Красный кирпич стен удачно оттенял белые карнизы и наличники окон, а также многоярусные кокошники. Главный престол храмоздатель решил освятить в честь Казанской иконы Божией Матери. С западной и восточной сторон храм имел четыре придела: во имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и преподобного Макария Унженского, чудотворца. Каждый из приделов венчала небольшая главка-луковичка. Внутри размещались деревянные иконостасы, украшенные позолоченной ажурной деревянной резьбой. Особенностью архитектуры храма являлось применение зодчим принципа плавающей симметрии, позволяющего церковному зданию выглядеть одинаково гармонично как вблизи, так и издалека.

29 октября 1901 года в Казанском храме села Маркова Бронницкого уезда Московской губернии заново освящен придел во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленный заботами настоятеля священника И. Казанцева и церковного старосты жителя деревни Рыбаки Григория Кондратьева, при помощи некоторых прихожан.

В середине XIX века было разобрано западное храмовое крыльцо, на месте которого возвели колокольню. В 60-х годах того же столетия два западных придела были упразднены и соединены с восточными.

В период богоборчества храм был закрыт и разорен. В стенах жемчужины русского церковного строительства разместилось овощехранилище. В 1962 году Казанской церкви села Марково придали статус памятника архитектуры федерального значения, однако на положении православной святыни это никак не сказалось: От некогда богатого церковного убранства не уцелело почти ничего. В семидесятые годы из обветшавших, но еще целых иконостасов «любителями старины» были варварски выдраны все образа. Лишь иконостас XVII века, чудом сохранившийся в одном из приделов, был передан в Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Последний раз храм упоминался в краеведческой литературе в 1975 году, с тех пор о его существовании и плачевном состоянии старались не вспоминать.

В июне 1999 года Казанский храм села Марково был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю для открытия здесь монастырского скита и устройства подворья.

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал здесь. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанской церкви, которые затем были установлены на куполах.

13 ноября 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в с. Марково.

21 июля 2018 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подворье Покровского ставропигиального женского монастыря - храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Раменского района Московской области. В этом году отмечается 20-летие начала возрождения храма.

Предстоятеля Русской Православной Церкви в с. Макарово встречали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, глава Раменского муниципального района Московской области А.Н. Кулаков, глава сельского поселения Кузнецовское Московской области А.А. Кузьмин, настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания (Мискина) и насельницы обители.

В храме Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Солнечногорский Сергий, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство Московской епархии.

На богослужении присутствовали: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э.Слуцкий, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ М.В. Захарова, глава Раменского муниципального района А.Н. Кулаков, глава сельского поселения Кузнецовское А.А. Кузьмин.

Среди молившихся за Литургией были настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания (Мискина), сестры обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек, благотворители.

Богослужебные песнопения исполнили хор подворья Покровского ставропигиального женского монастыря в Троице-Лыково и хор подворья Покровского монастыря в селе Марково под управлением Е.А. Лобовиковой.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Для удобства верующих богослужение транслировалось на экранах, установленных на территории Казанского храма.

После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву о мире на Украине.

За богослужением Предстоятель Русской Церкви рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Кельманова, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Сивоконь, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы - подворья Покровского ставропигиального монастыря.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг храма.

На площади перед храмом игумения Феофания приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству старинный список Казанской иконы Божией Матери.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка!

Я хотел бы сердечно поблагодарить за добрые слова, которые Вы сказали, за образ, который Вы преподнесли, и выразить искреннюю радость по поводу того, что Господь сподобил меня сегодня, в праздник Казанской иконы Божией Матери, день обретения Ее образа в граде Казани, посетить это святое место.

Я наслышан о трудах, которые здесь были совершены, о замечательном восстановлении старинного храма XVII века. Не так уж много храмов того времени у нас сохранилось: большинство церквей в нашей полосе строились, как вы знаете, из дерева, и поэтому пожары, политические и военные катаклизмы, которые посещали эту землю, наносили им непоправимый ущерб. Что же касается этого храма, то он был построен в конце XVII века, когда Россия уже стала мощным государством, и свидетельствовал всем, кто на него взирал, о дивной традиции русского храмостроительства.

Наступили годы лихолетья, и этот храм, как только что сказала матушка, был превращен в руины. И нельзя не задаться вопросом: что же должно происходить в сознании людей, в их сердце, каким должно быть их мировоззрение, каким должно быть их отношение к прекрасному, как они воспринимают эстетику окружающего их мира, чтобы осквернить и почти разрушить этот великолепный храм, эту народную святыню? Но именно через такое лихолетье прошел наш народ…

Мы только что отмечали 100-летие трагической гибели царя-страстотерпца Николая и всех членов его семьи. Я имел возможность помолиться со множеством народа в Екатеринбурге. Мы вспоминали нашу историю, этот кошмар, это забвение, это окаменелое нечувствие, которое выразилось в страшных трагических деяниях - в массовом убиении людей, в разрушении святынь, в сокрушении всех основ народной жизни, в попытке сделать такой крутой поворот истории, на котором бы разлетелась в осколки вся память о старой жизни. Что же это было за умопомрачение? Ведь и в других местах происходили революционные перевороты, менялись элиты, где-то и храмы страдали, но нигде не было такого тотального отрицания прошлого, какое имело место в нашей стране.

По милости Божией народ наш вышел из времени забвения и окаменелого нечувствия, и сегодня восстанавливаются храмы, которые были порушены и осквернены. Также и этот храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково, на берегу Москвы-реки, является ярким свидетельством того, что произошло за последние годы с Церковью нашей, со страной, с людьми нашими, которые вновь обрели или, может быть, еще обретают понимание того, что произошло в минувшее столетие, и осознают, сколь опасно разрушение памяти о прошлом, разрушение истории и традиций, священных символов духовной и национальной жизни.

Сегодня, торжественно совершая у восстановленного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, в день ее празднования, Божественную службу, я радуюсь всему, что вижу вокруг, что создано, в первую очередь, усилиями Вас, матушка, и всех сестер. Замечательное подворье с хорошо организованным хозяйством, с налаженным бытом сестер широко открывает свои двери для всех, кто желает прийти сюда помолиться, прикоснуться к этому святому месту. Я хотел бы поблагодарить за огромные труды, которые были здесь совершены, и выразить уверенность в том, что народ наш, пройдя столь тяжелый жизненный путь и получив столь трагические уроки, но еще не в полной мере вернувшись сегодня на путь ко Христу, достойно пройдет остаток еще не пройденного пути. Но этот отрезок пути будет трудным, ведь чем ближе мы к цели, тем больше сил бросает враг рода человеческого, чтобы помешать нам восстановить не только храмы и монастыри, но и души человеческие, воспитать в великих традициях благочестия и любви к Отечеству последующие поколения. Но верим, что по молитвам новомучеников и исповедников Российских хватит сил и у Церкви, и у народа нашего в полной мере возродить и сделать жизнь нашу еще краше, чем она была раньше, прежде чем палачи занесли свой меч не только над главой царя-мученика, но над всей нашей историей, над всей нашей духовной традицией, в значительной мере над всей нашей культурой. И пусть Господь помогает всем нам.

Мы сегодня молились об Отечестве нашем, о властех, о воинстве, дабы в это непростое время Господь умудрил тех, кто во власти, укрепил тех, кто несет ответственность по защите нашего Отечества. Верим, что Господь будет с нами, если только мы в очередной раз от Него не отвернемся. Верим также, что мало-помалу, но возродится в полной мере духовная традиция нашего народа и расцветет Отечество наше. Это не просто мечты - об этом наши молитвы, а молитва - это мечта, которую с верой и надеждой приносят к Престолу Божию. А Господь в ответ на эту веру и надежду делает мечту явью. В это мы верим, на это мы надеемся, об этом молимся, ради этого трудимся. Аминь».

В дар подворью в с. Марково Святейший Владыка передал образ святых Царственных страстотерпцев.

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы, была удостоена Патриаршей грамоты.

Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения президент АО «Рой Интернэшнл Консалтанси» Ипен Чериан был награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского, III степени. Вручая орден, Святейший Патриарх обратился со словом к присутствующим и награждаемому:

«Хотел бы сказать несколько слов о Чериане Ипене. Он в крещении Захарий, мы так его и называем: брат Захарий. Большую часть своей жизни он успешно занимался бизнесом - и в Индии, где родился, и в Соединенных Штатах, и в России. Но как человек православный, верующий, он большую часть всех своих доходов отдавал на бедных, и в первую очередь - на детей-сирот. У него были очень большие программы помощи нуждающимся в Калифорнии, в южном штате Индии Керале и у нас, в Москве. Очень часто брат Захарий встречал Пасху и Рождество не у себя дома, в комфортабельной московской квартире, а на Павелецком вокзале среди бездомных детей. И до сих пор большинство своих средств он направляет на помощь, в первую очередь, беспризорным детям.

Мы очень ценим ваши труды, мы любим вас. Всегда, когда человек делает много добра, он встречается в своей жизни с проявлением того, что у людей не хватает добра. Это бывает сильный вызов людям, которые отдают всего себя другим. Я знаю, что и в вашей жизни были такие вызовы. Я желаю вам мужественно через них проходить, сохраняя веру в то, что, трудясь во имя ближнего, разделяя с ним свои средства и ресурсы, вы разделяете их с Самим Господом и Спасителем, Который никогда не оставит вас в вашей жизни. Аксиос!»

Во внимание к помощи подворью Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы в с. Марково Раменского района Московской области Патриаршие грамоты были также вручены: главе Раменского муниципального района Московской области А.Н. Кулакову; заместителю председателя Московской областной Думы И.В. Чистюхину; прокурору Астраханской области А.Г. Лычагину; заместителю главы администрации Раменского района В.К. Долгушину; заместителю руководителя Секретариата первого заместителя председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федорова О.П. Савелову; генеральному директору ОАО «Раменский электротехнический завод "Энергия"» А.Г. Акопяну.

В завершение Предстоятель Русской Церкви поздравил матушку Феофанию, награжденных и всех собравшихся с праздником Казанской иконы Божией Матери.

Всем участникам богослужения были вручены иконки Божией Матери «Казанская» с Патриаршим благословением.

По окончании Литургии состоялась праздничная трапеза, после которой Святейший Патриарх Кирилл посетил подсобное хозяйство подворья. Святейший Владыка ознакомился с работой цеха, производящего молочные продукты, осмотрел коровник, конюшню, пасеку, пруды, питомник для собак и птичий двор.

Казанская церковь в подмосковном селе Марково была построена в 1672-1680 гг.

В период богоборчества храм был закрыт и разорен, в его стенах разместилось овощехранилище. В 1962 году храму села Марково придали статус памятника архитектуры федерального значения, однако разорение святыни продолжалось. В 1970-е гг.
из обветшавших, но еще целых иконостасов «любителями старины» были варварски выдраны все образа. Лишь иконостас XVII века, чудом сохранившийся в одном из приделов, был передан в Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Здание храма продолжало разрушаться.

В 1998 году настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Феофания (Мискина), подыскивая место в ближайшем Подмосковье для подворья обители, обратила внимание на заброшенный храм в руинах на живописном берегу Москвы-реки. Она обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за благословением на обустройство здесь подсобного хозяйства. В июне 1999 года Казанский храм села Марково был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю для открытия здесь монастырского скита и устройства подворья.

13 ноября 2004 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери подворья Покровского монастыря.

Сейчас на монастырском подворье постоянно проживают около 15 насельниц Покровской обители, имеется обширное подсобное хозяйство - поле, огород, сад, коровник, курятник, пасека, пруды с рыбой.

Ежедневно на подворье совершается общее сестринское правило: утром - полунощница, акафисты Спасителю, Казанской иконе Божией Матери и блаженной Матроне; вечером - вечерние молитвы, глава из Апостола и Евангелия, а также крестный ход с чтением молитвы «Богородице Дево, радуйся…» вокруг всей территории подворья.

Храм Казанской иконы Божией Матери регулярно посещают целыми семьями жители Бронниц, Жуковского, Раменского и других близлежащих городов и других населенных пунктов.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси