Конспекта занятия с дошкольниками старшей группы на тему: «Православный храм. «Православный храм»

23 октября на занятии в младшей группе Воскресной школы говорили о православном храме, его внешнем и внутреннем убранстве. Рисовали.

Конспект занятия "Храм - Дом Божий"

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Вы помните, о чём мы говорили на прошлой беседе? Мы говорили о молитве (зачем нужно молиться). Все вы знаете, что Бог – наш с вами небесный Отец и Он нас очень сильно любит. И мы должны быть благодарными детьми своего небесного Отца, стараться радовать Его добрыми делами, помощью и заботой о ближних.

Сегодня мы поговорим немножко о другом. Попробуйте-ка угадать нашу сегодняшнюю тему.

Вы знаете, что с самых древних пор люди придумали строить себе дома. Сперва это были укрытия в пещерах, шалашики, землянки, а потом и вовсе настоящие крепкие замки. Как вы думаете, для чего люди строят себе дома?

Верно, людям нужно место, где они смогут укрыться от ненастий погоды, от диких зверей и от врагов. Мудрые люди говорят: мой дом – моя крепость!

Со временем появились дома, в которых не живут люди. Например, магазины, музеи, школы, цирки. В них люди работают, но не живут.

Как бы красивы ни были все эти здания, но для человека нет ничего дороже родного дома, где живёт его семья, где уютно и тепло.

Но есть совершенно особенные Дома… Люди их строят с трепетом и любовью. А потом украшают росписями и узорами, высоко в небе венчают такие Дома сверкающие купола. Люди стекаются со всех деревень или со всего города, чтобы немного побыть в этом Доме, а выйти из него полными радости и спокойствия.

Вы, наверное, уже сообразили, о каком Доме я веду речь. Верно, это Церковь (Храм). А почему я назвала храм домом? Кто в нём живёт? Да, это дом Божий. Здесь присутствует сам Бог. Но вы люди взрослые и должны знать, что Бог присутствует не только в Церкви, Он вездесущий, то есть, находится везде, и никто не может укрыться от Бога, спрятаться от Него. Но Храм – это место особого Божьего присутствия.

Ребята, а какие люди приходят в храм? (Верующие, добрые, расстроенные…)

А для чего люди ходят в церковь? Люди приходят помолиться Богу, поблагодарить Его за доброту, просят помощи или прощения у Бога за плохие поступки.

Помните, как говорят мудрые люди: Мой дом – моя… крепость! А церковь – это наша с вами самая неприступная крепость, которую никакой враг не одолеет. Поэтому вы должны понимать, что приходя в храм, вы приходите «в гости» к Богу. И Господь нас принимает с любовью, как самый добрый Хозяин принимает своих дорогих гостей. А ещё в храме невидимым образом присутствуют ангелы и святые. Все они смотрят на нас и молятся вместе с нами.

Вы, наверное, уже знаете, как подобает себя вести в храме?

Нужно быть скромно одетым: девочки в юбочках и платьицах, с платочками на головах, а мальчикам нужно снимать свои кепки и шапки. Не следует шуметь и громко разговаривать, потому что мы можем помешать людям, которые стоят с нами рядышком и молятся Богу.

Богу приятно, когда мы приходим в церковь, в Его дом сами, без принуждения и с радостью. Господь особенно сильно любит детей, таких как вы. Ваши души чистые, а сердца светлые, поэтому ваши молитвы, искренние и простые, доходят до Небес.

Я уверена, что вы полюбите Божий храм, будете молиться Богу, как взрослые. Вы ведь теперь знаете, чей это Дом и Кто в нём живёт.

Божий храм есть Божий дом,
И душе уютно в нём.

Преподаватель, Имамалиева Мария

Конспект занятия для дошкольников. Православный храм

Цель: Развивать кругозор детей путем знакомства с устройством православных храмов и традициями поведения в них, расширять словарный запас детей. Обогащать знания детей о празднике Пасхи, обычаями русского народа. Воспитывать любовь и уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
Предварительная работа: рассказать детям, о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, праздника Пасхи; рассмотреть иллюстрации изображения церкви, о куполах и кресте на них; обычаях связанных с этим праздником - крашение яиц. Яйцо - это символ жизни и смерти; разучивание стихов, песен о весне, о Пасхе; разучивание и повторение хороводных игр.1.Приветствие, тема экскурсии.
2. Основная часть.
- Правила поведения в православном храме.
(Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно. Шум разговора, а тем более смех, при вступлении в церковь, оскорбляет святость храма и мешает верующим. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.)
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.
-Вот посмотрите эта икона Покрова Божией Матери в честь этой иконы назван этот храм.
- Богослужения совершаются священнослужителями. Священнослужители для совершения богослужения облачаются в священную одежду. Особую службу в храме несут певцы хора. Традиция христианского пения очень древняя, пели во время служб еще первые христиане.
Справа стоит чаша купальня для крещения. Крещение - первое и важнейшее христианское таинство. Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии. Таинство крещения состоит в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.
Особое символическое значение в христианской церкви имеет возжжение свечей и светильников. Ни одного богослужение не может быть совершаемо без возожженных свечей. Горящая перед иконой свеча – это знак нашей веры и надежды на помощь Бога. Свеча – символ нашей любви к богу. На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят лампады, стоят подсвечники с горящими свечами. (Дети зажигают ставят свечи перед иконами святых с помощью взрослых.)
Воспитатель: Пасха – самый большой и светлый праздник. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. В Пасху христиане празднуют Воскресение из мертвых Иисуса Христа Святая Пасха – самый великий и светлый праздник для православных христиан. Пасхальная ночь – такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Все зажигают свечи и ждут, когда священнослужители в красных ризах, с крестом, иконами и церковными знаменами выйдут из церкви для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма, как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя.
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)
Воспитатель: Послушаем еще ребяток, какие стихи знают, про праздник (чтение стихов детьми)
1.Повсюду благовест гудит;
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
2.Вот просыпается земля
И одеваются поля…
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес1 Христос Воскрес!
3.Проснитесь, горы, долы, реки!
Хвалите Господа с небес!
Побеждена им смерть на веки,
Проснись и ты, зеленый лес.
4. Фиалки, зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь)
В. Шамонин
"Колокола"
Хорошо на колокольне позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье, этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.
Иван Рутенин
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча!
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича!
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воспитатель :На этот праздник на стол принято подавать пасху, куличи, крашеные яйца. На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться. Почему мы красим яйца на Пасху?
Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!». Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями. Христосуюсь – целоваться троекратно в знак поздравления с праздником пасхи.
Воспитатель: Служба на Пасху в церкви начинается в полночь и длится до утра. Начало ее знаменует начало праздника. Пасхальная служба особенная - она праздничная и легкая. После ее посещения на душе светло и как-то особенно торжественно.
Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.
На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Заключительная часть

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме? (Ответы детей.)
Вывод : Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь. Завершить встречу совместной песней «Солнечный круг»(Слова: Л. Ошанина)

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием. Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира с творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Развивающие:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно - нравственному и художественно - творческому воспитанию на тему «Православный храм»

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием. Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира с творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Развивающие:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье.

Материал для занятия:

  1. презентация
  1. мультимедийный проектор,
  2. экран,
  3. компьютер.
  4. листы бумаги формата А 4,
  5. краски

План занятия:

  1. Начало занятия – слушание звон колоколов №54
  2. Дать понятие «православные христиане».
  3. Беседа на тему: «Православный храм» в сопровождении презентации
  4. Физкультминутка.
  5. Дети рисуют храм Божий и слушают музыку № 52 «Вокализ» Рахманинов.
  6. В конце занятия создаётся выставка детских работ.

Ход занятия

Педагог:

Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно, что мы услышим.

(Педагог включает аудиозапись, колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.)

Педагог:

Ребята, вы слышали такую музыку? Где она звучит? Это музыка колоколов. Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.

Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом. Я хочу вам рассказать, кто такие православные христиане.

Большинство людей, которые живут в России - православные христиане. Христианами являются почти все наши бабушки и дедушки – наши предки. Что значит быть христианином? Христиане верят в Бога Иисуса Христа и живут так как Он повелел. (Слайд №2) Христиане крестят своих детей, и ребёнок становится христианином.(Слайд №3) Христиане учат детей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку. Христиане молятся Богу и Божией Матери. (Слайд №4). Молитва - разговор с Богом. (Слайд №5)

Христиане строили особо красивые дома, посвящённые Богу, - храмы. Храм – это дом Божий. По - другому его называют церковь. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России - храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. (Слайд №6) Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. (Слайды № 7,8). Под куполом церкви находятся колокола.(Слайд №9). Как вы думаете для чего колокола звонят? Они зовут людей в Храм для молитвы. Христиане ходят в дом Божий – храм для того, чтобы молиться Богу. Молиться - значит разговаривать с Богом. (Слайд №10,11) Все христиане составляют одну большую церковную семью. Кто же является отцом этой большой христианской семьи? Её отцом является Сам Бог Христос!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать православный храм.

Посмотрите из каких частей он состоит.(Слайд12) Основная часть здания. Барабан. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.

Купол, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Ребята, посмотрите, на что похожи купола? (Слайд 13)

(Ответы детей.)

Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу - купол луковичной формы, второй на шлем богатыря – шлемообразная форма купола, а третий купол самый древний -шатровой формы, похож на шатер. Купол имеет симметричную форму и рисуется, как и все симметричные предметы, от середины. На куполе всегда есть крест. (Слайд14).

Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физминутку.

(Педагог с детьми проводит физминутку, затем предлагает сесть за столы.)

Дальнейшая работа: (по выборы педагога) Либо рисовать храм самостоятельно, либо в рабочей тетради ст.21.

СЛАЙД 15

(Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончании работы развешиваются на доске и рассматриваются.)

Во время рисования звучит музыка на слайде.

Педагог:

Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось изобразить церковь - каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, окошки, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы, зодчие.


Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • познакомить детей с внутренним устройством храма;
  • дать представление о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол);
  • расширять словарный запас детей названиями храмовых светильников: семисвечник, лампада.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням;
  • воспитывать благодарность к труду рук человеческих, создавших красивое убранство для храма;
  • поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию образного и символического восприятия внутреннего убранства православного храма;
  • способствовать развитию чувства прекрасного и священного.

Материал к занятию:

1. Стихотворения Е. Санина о храме и его устройстве.

2. Небольшие карточки к дидактической игре «Мы в храме или около него».

3. Наша жизнь с Богом. С.-П. Христианское просветительское общество «Кредо» 2000г.

4. Детский молитвослов. Изд-во «Духовный сад». С. Николо-Погост 2004г.

Ход занятия:

1 часть: Беседа

Ребята, Мы уже говорили о том, что Церковь – это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. На службе всегда торжественно и красиво, мерцает свет от свечей и лампад, звучит молитвенное пение и люди приходя на Богослужение успокаиваются, на душе у них воцаряется мир и душевная радость. Давайте вспомним, как надо себя вести в храме?

– Что нужно сделать, когда мы входим в храм? (перекреститься, поклониться алтарю, приложиться к главной иконе или святыне храма)

– Какие правила необходимо соблюдать во время литургии? (сохранять тишину, быть внимательными, не смотреть по сторонам)

– Как правильно креститься? (не спеша, повторяя про себя слова молитвы «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»)

– Что должны помнить о внешнем виде мальчики и девочки? (девочки одевают юбочки и платочки, а мальчики без головных уборов)

Необходимо помнить, что хорошее поведение любит Господь и люди уважают тех, кто ведет себя достойно. Вы уже познакомились с внешним видом храма, Сегодня я расскажу вам о том, как храм устроен внутри.

Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек, посмотрев на изображения Библейских историй, Святых сразу мог понять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно так же «почитать»…и познакомимся с тем, что мы видим в нашем Храме.

Начнем мы с загадки. Послушайте внимательно:

Столик высокий, крышка с наклоном

Чтобы удобней было иконам

Из металла витой

Как называется он?..

Правильно, аналой . Это место для главной иконы храма, давайте на нее посмотрим. Что здесь изображено?

Рядом с Аналоем стоит подсвечник , для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).

А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.

Перед вами иконостас .

Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые незримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Расскажите, кого вы здесь видите?

За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.

Что бы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата .

Ах, какая красота -

Эти Царские врата!

В них невидимо, как встарь,

Сам Христос идет в алтарь!

Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются когда они открываются и закрываются.

Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.

Посреди алтаря находится Престол : четырехугольный стол.

На престоле невидимо присутствует Сам Господь. К престолу прикасаются и целуют его только священники. На престоле находятся: Св. Евангелие, Напрестольный крест, Семисвечник и другие священные предметы. Они все очень красиво украшены.. Сравните моё домашнее Св. Евангелие и то которое на престоле… Св. Евангелие священник читает на службе, крестом благословляет всех молящихся в храме.

Священный светильник, посмотрите, он стоит посередине алтаря -это такой подсвечник, на котором горят семь свечей, поэтому он так и называется – семисвечник .

За Престолом семь лампад

Очень празднично горят.

Видно, каждая лампада

Здесь гореть бывает рада.

Ребята, кто служит в Храме? (Священник ) Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.

Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.

Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.

Обобщение

Ребята, сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы поняли то, о чем мы говорили.

Дидактическая игра «В храме и около него».

Всем детям предлагается выбрать по одной небольшой карточке с изображением различных частей православного храма, предметов церковного убранства и церковной утвари: свечи, лампадка, купол, изображение креста, колокольни, иконостаса, семисвечника, паникадила и др.

В процессе игры детям дается команда собраться в две группы: одна группа как бы «около храма», другая группа детей – «в храме», в зависимости от того, изображение какого предмета или части здания имеется у него на карточке. Ориентирами для сбора групп могут две крупные карточки: одна – с полным изображением храма, другая – с общим внутренним видом храма.

Выигрывает та группа, которая соберется быстрее.

В конце занятия дети изготавливают книжки-раскладушки с внутренним устройством храма. По ходу художественно-продуктивной деятельности дети закрепляют новые понятия.

По окончанию воспитатель хвалит детей и дарит поощрения в виде голубков.

Познакомить детей с термином - ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и уточнить знания детей о православной вере.

Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и дополняя.

Расширить словарный запас детей.

Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям; воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.

Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Оборудование: фотографии храмов, церковных богослужений, православная газета местного благочиния, иллюстрации картин: Шанькова М. Ю. «Крещение Руси», В. Васнецова «Крещение Руси», иконы «Крещение Руси»

Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.

Ход занятия:

Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово - православие или православная вера? Где вы слышали это слово? (ответы детей ). Скорее всего по телевизору, во время новостей или прямых трансляций служений в храме: православные храмы, православный праздник, православные обычаи, православная вера, православные христиане… Может быть, кто-либо из вас держал и газету православного издательства. Может, ваши родители часто произносят это слово и в обычные дни? Говорят ли вам о чем-то слова - православная библиотека? Вот, что говорит о ней священник Максим Козлов: » Православие - это та вера, к кото­рой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту радость Православия…«

Существует много различных религий, но нашей стране России самой яркой, самой светлой, самой распространенной - является православная вера! Почему, спросите вы, эта история уводит нас глубокими корнями в наше прошлое…

Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы - животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометан, иудеев, немцев-католиков и греков (православных). При­ехавший в Киев грек показал князю Владимиру картину Страшного Су­да, на которой были нарисованы по правую сторону праведники, идущие в рай, а по левую - грешники, идущие в ад на вечные мучения. Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем, которые по левую.» «Крестись, - ответил ему греческий проповедник, - и ты тоже будешь с праведниками!»

Князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у греков (православных). «Стоя в их храме, - рассказывали послы, - мы не знали, где находимся - на земле или на Небе, не даром приняла греческую веру княгиня Ольга, мудрейшая из людей.»

Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десят­ки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.

Крестился народ добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это ог­нем и мечом; быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычест­во, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была кра­сота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Кон­стантинопольскую - и что они там увидели: они не зна­ли греческого языка и не знали икон, но они почувство­вали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству - было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась - через эту дивную Божественную красоту.

Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал до­брым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владими­ром» или «Владимиром - Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.

Физкультминутка:

Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны )

И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок )

Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

рыбок)

Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок )

Ярко звездочки горят - (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами

(все пальцы свели и резко развели))

Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо )

Мы живем в огромном прекрасном мире. Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть Своей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир - любовь или ненависть, - он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы - люди, животные, растения - обязаны друг с другом и не можем жить друг без друга, не можем жить и без Всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный, Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это - любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.

Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие. Но, поставленный над всем живым миром, человек не всегда совершает добрые дела: зло, зависть, жестокость приводят к войнам, гибели людей. Мир стал ареной борьбы между добром и злом.