Что рубинштейн относит к направленности личности. Динамические тенденции личности

Часть I
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ

С.Л. Рубинштейн. Направленность личности

Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимыми и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление , когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые - у Фрейда - в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта нх трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и им принимаются, становятся личностно значимыми для него.

Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно значимыми для человека, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции<долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу - иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, - что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют.

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Самые потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, Направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с.623-626

Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимыми и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности-это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

<...>

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые - у Фрейда - в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта нх трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и нм принимаются, становятся личностно значимыми для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно значимыми для человека, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу - иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, - что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют. <.. .="">

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Самые потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с. 623-626.

Для Рубинштейна личность - это и основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методологический принцип. Как все методологические принципы психологии, которые были разработаны Рубинштейном, личностный принцип на разных этапах развития его концепции и всей в целом советской психологии решал различные методологические задачи и потому видоизменял свое методологическое содержание. На первом этапе его разработки в начале 30-х гг. и прежде всего в указанной программной статье 1934 г. личностный принцип решал ряд критических задач: преодоление идеалистического понимания личности в психологии, преодоление методологии функционализма, не признававшей личность основанием различных психических процессов, и т.д. Одновременно и чуть позднее Рубинштейн определяет позитивные задачи, которые решались этим принципом: выявление через личность не только связи сознания и деятельности (с сохранением специфики составляющих), но и связи всех психических составляющих (процессов, качеств, свойств); определение того качества и способа организации психики, которое достигается на уровне личности; наконец, выявление особого измерения и качества самой личности, которое обнаруживается только в особом измерении и процессе ее развития - жизненном пути. Сюда же относятся задачи исследования специфики саморазвития и формирования личности (соотношение развития и обучения, развития и воспитания), выявления диалектики внешнего и внутреннего, индивидуального и типического, особенного и всеобщего, которые также являются методологическими и в таком качестве возникли в психологии.

Будучи пионером в использовании онтологического подхода в отечественной психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения человека с миром, помимо которых выделяется также отношение - не только к бытию, но и к другому субъекту. Когда объектом воздействия становится другой человек, необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собственная сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личности определяется через триединство - что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

Самосознание не является прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизненными проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта - это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практических достижений. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Человек осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание других людей. Самосознание - не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкретного человека. Жизнь - особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.

На жизненном пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личность может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.

Рубинштейн разработал понятие, ставшее классическим для отечественной психологии -- понятие направленности как совокупности сознательных жизненных устремлений и способов их выражения. (Понятие направленности стало одним из общепризнанных в психологии, но затем наполнилось идеологизированным содержанием, поскольку направленность классифицируется на коллективистическую и эгоистическую (индивидуалистическую). Личностный же склад это способ реализации человеком своих возможностей и устремлений в жизни. Все поступки и проявления человека в жизни, согласно Рубинштейну, затем закрепляются поредством механизма обобщения в его характере, т. е. личность рассматривается как открытая система «Вместе с тем очевидно,- писал Рубинштейн,- что человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает,- в зависимости от всей его сознательной деятельности, в которой характер, как сказано, не только проявляется, но и формируется. Характер человека, конечно, обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков, так что поступки и жизненные обстоятельства, их обусловливающие, постоянно переходят друг в друга».

Уже из этого высказывания очевидно, что масштабом развития и совершенствования личности является ее жизненный путь. Рубинштейн стремился выявить взаимосвязь личности и ее жизни первоначально в форме довольно общей идеи о «повторных этапах жизни», тем самым связанных с изменением личности или определяемых ей, а затем совсем конкретно -- введя понятие личности как субъекта жизни.

В 50-е годы Рубинштейн разрабатывает концепцию личности как субъекта жизни. Способность личности строить свои отношения с миром, выбирать жизненную позицию, избирательно, сугубо индивидуально действовать в соответствии с высшими жизненными ценностями и системой мотивов характеризует ее на высшем уровне ее развития.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 - 1960 ) - советский психолог и философ , член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ , а также сектора психологии Академии наук СССР.

Акцентировал положение о том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.

Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Положения психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.

3) решение 3 вопросов: а) чего хочет личность - вопрос о направленности, потребностях, идеалах личности, б) что может личность (о способностях, одаренностях), в) что личность есть (о характере).

Зависимость психических процессов от личности выражается:

Во-первых , в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми.

Во-вторых , личностная зависимостьпсихических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.

В-третьих , зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.

(Вариант в.24) Структура личности по с.Л.Рубинштейну.

Деятельностная теория личности наибольшее распространение получила в отечественной психологии. Наибольший вклад в ее развитие внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский. С.Л.Рубинштейн был инициатором разработки концепции субъекта деятельности, в которой исходными характеристиками явились: - сознание (отражение объективной реальности); - деятельность (преобразование действительности).

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которого формируются свойства личности.

Средством научения выступает механизм интериоризации , благодаря которому происходит усвоение общественно - исторического опыта. Основными характеристика деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях и ценностях.

Субъектность - выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, личностном смысле, в направленности и избирательности деятельности.

Основное место в личности занимает сознание. Причем структура сознания формируется в детстве в процессе общения и деятельности. Б/с имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, отношений и условий .

Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет рефлексия, внутренний диалогизм, морально-нравственные нормы поведения, выработанные в данном обществе. Следовательно, свобода – это осознанная необходимость. Личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн).С.Л.Рубинштейн выделял следующие компоненты в структуре личности:

Свой взгляд на психологию личности российский психолог С.Л. Рубинштейн изложил в ряде работ, наиболее значительными из которых являются: “Основы общей психологии”, “Человек и мир”, “Принципы и пути развития психологии”, “Бытие и сознание” и др. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – российский психолог и философ, член-корреспондент АН СССР.

О вкладе Рубинштейна в психологическую теорию личности свидетельствует то, что его взгляды получили наиболее широкое распространение в отечественной психологии. Именно благодаря С.Л. Рубинштейну тема личности вернулась в отечественную психологию. Насколько значимым было включение в учебники психологии, вышедшие в свет в середине и конце 30-х годов ХХ века, раздела о личности, видно из сравнения работы С.Л. Рубинштейна с учебником М.Я. Басова “Общие основы педологии” (1931), в котором понятие личности встречается еще редко.

С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание.

Личностный принцип – идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности. Личностный принцип является методологическим, потому что то или иное решение проблемы личности определяет общую теоретическую концепцию психологии.

Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно “человека” и “личности”: “Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…”.



С.Л. Рубинштейн предложил далеко идущую идею о природе человеческих способностей, связав их с обучаемостью: “Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека получают характеристику его способности к обучению и труду”.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. Первый вопрос о направленности, об установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Второй – о способностях и дарованиях человека. Третий –
о характере. Все эти свойства – направленность (система мотивов и задач, которые ставит себе человек), характер и способности – являются центральными структурами личности. Именно эти свойства делают человека существом общественным, “пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности”.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны. Интерес к определенной деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Так же тесна взаимосвязь способностей и характера. Большие способности, обусловливая сознание своих сил, отражаются на характерологических свойствах, порождая уверенность в себе и твердость или же самомнение и беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе или упорство и трудолюбие. Характерологические свойства (целеустремленность, настойчивость, упорство в достижении цели) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

Психические свойства человека С.Л. Рубинштейн объединил в две группы – характеро-логические свойства и способности. Первая связана с побудительной (мотивационной), вторая –
с организационно-исполнительской стороной психической регуляции поведения. Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Таким образом, характер рассматривается как аспект (или двойник?) направленности личности. Фактически определения характера и направленности совпадают, поскольку направленность у С.Л. Рубинштейна – это “...динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность”.

С.Л. Рубинштейн решил ряд важных методологических вопросов теории личности, в том числе вопрос о свойствах личности и соотношении их с психическими процессами. Психические свойства – способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями. Он указывал на то, что поведение исходит из свойств личности, поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства. Он считал, что между свойствами и процессами существует органическая связь: “Обособление психических свойств от психической деятельности неизбежно ведет к нежелательной субстанциализации психического”, в том числе и психических свойств”.

В качестве источника свойств личности Рубинштейн называл психические процессы или “психическую деятельность”. «Психические деятельности – это тот “строительный материал”, из которого складываются психические свойства человека. Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений и т.д. В связи с этим встает узловой вопрос: как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что данную личность характеризует? Именно к этому вопросу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, – это и есть тот “строительный материал”, из которого складывается характер».

Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в ее внутреннее богатство. Память, например, сохраняет и воспроизводит личное прошлое, согретое теплотой переживания. Она обусловливает единство сознания, отражая преемственность между нашим “сегодня” и нашим “вчера”. Формирование личности – это овладение динамикой собственной психики, образование таких “органов” (“механизмов”, или “аппаратов”), которые используют возможности познания, воли и действия для разрешения жизненных задач.

Нейрологическую основу психического свойства образует соответствующий “функцио-нальный орган” (термин К.Д. Ухтомского). Та или иная психическая деятельность предполагает наличие сформированного функционального органа, или функциональной системы, выполняющей данную психическую функцию.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни. Но их развитие обусловлено врожденными особенностями организма, прежде всего нервного аппарата. Когда А.Н. Леонтьев в докладе “Природа и формирование психических свойств и процессов человека” заявил, что “все психические свойства и процессы человека представляют собой продукт прижиз-ненно складывающихся систем мозговых связей – условных рефлексов”, то С.Л. Рубинштейн отметил: исходные положения этого доклада требуют лишь следующего корректива: “надо учитывать и их безусловно-рефлекторную основу”. Правда, врожденные особенности очень многозначны. На основе одних и тех же задатков могут выработаться различные способности и черты характера, в зависимости от хода жизни и деятельности. На эту позицию следует обратить внимание: у Рубинштейна задатки – это психофизиологические структуры, которые “предшествуют” не только способностям, но и другим свойствам личности, например, характеру. В данном пункте позиции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева расходятся, так как, по Леонтьеву, антропологические свойства индивида не определяют личность и не входят в ее структуру. Они являются генетически заданными условиями формирования личности, обусловливая не ее черты, а лишь формы и способы их проявления.

Глубокого уважения заслуживают усилия С.Л. Рубинштейна, связанные с его открытием направленности личности. По своему психологическому значению постановка проблемы направленности Рубинштейном может быть приравнена к концепции личности Фрейда, Левина, Маслоу и Роджерса. Идея направленности давно интересовала психологов. Она была близка
А.Ф. Лазурскому и В.Н. Мясищеву, ее разрабатывал А. Адлер. Причастны к теме направленности и те психологи, которые занимались мотивацией, психологией ценностей, социальных установок и ценностных ориентаций личности.

Открыв направленность личности, С.Л. Рубинштейн еще подчиняет ее характеру и даже растворяет в нем. Характер у него теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл его жизни и деятельности. А то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет стержень личности. В общем, направленность выполняет две функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека и 2) выступает в качестве предпосылки характера: направленность личности, порождая определенные поступки, переходит затем в характер.

У Рубинштейна тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Направленность вырастает из потребностей, над которыми возвышаются интересы и идеалы. Существует определенный механизм функционирования ценностей. Этот механизм включает появление динамических тенденций, которые становятся стремлениями по мере того, как все более отчетливо вырисовывается та точка, на которую направлена та или иная тенденция. По мере того, как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более сознательными мотивами деятельности.

Таким образом, направленность – это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность. Направленность имеет два измерения: а) предметное, целевое содержание и б) величина напряжения, интенсивность побуждений.

Развивая научные представления о динамических тенденциях, Рубинштейн опирался на соответствующие работы К. Левина, а также З. Фрейда. К. Левин первым поставил вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях. У Фрейда динамические тенденции представлены в виде влечений. Рубинштейн настоятельно подчеркивал предметную характеристику всякой динамической тенденции и направленности в целом, полагая, что таким образом личность получает содержательную характеристику.

Среди тенденций Рубинштейн выделяет установки личности, то есть психические образования, которые несут в себе отношение к объектам внешней среды и избирательную готовность к определенному поведению. Личностные установки сходны с моторными и сенсорными установками, но отличаются от них своей обобщенностью. Они характеризуют состояние не отдельного органа, а личности в целом. Похоже, что трактовка установки Рубинштейном близка к общепринятому ныне пониманию социальной установки, чем к трактовке Узнадзе.

Важную задачу теории личности С.Л. Рубинштейн усматривал в объяснении природы мотивов человеческой активности. Он выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Вся история развития личности связана с историей развития потребностей.

Но поскольку человек живет во все расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес. Интерес (по Рубинштейну) – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определенном предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения; один из трех источников мотивов. Интересы как мотивы вызывают деятельность, выходящую за пределы удовлетворения наличных потребностей. Интересы – это и осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, обязанностей, которые она на него налагает. Первой предпосылкой устойчивых интересов является наличие у человека генеральной жизненной линии. Если ее нет, не будет и устойчивых интересов.

Специфичность интереса в том, что он побуждает познавательную деятельность, направляя восприятие, память и мышление на свой объект. Это побуждение имеет эмоциональную природу; оно удовлетворяется благодаря получению новой информации: человек стремится к разгадке, раскрытию тайны, проникновению в неизведанное. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – ознакомиться с ним. Поэтому интересы являются специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека.

Интересы обычно связываются в динамичные системы, располагаются гнездами и лежат на различной глубине, поскольку среди них имеются основные, более общие и производные, частные. Интересы различаются по содержанию, степени оформленности, силе, устойчивости и широте.

По степени оформленности интересы разделяются на определившиеся и на находящиеся в аморфном состоянии – “ко всему вообще и ни к чему в частности”.

Сила интереса – это его активность, энергичность.

Устойчивость интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время – это количественная мера устойчивости интереса.

Интересы являются важной предпосылкой обучения. Обучение опирается на интересы детей. Интересы служат средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.

Еще одной мотивообразующей структурой являются идеалы. Они восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть, мотивирующее его саморазвитие. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Содержательно идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы стать. Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.

Идеалы формируются под общественным влиянием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал философа Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху.

Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее активности.

Мотивационная сфера личности у С.Л. Рубинштейна имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Общий закон такой: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, вторичные, менее насущные отступают; по мере того как более первичные теряют в остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости выступают в сознании в опреде-ленной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность личности либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Таким образом, можно сказать, что идея “мотивационной пирамиды”, получившая широкую известность после выхода в свет книги А. Маслоу “Мотивация и личность” (1954), достаточно определенно сформулирована С.Л. Рубинштейном в конце 30-х годов ХХ века.

Представляет определенный методологический интерес отношение С.Л. Рубинштейна к ролевому подходу к проблеме личности. Он считал, что ролевые теории затрагивают важную сторону личности. “Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир – природу и общество и изменяют их. Никак нельзя вовсе обособить личность от роли, которую она играет в жизни. Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью дел, которые в силу не только исходных природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни, человеку, ставшему исторической личностью, удалось свершить”.

Таким образом, взгляд С.Л. Рубинштейна на психологию личности является систематизирующим и для своего времени новаторским. Его труды явились хорошей базой для психологического познания личности и для социальной практики.