Число малых инновационных предприятий в спбгу растет. Обзор состояния малого инновационного предпринимательства в россии Преимущества и значение малых инновационных предприятий и их типы

Федеральное агентство научных организаций продолжает работу по развитию инновационной инфраструктуры подведомственных Агентству научных организаций.

Согласно результатам проведенного мониторинга результативности деятельности, количество созданных на базе научных организаций малых инновационных предприятий выросло на 4% - с 313 в 2015 году до 326 в 2016 году.

Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) - с 2979 до 3369.

Развитие инновационного потенциала научных организаций, в том числе материально-технической инфраструктуры, управление правами на РИД и их вовлечение в хозяйственный оборот являются приоритетными задачами деятельности ФАНО России.

Справочно:

Малые инновационные предприятия - это предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия, выступающие в качестве связующего звена между наукой и производством.

Источники

Федеральное агентство научных организаций (fano.gov.ru), 14/11/2017
  • Запретили объединять институты

    ​Заместитель Дмитрия Медведева распорядился предварительно советоваться по этом поводу с Правительством РФИнститут проблем технологий микроэлектроники и особочистых материалов РАН - кузницу нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Константина Новоселова и надежду на развитие отечественной элементной базы микроэлектроники спасли от поглощения более крупным Институтом физики твердого тела РАН! Впервые за два года реформы российской науки, чью судьбу с некоторых пор по сути вершит Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО), власть "одернула" его руководителя - от зампреда Правительства Аркадия Дворковича поступило распоряжение с пометкой "Вручить немедленно", отменяющее предыдущий приказ ФАНО о слияния двух учреждений.

  • Открытая телеграмма академика Асеева в Якутский научный центр СО РАН

    ​Открытая телеграмма председателя СО РАН академика Александра Леонидовича Асеева участникам круглого стола по реформе РАН журнала «Наука и техника Якутии». Дорогие коллеги! Выражаю искреннюю благодарность и поддержку Вашей научной и гражданской позиции, высказанной на круглом столе 4 апреля 2016 г.

  • Алексей Медведев: "Нам важно сохранить научную среду"

    Правительство утвердило план реструктуризации академической науки. Он стал реализацией поручений президента РФ. Какова цель этой революционной акции? Насколько сократится число институтов РАН? Будет ли масштабное сокращение научных сотрудников? Об этом корреспондент "РГ" беседует с первым заместителем руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) Алексеем Медведевым.

  • Алексей Медведев встретился с молодыми учеными Новосибирска

    ​​16 мая в новосибирском Академгородке заместитель министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев встретился с молодыми учеными. На встрече обсуждались такие актуальные темы, как критерии оценки научной деятельности и методы распределения финансов.

  • Академик Шабанов предлагает выход из возникшей в РАН ситуации

    ​Академию продолжают сотрясать бурные споры. Наиболее взрывоопасная тема сегодня - объединение институтов в Федеральные исследовательские центры. Громкое заявление председателя Сибирского отделения РАН, академика Александра Асеева, что "из-за создания ФИЦ в Красноярске происходит развал науки", процитировано многими СМИ.

  • Академик Хохлов констатировал отсутствие позитивных изменений в структуре ФАНО

    ​Председатель Совета по науке при Министерстве образования и науки России академик Алексей Хохлов выступил на расширенной коллегии Минобрнауки, рассказав о деятельности министерства за 2014 год и очертив задачи на 2015 год.

  • 27 марта состоялось первое в этом году заседание Научно-координационного совета при Федеральном агентстве научных организаций. В нем принял участие руководитель ФАНО России Михаил Котюков. В ходе заседания объявлено о плановой ротации состава Научно-координационного совета.

  • ФАНО РФ завершило сбор данных для экспертной оценки результативности научных организаций

    ​На заседании Бюро Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России, представили отчет о ходе подготовительных мероприятий к проведению внеочередной оценки результативности.

  • Академический треугольник

    ​Эффективность российской науки проверят по 35 параметрамМихаил Котюков: Экзамен на результативность пройдут все научные организации РоссииМожно ли существенно увеличить зарплаты ученым, не сокращая штаты? Зачем массово объединять институты? Насколько болезненным для науки окажется смена за год почти трети руководителей институтов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с Михаилом Котюковым - руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которому переданы академические институты.

  • Бюро Научно-координационного совета продолжает отбор актуальных направлений научно-технологического развития России

    На очередном заседании Бюро Научно-координационного совета (НКС) при ФАНО России был рассмотрен пакет актуальных направлений научно-технологического развития России. Проекты актуальных направлений представили четыре секции НКС: секция «Науки о жизни», секция «Математические, физические, компьютерные и технические науки», секция «Общественно-гуманитарные науки» и секция «Науки об окружающей среде».

  • В условиях возрастания важности внедрения новых знаний и технологий малые инновационные предприятия (МИР), обладая организационной и технологической гибкостью, оказывают положительное воздействие на национальную экономику. Благодаря творческой свободе, отсутствию бюрократических барьеров, заинтересованности в нахождении потребителей своей инновационной продукции, малые инновационные предприятия обладают высокой способностью к нововведениям.

    Представители основных экономических школ в рамках теорий фирмы по-разному оценивают цели фирмы и сравнительные преимущества крупных и малых предприятий. Неоклассическая теория фирмы, которая определяет, что главной задачей фирмы является производство продукции с минимальными издержками, основой целью - максимизация прибыли, а предприниматель, чтобы оставаться конкурентным в рамках отрасли, не нуждается в новых знаниях, не может быть использована для описания особенностей малых инновационных предприятий. Теоретическую аргументацию для обоснования и использования преимуществ малых инновационных предприятий дают: предпринимательская теория фирмы, определяющая функцию фирмы как творческую; ресурсная теория фирмы, для которой целью фирмы является получение конкурентных преимуществ; эволюционная теория, считающая целью фирмы устойчивое развитие экономики страны и выделяющая экономические, социальные и институциональные функции фирмы; сетевая теория фирмы, доказывающая преимущества развития в рамках сети малых предприятий.

    Результативной для изучения современного инновационного малого предприятия является институциональная теория фирмы, объясняющая не столько предпосылки максимизации прибыли предприятия, сколько условия его возникновения и развития. С учетом производственных и транзакционных издержек определяется оптимальный размер фирмы. Для инновационных предприятий, деятельность которых характеризуется большим риском, точка эффективности определяет меньший размер предприятия, позволяющий избавить от излишних управленческих затрат.

    Всемирный банк при анализе критериев, которые применяются в разных странах для отнесения организации к малым предприятиям, рассматривает более 40 показателей, но в качестве основных выделяет: число занятых, ежегодный оборот и валюту баланса предприятия. Для России в законе № 209-ФЗ даны следующие критерии отнесения предприятий к малым:

    • средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 100 человек (микропредприятие - до 15 человек);
    • выручка (без НДС), или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, должна быть менее 800 млн р.

    Положение о том, что доля участия государства и юридических лиц в капитале малого предприятия не должна превышать 49%, в России было отменено для предприятий, внедряющих результаты интеллектуальной деятельности, а также для предприятий, учредителями которых являются автономные и образовательные учреждения.

    Проведение сопоставления роли малых предприятий в экономическом развитии в России и Европейском c оюзе затруднено, так как в ЕС к малым предприятиям относятся организации с числом занятых до 50 человек, а к средним - от 50 до 250 человек. Российская и Европейская классификация совпадают, если вместе рассматривать малые и средние предприятия. Для совершенствования финансового механизма стимулирования развития малых инвестиционных предприятий в России полезно использовать опыт стран ОЭСР в этой области. Меры по совершенствованию управления инновационным развитием в ряде развитых стран были приняты после ослабления к началу 1980-х гг. инвестиционной активности и сокращения темпов экономического роста. Причиной этого явления стало сокращение источников финансирования, с одной стороны, и необходимость модернизации промышленности с помощью обновления производственного потенциала - с другой. Страны ОЭСР выбирают разные методы поддержки инновационного развития. Если в Швеции, Голландии и Мексике государство применяет только прямые методы поддержки инновационного развития, в США и Италии на прямую поддержку приходится до 80% средств, то в Японии и Канаде наиболее широко применяются косвенные меры в виде фискальных стимулов.

    Наиболее распространенным методом косвенного стимулирования инновационных предприятий является предоставление налоговых скидок по расходам на НИОКР с помощью объемного или приростного метода. Инвестиционный налоговый кредит чаще всего предоставляется для внедрения нового оборудования и технологий. Льготы, связанные с амортизацией основных средств, для инновационных предприятий осуществляются в форме ускоренной амортизации оборудования, амортизационных премий. При объединении учебных заведений и производственных предприятий в территориальные кластеры, предприятия, входящие в кластер, получают дополнительные льготы. Оценку эффективности финансовых и нефинансовых инструментов стимулирования МИП можно провести в рамках технопарка, позволяющего осуществлять сразу ряд механизмов поддержки: финансовые (налоги, субсидии, особые кредитные условия для финансирования инвестиций) и нефинансовые (кадровые, информационные, консультативные, льготная аренда помещения и оборудования).

    В соответствии с национальными стандартами РФ технопарк - это управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка. В сфере высоких технологий в России создано 12 технопарков, площадью более 450 тыс. м 2 , с числом занятых 20 тыс. Это технопарки в городах Тольятти, Пенза, Москва, Саранск, Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск и Кемерово. Функционирование технопарков реализуется в рамках государственной программы, созданной в 2007 г. По Комплексной программе с 2007 по 2014 г. на создание технопарков в сфере высоких технологий было выделено 30,45 млрд р., из них: средства федерального бюджета - 42,4%, а средства бюджетов субъектов РФ - 57,6%. Результатами функционирования технопарков в сфере высоких технологий стали: проведение большого числа НИОКР, увеличение числа полученных патентов, выпуск инновационных товаров, работ и услуг.

    Технопарки оказывают положительное влияние на деятельность его резидентов. На примере Научного парка МГУ можно дать оценку эффективности воздействия финансовых и нефинансовых инструментов поддержки на показатели деятельности малых инновационных предприятий. Научный парк МГУ является одним из старейших технопарков в России - протокол о его создании датируется 15-м октября 1990 г/, а активное строительство зданий с офисными, лабораторными и производственными помещениями началось в 1992 г. Его учредителями стали МГУ имени М.В. Ломоносова и Министерство образования и науки РФ в лице инновационного фонда при Государственном комитете по науке и технике (ГКНТ СССР). Технопарк МГУ активно развивался и в 2008 г. стал членом Международной ассоциации научных парков (IASP - International Association of Science Park ). Научный парк МГУ поддерживает проекты и компании в сфере инноваций и высоких технологий. Деятельность технопарка направлена не только на поддержку компаний, создающимися подразделениями университета, или стартапов ученых, аспирантов, студентов и выпускников МГУ, но и на создание благоприятной среды для всех малых инновационных компаний и стартапов, заинтересованных в сотрудничестве и взаимодействии с университетом.

    На данный момент Научный парк МГУ - это более, чем 11,5 тыс. м 2 специализированных и офисных помещений, более 70 микро-, малых и средних предприятий-резидентов с общим объемом оборота, превышающим 5 млрд р. в год, а также более 2,5 тыс. работников . Резиденты Научного парка МГУ имеют возможности пользоваться развитой инфраструктурой технопарка, что позволяет им занять ведущее место среди МИП страны. Пять компаний-резидентов технопарка МГУ вошли в ТОП-50 рейтинга быстрорастущих российских инновационных компаний «ТехУспех» . Компания Bank Soft Systems (BSS ), основанная в технопарке в 1994 г. выпускниками МГУ, заняла в 2014 г. 35-е место в числе крупнейших IT -компаний, согласно рейтингу РА «Эксперт» , и 11-е место в числе самых динамично развивающихся компаний в России, согласно рейтингу CNews Analytics . Также хорошим примером успешного развития инновационного предприятия в технопарке является компания ОАО «РТКОММ.РУ», основанная в технопарке в 2000 г., которая занимает 32-е место в рейтинге компаний в сфере IT «Связь и Интернет», согласно данным Global MSK .

    Кроме предоставления резидентам арендных помещений технопарка, Научный парк МГУ предоставляет дополнительно в аренду ряд лабораторных и административных помещений, а также при необходимости возможность пользоваться обширной инфраструктурой МГУ, в том числе различного рода лабораторным оборудованием, а также возможностями Центра коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием университета.

    Технопарк МГУ предоставляет своим резидентам ряд услуг, которые можно классифицировать по востребованности среди компаний, находящихся на разных уровнях развития.

    1. Компании на уровне «Идея» - стадия « Pre - seed » - на этой стадии существует только начальная идея проекта, как правило, даже отсутствует бизнес-план. На этой стадии Технопарк оказывает бесплатные консультационные услуги по определению общей стратегии коммерциализации проекта, защиты интеллектуальной собственности, подбора источников финансирования, формирования команды.
    2. Посевные компании - следующая стадия «Seed». На этой стадии оказывается содействие в (а) проработке и детализация видения среднесрочного и долгосрочного развития компании с вовлечением существующей инновационной инфраструктуры; (б) усилении проектной команды (поиск молодых менеджеров через специализированные образовательные программы Научного парка МГУ «Формула Успеха », «Формула Био », «Формула IT », привлечение студентов, аспирантов, молодых ученых Московского университета к развитию проектов); (в) привлечении финансирования из государственных (программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонды Российской венчурной компании, гранты Фонда «Сколково», программы Департамента науки промышленной политики и предпринимательства г. Москвы и др.) и частных источников.
    3. Стартапы - стадия начала появления самого продукта и монетизации проекта. На этой стадии Парк МГУ оказывает поддержку в создании финансовых моделей, подготовке бизнес-планов, разработке инвестиционных меморандумов, презентаций, проведении маркетинговых исследований, оценке рисков, технологической и производственной, юридической экспертизе, защите интеллектуальной собственности, а также привлечении инвестиций (в том числе от «РОСНАНО», частных и частно-государственных венчурных фондов).
    4. Якорные компании - функционирующие «зрелые» компании, которые занимают свою долю на рынке высокотехнологичной продукции. Для таких компаний Парк МГУ предлагает следующую поддержку: привлечение дополнительного финансирования, поиск потенциальных партнеров и возможностей взаимодействия с государственным сектором, поиск исполнителей НИОКР среди факультетов МГУ, поиск персонала из числа студентов, аспирантов, практикантов, выпускников МГУ, а также других лучших вузов Москвы .

    Также Научный парк МГУ в лице функционирующего в его рамках Центра молодежного инновационного творчества предоставляет инновационным компаниям услуги прототипирования, изготовления деталей и создания образцов продукции из различных материалов.

    Резидентами Технопарка МГУ являются не только компании, занятые в сфере высоких технологий. На основе анализа сфер деятельности резидентов технопарка МГУ была составлена следующая классификация.

    1. Группа I. Разработка программ, баз данных, иных программных продуктов, информационно-коммуникационные технологии, обеспечение и сопровождение деятельности в сети Интернет. (К предприятиям, занятым в этой сфере, было отнесено 12 компаний.)
    2. Группа II . Разработка и конструирование оборудования и технологий (включая био-медицинские и химические), производство и реализация высокотехнологичной продукции (включая оборудование и приборы) и услуг (включая проектирование). (К предприятиям, занятым в этой сфере, было отнесено 48 компаний.)
    3. Группа III . Аналитика, консалтинг (в том числе в сфере публичных интересов), инвестиции и управление активами. (К предприятиям, занятым в этой сфере, было отнесено 15 компаний.)

    В технопарке основную массу занимают микро- (менее 15 работников и менее 120 млн р. выручки) и малые предприятия (менее 100 работников и менее 800 млн р. выручки), также среди резидентов есть два средних предприятия. Большая часть компаний-резидентов - это микропредприятия (69%). Они вносят основной вклад в выпуск высокотехнологичной продукции (71%) и в число поданных заявок на патенты (59%). Субъекты малых предприятий, несмотря на то, что они составляют 20% от общего числа резидентов, играют важную роль в деятельности Научного парка МГУ. Они занимают основную долю в таких показателях, как оборот (62%), финансирование НИОКР (68%), число поданных заявок на получение патентов (67%), полученных международных патентов (67%), и общей суммы проектов (94%). Последнее говорит о том, что именно малые предприятия имеют совместные проекты с государственным сектором или крупными компаниями. Кроме того, именно малые предприятия занимают самое большое количество практикантов, аспирантов и выпускников МГУ.

    Если рассматривать виды финансовой поддержки, то наибольшее число резидентов имели прямые субсидии Правительства Москвы. Второе место занимают федеральные субсидии, выданные по государственным программам поддержки МИП, третье место занимают субсидии Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

    Налоговые льготы были предоставлены четырем резидентам Научного парка как участникам проекта «Сколково». Организации, получившие статус участников проекта, в течение 10 лет имеют право на освобождение от некоторых налогов (налог на прибыль = 0, НДС = 0).

    Если рассматривать усредненные показатели за 2014 г., то средние показатели предприятий, получивших финансовую поддержку в 2013 г., лучше, чем аналогичные показатели у предприятий, их не имеющих. Средние значения ниже по показателям налоговый отчислений, так как половина получивших поддержку предприятий имеют налоговые льготы. Отметим, что такая разница в среднем обороте резидентов может быть связна со значительными различиями в структурных характеристиках компаний. Например, среди предприятий, не получивших финансовую поддержку, функционирует крупная средняя компания, чей оборот в общей доле составляет более трети (33,5%).

    Анализ показал, что по всем показателям доля резидентов, получивших финансовую поддержку, показывающих положительную динамику, больше, чем у предприятий, которые такой поддержки не получали. По объему оборота 90% компаний, которым была предоставлена финансовая поддержка, продемонстрировали рост. В то же время среди остальных компаний только 57,9% компаний имели рост по показателю оборота. Малые предприятия, которые получают финансовую поддержку (различные виды субсидий и налоговых льгот), в дальнейшем функционируют более эффективно, демонстрируя в среднем более высокие показатели деятельности и более высокую динамику роста этих показателей, нежели предприятия, которым финансовая помощь не оказывалась. Даже функционируя в рамках технопарка, где все резиденты могут пользоваться всеми видами инфраструктурной поддержки, именно компании, к которым были применены финансовые механизмы поддержки, развиваются наиболее успешно.

    С целью определение степени влияния резидентства в технопарке на деятельность и показатели малых инновационных предприятий было проведено анкетирование среди руководителей компаний-резидентов, в результате которого были получены следующие данные.

    Основная масса предприятий в Научном парке МГУ существует более 6 лет (6-10 лет - 44% принимающих участие в опросе резидентов; более 10 лет - 36%). В основном предприятия-резиденты функционировали и до того, как вступили в технопарк МГУ. Только 16% из опрашиваемых начали функционировать в рамках технопарка. П осле вступления в технопарк МГУ финансовые и нефинансовые показатели резидентов в основном растут. Когда мы спрашивали о финансовых показателях, то 48% опрашиваемых ответили, что получение статуса резидента Научного парка МГУ позитивно повлияло на показатели их компаний, 32% ответили, что резиденство никак не повлияло, а 20% опрашиваемых затруднились ответить.

    Опрос о нефинансовых показателях деятельности (таких как число поданных заявок на патенты и полученных патентов, объем высокотехнологичной продукции, финансирование НИОКР и т. д.) показал, что резиденство имело еще более важное положительное влияние, нежели чем финиансовые показатели. Из опрашиваемых резидентов 68% ответили, что встуление в технопарк повлияло на их нефинансовые показатели позитивно, 20% - что не повлияло вовсе, и только 12% затруднились ответить.

    Услуги, к которым наиболее часто прибегают резиденты, - это юридическое, финансовое консультирование (68%); помощь в создании финансовых моделей, бизнес-планов, маркетинговых исследований, оценке рисков и т. д. (56%); помощь в привлечении финансирования, инвестирования (52%). Далее идут такие услуги, как поиск потенциальных партнеров, организация взаимодействия B 2 G (с государственным сектором); близость специалистов в смежных отраслях (для обмена идеями) и причие услуги. Отметим, что только 8% сказали о выгодности арендных ставок (рис. 1).

    Вне зависимости от того, какими услугами пользуются компании, они также могут иметь потребности в другого вида услугах, т. е. не обязательно самые частые по использованию услуги - самые необходимые для развития малых предприятий. На вопрос о том, что компании-резиденты хотели бы улучшить в работе научного парка, основная масса выступила за предоставление налоговых льгот (напомним, что в рамках Научного парка МГУ налоговые льготы на сегодня не предусмотрены) - 76%, второе место по количеству голосов - снижение арендных ставок (52%), третье - улучшение объектов инфраструктуры (32%) (рис.1).

    Рис. 1. Пожелания резидентов для развития научного парка МГУ

    Целью опроса резидентов Научного парка МГУ являлось определение наиболее эффективных механизмов стимулирования малого инновационного бизнеса. Для этого был задан вопрос резидентам о том, какой вид стимулирования был наиболее востребован и необходим их компании для развития. Финансовые механизмы стимулирования малого инновационного предпринимательства признали наиболее эффективными 96% опрошенных. Важными считают инфраструктурные виды поддержки, которые включают юридические, бухгалтерские и прочие консультационные услуги 60% опрошенных. Улучшение научно-технических видов поддержки, которые включают возможность использования специальных помещений, лабораторий, специализированного высокотехнологичного оборудования, важны для 36% опрошенных.

    На основе проведенного опроса резидентов научного парка можно сделать выводы. Влияние технопарка на деятельность малых инновационных предприятий должно быть усилено, так как положительный прирост наблюдался только по 8-ми из 14-ти показателей. В то же время результаты опроса говорят о том, что вступление в Научный парк МГУ в целом положительно повлияло на финансовые и нефинансовые показатели их деятельности. Можно предположить, что отчасти падение некоторых показателей деятельности МИП связано с изменениями на рынке и кризисной ситуацией.

    Финансовые механизмы стимулирования оказывают положительное влияние на деятельность малых инновационных предприятий. Если рассматривать динамику показателей деятельности резидентов, то компании, получившие финансовую поддержку, показали спад только по трем показателям, один из которых - налоговые отчисления, второй и третий - численность сотрудников, численность практикантов.

    3.3. Малые инновационные предприятия

    Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

    Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом. Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научнотехнического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

    3.3.1. Классификация и этапы формирования малых инновационных предприятий

    Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и др.), содержанию конкретных основных задач (производственные, научно-технические, внедренческие и пр.), видам удовлетворяемых потребностей (личные, производственные, научные и т. д.). С точки зрения практического использования и учета особенностей функционирования МИП классификация их может быть осуществлена:

    по содержанию инноваций (продуктовые, технологические, управленческие, органи- зационно-производственные и социальные новшества);

    степени новизны результатов разработок (принципиально новые, модернизированные, улучшенные в конструкторско-технологических решениях);

    содержанию конкретных работ (научно-технические, научно-производственные, посреднические – внедренческие и консультативные, научно-технические услуги);

    этапам инновационного процесса (разработка, опытное и промышленное освоение, внедрение в производство, распространение, эксплуатация);

    назначению новшеств (для мирового рынка – экспортные и внутреннего рынка, включая собственные нужды);

    степени риска (очень рисковые, умеренно рисковые, низко-рисковые).

    Поясним содержание конкретных работ, относящихся к посредническим и научно-тех- ническим услугам. Посреднические услуги включают консультации по выполнению различных расчетов (например, прочностных, высотных, финансово-экономических и др.), проведению маркетинговых, экономических и других видов анализа. Посреднические услуги могут быть и внедренческого характера. Например, освоение новшеств на конкретном предприятии, оказание помощи при промышленном выпуске изделий с учетом произ-

    А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

    водственно-технологических особенностей предприятий и др. Научно-технические услуги включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стандартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно-технической документации в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов интеллектуальной собственности и др.

    Данная классификация малых инновационных предприятий используется в следующих целях: 1) обоснованного их формирования и развития; 2) определения форм и источников финансирования; 3) нахождения прогрессивных и экономичных организационных структур; 4) оценки конгруэнтности, т. е. соответствия между реальным состоянием малых инновационных предприятий (какие они есть на самом деле) и нашими представлениями о них (какими они должны быть); 5) правильного учета и отчетности, способствующих созданию статистической базы. Последнее исключительно важно в рамках необходимого сравнительного анализа данных различных стран и в условиях вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также в связи с переходом к международным стандартам в этой области, в частности к МСФО.

    В своем развитии малые инновационные предприятия прошли два этапа: первый этап

    со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг. и второй – с 1999 г. по настоящее время. Основная масса возникших в первый период малых инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы которого были сформированы еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных.

    В начальный период фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малых предприятий, которые практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них осуществляла самофинансирование, прибегая к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то части малых предприятий удалось найти стороннего инвестора, еще испытывающего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализировать их научный потенциал.

    Таким образом, отличительными чертами первого периода формирования и функционирования МИП являлись:

    Использование готовых научно-технических разработок;

    Охват традиционных отраслей (химическая, машиностроение, приборостроение);

    Отсутствие инфраструктуры.

    В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна малых инновационных предприятий. Отраслевая структура МИП существенно сместилась в сторону отрасли коммуникаций и информационных технологий. Малые инновационные предприятия перешли от начального этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация инновационной деятельности и конкурентоспособность. Второй период развития малых инновационных предприятий можно охарактеризовать следующими чертами:

    Осуществление во многих случаях собственных разработок;

    Освоение их, а также нередко организация опытного производства;

    Изменение приоритетности отраслей (переход к биотехнологиям, телекоммуникациям и информационным технологиям);

    А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

    наличие инфраструктуры, хотя и недостаточно развитой;

    продвижение ими научно-технической продукции на рынок;

    рискованность.

    Кроме того, к особенностям функционирования МИП на втором этапе следует отнести участие в освоении и производстве комплектующих узлов для крупных предприятий и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. На втором этапе функции и направления работ МИП значительно расширились; они, с одной стороны, стали комплексными, а с другой – уникальными, узкоспециализированными.

    В последние годы закрепились позитивные тенденции инновационного развития промышленности, создания гибких организационных структур и активного использования инновационного потенциала малых предприятий.

    3.3.2. Преимущества и значение малых инновационных предприятий и их типы

    За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:

    более быстрая адаптация к требованиям рынка;

    гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;

    большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

    гибкость внутренних коммуникаций;

    осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);

    более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);

    относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

    Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

    Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого бизнеса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше средств для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю на рынке. Следует отметить гибкость и мобильность МИП, позволяющие ему оперативно

    А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

    реагировать на запросы потребителей, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном бизнесе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

    Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предприятия.

    В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоящее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предприятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек, из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом занятых 20–30 тыс. человек.

    Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований

    и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров

    и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами.

    Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты), снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне

    и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только

    А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

    обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов. Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.

    По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инновационного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономи- ческого и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.

    С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять разработку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и сталкиваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффективными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи. Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие приборы и установки для генной инженерии, медицины.

    Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребительских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном случае возможны три разновидности малых предприятий: 1) конкурируют с крупными, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) не конкурируют с крупными, а находят свою рыночную нишу; 3) специализируются на разработках и выпуске на рынок потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Такие малые инновационные предприятия могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.

    Предприятия третьего типа могут работать совместно с крупными, разрабатывая и осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде случаев – и в машиностроении.

    Экспорт инновационной наукоемкой продукции служит одним из основных источников дохода в наиболее развитых странах. В них на долю предприятий с интенсивным ростом и инновационным развитием приходится в среднем 85% ВВП, причем значительная его часть приходится именно на малые и средние предприятия. В странах с развитой экономикой доля малого и среднего бизнеса в общем объеме предприятий колеблется от 97,6 % (США) до 99,3 % (Германия); занятость от 50,1 % (США) до 69,3 % (Япония) работающего населения, создается от 52 % (США) до 57 % (Германия) ВВП.

    По мировым меркам малое и среднее предпринимательство (МСП) в России всё еще сильно отстает по своему значению в формировании ВВП. Так в 2012 году доля МСП в РФ достигло 20-22%, для сравнения, в Китае оно достигает 50%.

    Стоит отметить, что, несмотря на не самые высокие позиции России в рейтинге развития малых, средних и микро предприятий, их число неуклонно растет с каждым годом.

    Рис. 7 Динамика числа малых и средних предприятий в РФ за период с 2009 по 2014 гг.

    Так, общее число МСП увеличилось на 30,4% в 2014 г. по сравнению с 2009 г., из них на долю микропредприятия приходится 88, 1%, на долю малых и средних приходится 11,2% и 0,7% соответственно.

    Инновационные малые и средние предприятия составляют порядка 10-12% процентов в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса (по состоянию на 2013 год), а доля малого инновационного предпринимательства составляет лишь 5% от общего числа малых предприятий.

    На рис.9 представлена динамика удельного веса малых предприятий, осуществлявших технологические инновации и удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий, по субъектам Российской Федерации, %.


    Рис. 8 Динамика удельного веса малых предприятий, осуществлявших технологические инновации и удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий, по субъектам Российской Федерации

    Как можно заметить, наибольший скачок данного показателя произошёл в 2007 году, когда увеличение удельного веса составило почти 200 %.

    Данные взяты с сайта Росстата из раздела «Наука и инновации» (Федеральная служба государственной статистики).


    Рис. 9 Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, по видам экономической деятельности

    Заметим, что в большинстве отраслей 2012 год является лидирующим по показателю «удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации». Наибольшая доля инновационных предприятий наблюдается в следующих отраслях промышленности «Обрабатывающие производства», «Связь», «Научные исследования и разработки». Связано это в первую очередь с высокой конкуренции в области точного и транспортного машиностроения как со стороны отечественных, так и зарубежных компаний, а так же с быстрым устареванием и, как следствие, необходимостью обновления производственного оборудования. Удельный вес предприятий, относящихся к отраслям «Обрабатывающие производства», «Связь», «Научные исследования и разработки», в среднем составляют 11,7 %, 11,5% и 29,2 % соответственно. В среднем данный показатель по всем отраслям составляет 8,5%, с максимальным значением, равным 9,1 % в 2012 году.

    Построим гистограмму удельного веса малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году (в общем числе обследованных малых предприятий) по видам экономической деятельности, и сравним, есть ли различия в тенденциях развития малых предприятий и отраслевых предприятий в целом.

    Рис. 10 Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году (в общем числе обследованных малых предприятий), по видам экономической деятельности

    Отметим, что данные по малым предприятиям, осуществляющим инновации публикуются раз в два гола в соответствии с периодичностью заполнения формы № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия».

    Удельный вес предприятий, относящихся к отраслям «Обрабатывающие производства», «Добыча полезных ископаемых», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в среднем составляют 4,8 %, 3,3% и 2,2 % соответственно. В среднем данный показатель по всем отраслям составляет 4,6 %, с максимальным значением, равным 5,1 % в 2012 году.

    Рассмотрим структуру затрат в целом на технологические инновации в промышленном производстве по источникам финансирования.


    Рис. 11 Структура затрат на технологические инновации в промышленном производстве по источникам финансирования

    Основными затратами на технологические инновации в промышленном производстве являются собственные средства организаций, а при рассмотрении структуры затрат по видам инновационной деятельности основная часть средств идет на приобретение машин и оборудования, а на втором месте исследования и разработки. Однако, стоит отметить, что такое распределение затрат более характерно для крупных и средних предприятий, в малом бизнесе на первое место выходят затраты на исследования и разработки продукции.